Месопотамские представления о богах
prom1 — 23.09.2025

Из ТГ канала https://t.me/sehurni
Месопотамские представления о богах
Майкл Хандли пишет, что месопотамские представления о богах и
божественном характеризуют нечеткость и расплывчатость (англ.
fluidity). Попыток дать целостное определение божественному
месопотамцы в своих текстах не предпринимали. И эта особенность —
нежелание формулировать определения и создавать обобщающие
категории — свойство месопотамского мышления и в целом. Общему
определению месопотамцы предпочитали перечисление признаков, как
можно более полное, объекта. Поэтому людям, воспитанным в западной
традиции мысли, сложно уловить и адекватно выразить то, что
месопотамцы вкладывали в понятие «бог» и «божественность»: оно
распадается на множество отдельных аспектов, которые, кажется,
невозможно свести воедино. Эту разницу между западным восприятием,
стремящимся к целостности, холизму, и месопотамским, Хандли
иллюстрирует с помощью аналогии из изобразительного искусства.
Чтобы дать трехмерное изображение куба, используя правило
перспективы, приходится искажать основные параметры этой фигуры —
равенство граней и ребер, параллельность противоположных граней. За
счет этих искажений мы получаем целостный образ куба. Но
месопотамцы, видимо, никогда бы не решились пожертвовать ни одним
из единичных параметров явления ради получения его целостной
картины: для них каждое ребро куба должно было бы обязательно быть
равной длины, а грани — равной площади. Ни одно из свойств объекта
нельзя опустить или исказить при его описании. Согласно Хандли,
месопотамцы воспринимали своих богов как сочетание или созвездие
признаков (constellation of aspects). И в зависимости от контекста
эти аспекты могли реализовываться как полусамостоятельные существа
или как единство (например, статуя божества, небесное светило или
природная стихия, с которой отождествлялось это божество, его
священное число, животное, предметы его одежды, его символы в виде
штандартов или эмблем, статуи того же божества в других городах и
храмах, всё это, с одной стороны, было формами проявления одной
божественной сущности, а, с другой, могло выступать в качестве
самостоятельных единиц мира божественного). Ни один из этих
аспектов нельзя было устранить. Чем больше таких аспектов было у
божества, тем выше было его могущество.
Литература:
Hundley M.B. Here a God, There a God: An Examination of the Divine
in Ancient Mesopotamia // Altorientalische Forschungen. 2013. Bd.
40. S. 68–107.
Иллюстрация: голова бога в тиаре с рогами, Гирсу, ок. 2000 г. до
н.э
Рублевые вклады с повышенной ставкой: как новым клиентам получить максимальный доход
Дачные зарисовки
Индастриал как он есть...
Нелепый медведь, который зачем-то
Хвост пони
Афера века
Покупать квартиру стало опасно
Мария Олимпия на показе Victoria’s Secret
Улицы Манхэттена.

