Майданутые образы и альтернативная мода в фильме "Пророк. История Александра

топ 100 блогов selyanka126.08.2025 Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра 7 prorok-istoriya-aleksandra-pushkina-4_0a1.jpg

Самым скандальным фильмом этого года стал, безусловно фильм Феликса Умарова "Пророк. История Александра Пушкина"
"Наше всё" предстает на экране в знаковые моменты биографии, транслируя ее "понятным современному зрителю" языком: вместо  вежливых "высокопарных" высказываний начала XIX века "солнце русской поэзии" читает рэп, а вместо чинной походки прыгает по столам.

Совершенно очевидно, что говорить о достоверной точности образов, представленных в фильме, было бы крайне странно. Заявленная условность повествования не дает нам повода полноценно рассматривать костюмы как часть исторического документа. Да, XIX века в картине столько же, сколько привычного, современного российскому зрителю Юры Борисова. С таким же успехом действие могло быть перенесено на Луну или в аквапарк, а Пушкин мог бы носить скафандр или плавательные шорты.

Костюмы созданы петербургским художником Татьяной Патрахальцевой, и она рассказывает, что работа над костюмами для "Пророка" была сложной. Здесь требовалось передать в костюмах в общих чертах стиль и дух первой трети XIX века. При этом — приблизить костюмы к современному зрителю, а также выразить в них индивидуальность не только исторического персонажа, будь то Жуковский, Данзас или графиня Воронцова, но и артиста, создававшего образ на экране. И, конечно, учитывать пожелания "молодого режиссера", который вместо очередной биографии Пушкина снял мюзикл с песнями, танцами и даже рэпом.

Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра 3 53c87b5e71d.jpg
Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"

За что стоит похвалить костюмы?
Ну во-первых, нужно сказать, что обмундирование второстепенных мужских персонажей представлено вполне достойно. Нельзя не отметить расшитые золотом мундиры, которые не только выглядят впечатляюще, в первую очередь благодаря детальной проработанности, но и придают статуса и мужественности исполнителям.
Наверняка дотошный зритель увидит некоторые временные нестыковки, но на фоне общей картины они настолько малозначимы, что уделять им внимание не имеет смысла.
Во-вторых, лицейская форма Пушкина со товарищи, даже при некоторых небольших допущениях, тоже выглядит вполне аутентично.
В-третьих, очень недурно одета массовка на улицах Петербурга. Да, местами отдельные персонажи из нее смотрятся карикатурно, однако общему духу эпохи их наряды вполне соответствуют.

Какая бы то ни было историческая достоверность на этом заканчивается.
     
Все прочие представленные на экране образы имеют настолько условную связь с реальностью, что говорить о них в контексте исторического нарратива было бы неуместно. Попробуем всё же оценить наряды главных персонажей, если не с точки зрения реалий XIX века, то хотя бы со стороны их художественной составляющей и визуальной привлекательности.
                             
Пушкин (Юра Борисов)

1817 год. Начинающий литератор Александр Пушкин, этакий повеса, прибывает на бал к княгине Голицыной. Обнажающим грудь незастегнутым воротом и провокационным алым галстуком такой персонаж наверняка смутил бы всех присутствовавших, но киношный Пушкин смущает собрание лишь своим эпатажным поведением, чем, однако, привлекает внимание княгини.

Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра 4 ceca33b6d1f6.jpg
Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"
     
1823 год. Новоиспеченная возлюбленная, графиня Елизавета Воронцова, объясняет молодому поэту, как нужно жить и чем эпатировать публику, и переодевает его на свой вкус. В итоге Пушкина на экране "заменяет" карикатурная копия Джека Воробья, одетого в куцый "жилет матадора", очень странного вида шаровары и нелепейший тюрбан на голове. Графиня в восторге: шалость удалась!

Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра _____scale_1200aa.jpg
Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"

Кстати, в отличие от российских дворян в 1820-е тюрбаны были крайне популярны у российских аристократок, поэтому нет ничего удивительного, что Елизавета решила поделиться с протеже своим модным аксессуаром.

Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра 6 Untitled1.jpg
Слева направо: Неизвестный художник. "Портрет графини Екатерины Александровны Стройновской", первая половина 1820-х. Ансельм Франсуа Лагрене. "Варвара Николаевна Балк-Полевая, урожденная Салтыкова", 1820-е. Луиза Мари Жанна Герсент. "Голицына Наталья Степановна, урождённая графиня Апраксина", 1824 год.

Хотя художник по костюмам Татьяна Патрахальцева утверждает, что вдохновлялась вовсе не женскими тюрбанами российских дворянок,  а знаменитым портретом лорда Байрона в албанском костюме кис­ти Томаса Филлипса.
Поскольку гравюра с портретом Байрона (правда, не Филлипса) ­стояла на письменном столе как самого Пушкина, так и Евгения Онегина ("И лорда Байрона портрет"), то Патрахальцева предположила, что Пушкин вполне мог одеться как его "кумир". Ну вот и выдала образ.

Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра 6 Untitled.jpg
Справа Томас Филлипс "Лорд Байрон в албанском костюме" 1813 год, справа кадр из фильма


Можно только порадоваться, что Пушкина не обрядили в юбку, в конце концов Байрон изображен в фустанелле (это такой албанский килт, складчатая мужская юбка, являвшаяся частью одежды албанцев в Османской армии). А то ведь вполне могли бы заставить Пушкина и в юбке подефилировать... Модно, стильно, молодежно и на всех подиумах мира еще совсем недавно показывали!

Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра 6_____scale_1200 ZHABO.jpg
Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"

1824 год. Всеми покинутый Александр Сергеевич томится в Михайловском и дни и ночи напролет пишет в стол. В вынужденной ссылке он носит, не снимая, видимо, сильно полюбившиеся ему широченные брюки и блузу с несуразным жабо. Живет при этом Пушкин в условном "свинарнике", мусор с пола подобрать некому, да и лень.

Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра 7____e7BcZe.jpg
Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"

1828–1837 годы. Помилованный новым императором поэт возвращается в свет, для контраста — почти сразу на бал. Пресыщенный вниманием дам, одетых в платья сказочных принцесс из неопределенной эпохи, он знакомится с будущей женой, впечатлившей его своей непосредственностью. С этого момента главный герой, а вместе с ним и его костюм становятся более степенными, серьезными и сдержанными.

Монохромные черно-белые образы дополняет лишь серый жилет с узором. Что ж, оригинальная мужская мода этого периода, действительно, большим разнообразием не отличалась, костюм всё больше становился похож на современный.
Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра _900 x 600 2.jpg
Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина". И электрические провода!
                                          
                               
Княгиня Авдотья Голицына (Светлана Ходченкова)

С первой из трех своих экранных визави — княгиней Голицыной — Пушкин знакомится на балу в 1817 году. Антураж происходящего куда больше соответствует вечеринке из "Великого Гэтсби" База Лурмана, демонстрируя зрителям все характерные ее приметы: блестки с потолка, море шампанского и разгоряченных красоток в нарядах с открытыми спинами, игривыми бретелями и обилием бижутерии.

Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра 6 a05-prorok-review-2025.jpg
Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"
     

На хозяйке вечера — платье из голубого атласа, выгодно подчеркивающее женственные формы драпировками.

Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра 7 85ac8b69264dd.jpg
Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"

Обильно декорированное тюлем, формирующим вторую, более пышную юбку, сконцентрированную в "хвостовой части", оно напоминает вечерние образы, которые создавались ныне незаслуженно забытым модельером Чарльзом Джеймсом в середине 1950-х.

Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра 8 fcc023bdea2e.jpg
Вечернее платье от Чарльза Джеймса, середина 1950-х Chicago History Museum

[Selyanka1 ON. Тут я вспомню свои собственные посты, в частности Образы фильма "Онегин" (2024), или как Пушкина сделали Джейн Остин.  А еще, как ни странно это звучит, но "бал" Голициной во многом повторяет эстетику представления французского мага Фурье из фильма "Серебрянные коньки", где Патрахальцева тоже была одним из художников по костюмам.  - Selyanka1 OFF]

Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра _____anna_karenina2012_1.jpg
Кадр из фильма "Анна Каренина" (2012)

По словам Патрахальцевой Феликс Умаров попросил превратить княгиню Голицыну в диву, костюм которой не был бы привязан к определенному времени.
Так возникло серебристо-голубое, с драпировками, платье княгини и ее фантастический головной убор в виде кокошника из перьев. В ней есть не только вневременное, но и внеземное — вспоминается даже Аэлита из фильма Якова Протазанова, костюмы к которому придумала Александра Экстер.

___«Аэлита», 1924.jpg
Кадр из фильма "Аэлита" (1924)

Совсем не соответствует эпохе? Создатели фильма посчитали, что для своего времени Авдотья Голицына была смелой и экстравагантной во всем, в том числе и в одежде. Сохранился ее портрет кисти Виже-Лебрен, запечатлевшей графиню в образе богини Флоры. Современники вспоминают, что Голицына иногда принимала своих гостей в костюмах, стилизованных под картины Древнего Рима. А на московский бал в Благородном собрании однажды явилась в сарафане и кокошнике, оплетенном лаврами, — этакой "возрожденной Марфой Посадницей", по выражению Вяземского.
Отсюда и такая стилизация
Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра __006Untitled.jpg
Слева Э. Виже-Лебрен "Княгиня Авдотья Ивановна Голицына в образе Флоры" (1799), справа кадр из фильма
Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра ___prorok-istoriya-aleksandra-pushkina-1_05d.jpg
Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"

На голове у княгини — перьевое нечто, представляющее собой что-то среднее между русским кокошником и сценическим головным убором исполнительницы партии Царевны Лебеди из оперы "Сказка о царе Салтане". К слову, отсылающий к русскому кокошнику головной убор появляется на княгине Голицыной и в еще одной сцене.
Тут нужно отдать создателям должное: головные уборы, напоминающие традиционные кокошники, были крайне популярны у русской знати после победы над Наполеоном.
Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра _____Untitled.jpg
Слева Роберт Лефевр "Портрет княгини Барятинской с дочерью Ольгой" (1817 г.). Справа Михаил Врубель. "Царевна Лебедь" (1900)
Графиня Елизавета Воронцова (Аня Чиповская)


Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра 11 8ce0d0e9.jpg
Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина" 

С графиней Воронцовой судьба сводит Александра в 1823 году, во время службы в Одессе. Ее наряды — также не более чем фантазия на сказочную тему. С модными женскими платьями 20-х годов XIX века их связывает, пожалуй, лишь длина юбок, да и то не всегда. В аутентичных образах того времени талия еще не до конца опустилась на свое законное место, а потому была несколько завышена. В это же время линия декольте, наоборот, поднялась выше, отчего оно стало фактически целомудренно закрытым. Дамы не носили ярких цветов, отдавая предпочтение более сдержанным оттенкам, и уж точно не разгуливали по улицам в мужских цилиндрах.

Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра ___0000222Untitled.jpg
Слева Джордж Доу "Елизавета Воронцова" (1820) Справа кадр из фильма.

Всё вышеописанное — полная противоположность тому, во что одета графиня. Тем не менее образы получились яркими, цепляющими взгляд. В конце концов, не просто так по задумке авторов именно харизматичная Воронцова, знающая толк в необычных, эпатажных нарядах, переодевает Пушкина на свой вкус, делая из него "местную звезду"

Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра ___000776Untitled.jpg
Слева кадр из фильма, справа Пётр Соколов "Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой" (ок. 1823)
           
                 
Наталья Гончарова (Алёна Долголенко)
     
Реальная Наталья Гончарова была одной из самых стильных дам своей эпохи. На знаменитом акварельном портрете кисти Александра Брюллова, написанном в 1831–1832 годах, на ней невероятно модное платье с очень пышными рукавами, множеством оборок и бантиков. Рукава дамских платьев стали прибавлять в объеме еще в 1820-е, а к началу следующего десятилетия уже нередко достигали почти монструозных размеров. Кроме того, в это время большое внимание уделялось декору: рюшам, оборкам и бантам. Это касалось не только нарядов, но и причесок, становившихся всё более объемными, сложными и замысловатыми.
Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра 15 Untitled.jpg
Александр Брюллов. "Портрет Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской (урожденной Гончаровой)", между 1831 и 1832.  Модные платья, 1829

Экранная возлюбленная Пушкина об этом ничего не слышала, поэтому одевается в лаконичные платья, чрезмерным декором не избалованные и объемными рукавами не наделенные

Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра 12 6c671.jpg
Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"

Сложные прически — тоже не ее сильная сторона, поэтому она либо ходит простоволосой на людях, либо наспех подкалывает локоны на затылке, либо надевает скромный венок.

Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра 7 3df4dc83311aaa7b999791bce09c.jpg
Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"

Образы получаются очень нежными, воздушными и по-девичьи трогательными, но экстремально современными. XIX веком здесь и не пахнет.

Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра ____c42a4c20b2403965e554b5ee1f.jpg
Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"

Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра _____cjballgownsmain111.jpg
Знаменитая фотография Сесила Битона 1948 года, на которой девять моделей, в том числе Мэрилин Эмброуз, Дорри Адкинс, Кармен Делл'Орефис, Андреа Джонсон, Лили Карлсон и Дориан Ли, одеты в различные платья от Чарльза Джеймса и позируют в обшитом французскими панелями зале French & Company восемнадцатого века.
       
Для резюмирования вышеизложенного отлично подходит цитата из бессмертного "Бориса Годунова" Александра Сергеевича: "Я силюсь, брат, да не могу".
Работа над костюмами проделана огромная. Историческая глубина этой работы, к сожалению, оставляет желать лучшего. Но если рассматривать "Пророка" как красивую сказочную фантазию, действие которой происходит в вымышленном мире в давние времена, то глазу, безусловно, будет за что зацепиться.

____________________Наталья, жена Пушкина, среди петербургской богемы..jpg
Жена Пушкина среди петербургской богемы.
Отсюда Отсюда

                   
Майданутые                 

Ну а теперь от меня лично. Не совсем рецензия, ибо я фильм досмотреть не смогла, у меня появился такой рвотный рефлекс на все это хайповатое непотребство, что я просто не выдержала. Поэтому просто выложу несколько картинок в качестве личных ассоциаций.
Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра ____2.jpg

Это режиссер фильма Феликс Умаров, 1994 года рождения. В послужном списке молодого человека до "Пророка" был только спортивный сериал "Домашнее поле" ( адаптация норвежского сериала "На своём поле", вряд ли кто его смотрел) и несколько клипов для иностранных брендов.
Внешний вид  Умарова очень сильно намекает либо на нестандартную "гендерность", либо на некие психологические проблемы. Ну а может молодой человек еще просто из инфантильного подросткового возраста не вышел, если именно так самовыражается, продвигая веcьма специфическую "культуру"
         
Какую именно "культуру"?
Так вот же, в этом обезьяннике на самом деле многие засветились, обезьянник даже одно время оплачивали из рекламных денег банков и продвигали в качестве стандартов для мажоров и не только.

Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра _____scale_1200 (3).jpg
Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра ____00f405b93fea50b4029c8b3cb75c6b9e.jpg
Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра ___111Untitled11.jpgМайданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра ____original (1).jpg

Ну и соответственно, согласно собственным представлениям о "красивом", Пушкина туда же записали - то ли в мартышки, то ли в макаки.

Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра prorok-istoriya-aleksandra-pushkina-15_01a.jpg

В общем, научили российскую молОдежь "хорошему и правильному" разврату.
Прямо даже в "традиционных семейных ценностях" или как там это сейчас называется...

Майданутые образы и альтернативная мода в фильме Пророк. История Александра _____maxresdefault111.jpg

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
После выхода провокационных фотографий Ким Кардашьян многие задались вопросом, а как она так делает, что струя шампанского попадает прямо в бокал, стоящий на её попе? Весь мир сегодня охвачен ...
Алексей Толстой "Осень" Вороны на старых деревьях Каркают хрипло в тиши, Угрюмой порою осенней Становится сумрак души. Ветви безмолвно скрипят Над голой сырой землей, Лишь черные тени кружат Вороний каркан зловой*. Это чат по моему запросу собчинил мне стихи про ворон на голых ...
В январе 2004 года на заседании Комиссии по АЯ РГО выступил российский уфолог Е.Литвинов с докладом "Пришельцы среди нас", в котором он утверждал, что некоторые из пришельцев уже ...
...
«Украина не Россия». «Кто не скачет тот москаль». Мы будем жить лучше, чем в России. Именно так. Украина живет Россией. Все в ней вертится вокруг России. Не Европой, куда она якобы стремиться и все никак не попадет, а Россией. Любая проблема РФ это надежда «не России». Любая победа ...