Майданутые образы и альтернативная мода в фильме "Пророк. История Александра


Костюмы созданы петербургским художником Татьяной Патрахальцевой, и она рассказывает, что работа над костюмами для "Пророка" была сложной. Здесь требовалось передать в костюмах в общих чертах стиль и дух первой трети XIX века. При этом — приблизить костюмы к современному зрителю, а также выразить в них индивидуальность не только исторического персонажа, будь то Жуковский, Данзас или графиня Воронцова, но и артиста, создававшего образ на экране. И, конечно, учитывать пожелания "молодого режиссера", который вместо очередной биографии Пушкина снял мюзикл с песнями, танцами и даже рэпом.

Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"
Ну во-первых, нужно сказать, что обмундирование второстепенных мужских персонажей представлено вполне достойно. Нельзя не отметить расшитые золотом мундиры, которые не только выглядят впечатляюще, в первую очередь благодаря детальной проработанности, но и придают статуса и мужественности исполнителям.
В-третьих, очень недурно одета массовка на улицах Петербурга. Да, местами отдельные персонажи из нее смотрятся карикатурно, однако общему духу эпохи их наряды вполне соответствуют.
Какая бы то ни было историческая достоверность на этом заканчивается.
1817 год. Начинающий литератор Александр Пушкин, этакий повеса, прибывает на бал к княгине Голицыной. Обнажающим грудь незастегнутым воротом и провокационным алым галстуком такой персонаж наверняка смутил бы всех присутствовавших, но киношный Пушкин смущает собрание лишь своим эпатажным поведением, чем, однако, привлекает внимание княгини.


Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"
Кстати, в отличие от российских дворян в 1820-е тюрбаны были крайне популярны у российских аристократок, поэтому нет ничего удивительного, что Елизавета решила поделиться с протеже своим модным аксессуаром.

Слева направо: Неизвестный художник. "Портрет графини Екатерины Александровны Стройновской", первая половина 1820-х. Ансельм Франсуа Лагрене. "Варвара Николаевна Балк-Полевая, урожденная Салтыкова", 1820-е. Луиза Мари Жанна Герсент. "Голицына Наталья Степановна, урождённая графиня Апраксина", 1824 год.

Справа Томас Филлипс "Лорд Байрон в албанском костюме" 1813 год, справа кадр из фильма

Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"
1824 год. Всеми покинутый Александр Сергеевич томится в Михайловском и дни и ночи напролет пишет в стол. В вынужденной ссылке он носит, не снимая, видимо, сильно полюбившиеся ему широченные брюки и блузу с несуразным жабо. Живет при этом Пушкин в условном "свинарнике", мусор с пола подобрать некому, да и лень.

Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"
Монохромные черно-белые образы дополняет лишь серый жилет с узором. Что ж, оригинальная мужская мода этого периода, действительно, большим разнообразием не отличалась, костюм всё больше становился похож на современный.

Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина". И электрические провода!

Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"
На хозяйке вечера — платье из голубого атласа, выгодно подчеркивающее женственные формы драпировками.

Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"
Обильно декорированное тюлем, формирующим вторую, более пышную юбку, сконцентрированную в "хвостовой части", оно напоминает вечерние образы, которые создавались ныне незаслуженно забытым модельером Чарльзом Джеймсом в середине 1950-х.

Вечернее платье от Чарльза Джеймса, середина 1950-х Chicago History Museum
[Selyanka1 ON. Тут я вспомню свои собственные посты, в частности Образы фильма "Онегин" (2024), или как Пушкина сделали Джейн Остин. А еще, как ни странно это звучит, но "бал" Голициной во многом повторяет эстетику представления французского мага Фурье из фильма "Серебрянные коньки", где Патрахальцева тоже была одним из художников по костюмам. - Selyanka1 OFF]

Кадр из фильма "Анна Каренина" (2012)

Кадр из фильма "Аэлита" (1924)

Слева Э. Виже-Лебрен "Княгиня Авдотья Ивановна Голицына в образе Флоры" (1799), справа кадр из фильма

На голове у княгини — перьевое нечто, представляющее собой что-то среднее между русским кокошником и сценическим головным убором исполнительницы партии Царевны Лебеди из оперы "Сказка о царе Салтане". К слову, отсылающий к русскому кокошнику головной убор появляется на княгине Голицыной и в еще одной сцене.
Тут нужно отдать создателям должное: головные уборы, напоминающие традиционные кокошники, были крайне популярны у русской знати после победы над Наполеоном.

Слева Роберт Лефевр "Портрет княгини Барятинской с дочерью Ольгой" (1817 г.). Справа Михаил Врубель. "Царевна Лебедь" (1900)

С графиней Воронцовой судьба сводит Александра в 1823 году, во время службы в Одессе. Ее наряды — также не более чем фантазия на сказочную тему. С модными женскими платьями 20-х годов XIX века их связывает, пожалуй, лишь длина юбок, да и то не всегда. В аутентичных образах того времени талия еще не до конца опустилась на свое законное место, а потому была несколько завышена. В это же время линия декольте, наоборот, поднялась выше, отчего оно стало фактически целомудренно закрытым. Дамы не носили ярких цветов, отдавая предпочтение более сдержанным оттенкам, и уж точно не разгуливали по улицам в мужских цилиндрах.

Слева Джордж Доу "Елизавета Воронцова" (1820) Справа кадр из фильма.
Всё вышеописанное — полная противоположность тому, во что одета графиня. Тем не менее образы получились яркими, цепляющими взгляд. В конце концов, не просто так по задумке авторов именно харизматичная Воронцова, знающая толк в необычных, эпатажных нарядах, переодевает Пушкина на свой вкус, делая из него "местную звезду"

Слева кадр из фильма, справа Пётр Соколов "Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой" (ок. 1823)

Александр Брюллов. "Портрет Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской (урожденной Гончаровой)", между 1831 и 1832. Модные платья, 1829
Экранная возлюбленная Пушкина об этом ничего не слышала, поэтому одевается в лаконичные платья, чрезмерным декором не избалованные и объемными рукавами не наделенные

Сложные прически — тоже не ее сильная сторона, поэтому она либо ходит простоволосой на людях, либо наспех подкалывает локоны на затылке, либо надевает скромный венок.

Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"
Образы получаются очень нежными, воздушными и по-девичьи трогательными, но экстремально современными. XIX веком здесь и не пахнет.

Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"

Знаменитая фотография Сесила Битона 1948 года, на которой девять моделей, в том числе Мэрилин Эмброуз, Дорри Адкинс, Кармен Делл'Орефис, Андреа Джонсон, Лили Карлсон и Дориан Ли, одеты в различные платья от Чарльза Джеймса и позируют в обшитом французскими панелями зале French & Company восемнадцатого века.
Для резюмирования вышеизложенного отлично подходит цитата из бессмертного "Бориса Годунова" Александра Сергеевича: "Я силюсь, брат, да не могу".
Работа над костюмами проделана огромная. Историческая глубина этой работы, к сожалению, оставляет желать лучшего. Но если рассматривать "Пророка" как красивую сказочную фантазию, действие которой происходит в вымышленном мире в давние времена, то глазу, безусловно, будет за что зацепиться.

Жена Пушкина среди петербургской богемы.
Отсюда Отсюда
Ну а теперь от меня лично. Не совсем рецензия, ибо я фильм досмотреть не смогла, у меня появился такой рвотный рефлекс на все это хайповатое непотребство, что я просто не выдержала. Поэтому просто выложу несколько картинок в качестве личных ассоциаций.

Это режиссер фильма Феликс Умаров, 1994 года рождения. В послужном списке молодого человека до "Пророка" был только спортивный сериал "Домашнее поле" ( адаптация норвежского сериала "На своём поле", вряд ли кто его смотрел) и несколько клипов для иностранных брендов.




Ну и соответственно, согласно собственным представлениям о "красивом", Пушкина туда же записали - то ли в мартышки, то ли в макаки.

В общем, научили российскую молОдежь "хорошему и правильному" разврату.
Прямо даже в "традиционных семейных ценностях" или как там это сейчас называется...

|
</> |