Матрица: легенда о несбывшемся грядущем

топ 100 блогов anlazz02.04.2024 Оказывается, в этом году исполняется не только сорок лет с момента выхода на экраны "Гостью из будущего", но и 25 лет с момента начала показа другой знакового для нашего поколения кинокартины - "Матрицы". Да, именно так: фильм братьев - именно братьев и никак иначе (они и сейчас братья) - Вачовски вышел на экраны 31 марта 1999 года.

Кстати, если честно, то я посмотрел его (фильм "Матрица") где-то через полгода - в октябре 1999. Разумеется, на видеокассете - в то время кинотеатров в нашем провинциально городе не было. (Уже закрылись и еще не открылись - был такой период.) Впрочем, не важно. Важно то, что этот фильм реально оказался рубежным - и не только в истории кинематографа, где, по сути, произошла "революция" в плане показа боевиков. (Все эти slow-mo, уклонения от пуль, "крутящаяся камера", невероятные и принципиально невозможные в нашем мире трюки и все прочее, что стало таким привычным после "Матрицы", но чего не было до.)

Но на самом деле "Матрица" оказалась не только "визуальной инновацией". Потому, что она, по сути, "открыла" для массового потребителя тему "ненастоящего мира", тему иллюзорности всего происходящего. Почему "открыла" в кавычках? Да потому, что, конечно, данная идея существовала очень давно: даже пресловутый епископ Беркли был на самом деле тут далеко не первым - даже если не брать мощную буддийскую традицию, то все равно, стоит признать, что еще Платон со своей метафорой "пещеры" утверждал что-то подобное. (Что же касается меня, то я, прежде всего, вспомнил лемовский "Футурологический конгресс" 1971 года, хотя, конечно, пан Станислав обращался к этой теме не раз. Например, "Странные ящики профессора Коркорана" 1960 года практически один в один воспроизводит идею "виртуальной реальности".)

Однако "массовый потребитель культпродукта" все это пропускал мимо своих ушей до тех пор, пока пресловутые братья не вывалили им на голову свою "Матрицу". И началось... в смысле, начался целый вал "кино-" и "не кинопродуктов", в которых данная тема оказывается главной - вплоть до ужасного (в плане исполнения) последнего "отечественного" "Мастера и Маргариты". ("Вторичная свежесть" не сказать даже, какой категории: "отсылки к Нолану", который сам "отсылка к Матрице", которая - см. сказанное выше.) Впрочем, ладно: ублюдочность новорусского кино - вещь известная, и тратить на ее обсуждение время не стоит.

Гораздо важнее - обратить внимание несколько на иное. На то, что пресловутая "Матрица" - задав один из базовых трендов современного мировосприятия, который и выражает масскульт - по сути, произвела возвеличивание компьютеров и прочих IT, обожествление их и помещение на самый верх иерархической пирамиды. Вот это, ИМХО, и является тем, что можно назвать "эффектом Матрицы", главным воздействием данного творения Вачовски, который, собственно, и определяет его реальное цивилизационное значение. (Поэтому все остальные произведения братьев - даже если оные и выше по техническому и иному исполнению - в реальности ушли в небытие. А "Матрица" - осталась.

Собственно, именно "Матрица" вместе с "Терминатором" - так же занимающем базовое значение в "современной культурной парадигме" - и заложила основу современного "айтиложества", которое так ярко проявляется сейчас практически во всем. Начиная с фантастического роста фондового рынка США и иных западных стран - где лет 20 вообще ничего не растет, кроме "хайтека". (То есть, лет 15-20 Запад, фактически, ни во что не инвестирует, кроме как в Divini Computer.) И заканчивая не менее фантастическим ростом зарплат пресловутых "айтишников", которые уже превышают зарплату работников "финансовой сферы". (Даже в России з/п "300+" для "тимлидов" считаются низкими.)

При этом реальный "выхлоп" отрасли... ну, в общем, об этом уже не раз говорилось, поэтому не буду тут особо распространяться. Отмечу только то, что сейчас до сих пор снег чистят не роботы, а люди, так же люди крутят "баранки", работают грузчиками, строительными рабочими и сборщиками на конвейерах. А роботы... а роботы рисуют "прикольные картинки", пишут музыку и дипломы, советуют "как лечиться" и помогают мошенникам уводить огромные суммы денег из карманов обывателей одним движением пальца.

Ну, а что, иного надо было ожидать? Divini Computer - он же не для того Divini, чтобы улицы мести? Он - для того, чтобы ему поклонялись и приносили жертвы (в виде своих кошельков) люди, возжелавшие получить себе реальное божество! И только то, что до сих пор еще не появилось "настоящего ИИ", не позволяет прямо отдать компьютерам власти - дабы оные судили и жаловали "кожанных мешков" по власти своего всемогущества. Ведь они всемогущи, да? Ну, а как же иначе, я же в кино это видел, в "Матрице", где агент Смит и Архитектор. (Ну ладно, ладно, нет тут ничего такого: "масонская мифология" всегда была чистой попсой, даже во времена Льва Толстого. И кроме этой "попсы для аристократов" в ней никогда ничего не было.)

И поэтому нет смысла искать в "Матрице" каких-то "тайных смыслов" (простите за рекурсию!), нет смысла воспринимать этот фильм в качестве какого-то важного элемента "нового мирового порядка" и т.д. Так как на самом деле все гораздо проще: "Матрица" не заложила тенденцию, а лишь визуализировала то, что "зрело" внутри западного общественного сознания в течение предыдущего десятилетия. Когда, собственно, и зародился миф о "Всемогущей машине, становящейся благим божеством". Именно "благим": в той же "Матрице" роботы дают человеку возможность существовать в ванне с физраствором. Хотя с т.з. любой логики находящиеся на подобном уровне сознания компьютеры-программы могли бы с легкостью уничтожить "всю эту слизь". ("Энергетическая модель" фильма не выдерживает элементарной критики, равно как "альтернативная модель", где люди нужны, как "сервера": еще раз, техносфера в "Матрице" настолько развита, что может прекрасно обойтись без оного.)

Так что любой, кто может хоть немного мыслить, должен понять: эта самая "компьютерная мифология" к реальной жизни не имеет не большее отношение, нежели та же "классическая античная мифология" со всеми ее божествами и героями к реальной жизни античного же полиса. Потому, что это в мифе Зевс с молниями карает каждого нечестивца и порождает массу героев (от каждой более-менее привлекательной бабы) для "умирения Вселенной". А в реальности - аристократы мутузятся друг с другом за право обирать простолюдинов, и да, плодят, конечно, бастардов в товарных количествах. Но вовсе не для улучшения бытия, а просто так, "потому, что возможность есть".

То есть, это в мифах "всемогущие компьютеры могут все посчитать и всем управлять, подменяя человеку "реальную реальность" реальностью виртуальной". А в реальной - простите - реальности попытки "активного использования виртуальной реальности" проваливаются уже не помню, сколько раз. (Первая попытка была еще до "Матрицы" - в начале 1990 годов, даже в России продавалось. Последняя - Apple Vision Pro, но про нее пока ничего сказать невозможно. Еще были Google Glass, так же вызвавшие немалый шум - и полное забвение года через два после выхода.

Примерно то же самое можно сказать про все остальное, включая пресловутый ИИ, который, конечно, искусственный, но никакой не интеллект. Потому, что все это - скорее "виртуальные" (рекурсия! она везде!) образы, нежели на самом деле существующие технологии. И на самом деле та же легкость "написания дипломов" - да и диссертаций - связана только с тем, что студенты и аспиранты сами по себе пишут там ТРАДИЦИОННО полную муру, а проверяющие этот факт прекрасно знают. (Знаменитое "а болты будем делать из дерева, потому, что мой диплом никто не читает" я встречал у очень многих людей из самых разных вузов. То есть, то, что ценность данной работы околонулевая и чисто ритуальная - общеизвестно.)

Поэтому вместо "того самого" киберпанка - с его всемогущими роботами, всезнающим AI и виртуальной реальности вместо реальности реальной - к нам пришло то, что уважаемый Мараховский называет "нищепанк". То есть, дешевая имитация "того самого киберпанка", исполняемого подручными средствами. Где вместо "физических роботжен" - чат-ботки в смартфоне, вместо уличных киберуборщиков - таджики с узбеками (или мексиканцы с парагвайцами), вместо "всевидящего киберока" - бесконечные "стуки всех на всех" (еще раз напомню: во время ковидури французская полиция даже обращалась к населению с просьбой "стучать поменьше, не справляемся"), вместо "подключения к мозгу" - упертость в тот же смартфон даже на улице, ну и т.д. и т.п.

И даже "всемогущество корпораций" - которые контролируют все и всех - "превратилось" в пресловутые "стартапы", которым не надо "подчинять сознание" обывателей. Поскольку оные и без этого несут туда горы денег - достаточно написать что-то вроде того: "прорывная технология, к 2030 будем летать на Луну и Альфа Центавру", и все, отбоя от "инвестиций" не будет. И никакие "чипы в мозг" оказались не нужны - равно как и "ванны с физраствором - все сами, "ручками, ручками". Или ножками...

Так что можно честно "похоронить" киберпанк - как еще один вариант "несбывшегося грядущего" вместе с советским "Полднем" и фукуямовским "концом истории". Впрочем, это и так понятно, потому, что ... впрочем, ладно. Об этом надо говорить уже отдельно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Друг написал пронзительно. Вообще бедность в 90-х - удивительное явление: еще недавно я не знал практически никого, кто в 90-х бедствовал, кроме одного человека. Тот начал за здравие, купил форд трехлетку в 92-ом, работал, зарабатывал и чет приуныл, прекратил работать на несколько лет. И ...
P.S. Толоконникову, других бесовок и их родственников  надо  лишить российского гражданства и срочно до декабря выслать в  США или в Канаду с пожизненным запретом въезда в Россию. Нельзя чтобы в России находились эти бесовки, и ...
Грузинский министр финансов Иванэ Мачавариани назвал экспорт марихуаны новой для Грузии отраслью, которая принесёт большие доходы. Глава Минфина отметил в эфире телекомпании "Имеди": " Это очень быстро растущий в мире рынок, который из года в год увеличивается с геометрической ...
...
Рассказ о поездке - http://www.tema.ru/travel/ravenna/ Поиск дешевых билетов и сравнение цен на перелеты: Поиск дешевых гостиниц и сравнение цен на гостиницы: ...