МАСКА «ГИМЕНЕЙ», или ПАРА СЛОВ О СВЕТСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ АНГЛИИ НАЧАЛА 17
nikonova_alina — 07.02.2024Часть 2.
Известно, что представление маски «Гименей» длилось с 6 по 8 января 1606 года. Надо полагать, что это не означает, что оно продолжалось без остановки трое суток. Поскольку сценарий состоял из двух частей, скорее всего, первую часть показали 6 числа, а вторую 8-го, так что самодеятельные актеры имели время на то, чтобы отдохнуть и погулять-таки на других свадебных мероприятиях.
Итак, общий смысл действа состоял в противостоянии Юноны и Гименея, как сил покровительствующих браку, и неких противников брачного союза. Известно, что во второй день представление проходило в Банкетном доме дворца Уайтхолл, а вот по поводу первой части шоу такой конкретной информации нет. Возможно, все происходило там же, в Уайтхолле, и сутки перерыва между действиями были необходимы не только для отдыха актеров-любителей, но в основном, чтобы поменять сложные декорации.
В первый день представления сцена была оформлена как античный храм, предназначенный для древнеримской свадьбы. За стилизованным алтарем были установлены позолоченные фигуры Геркулеса и Атласа, а над ними к потолку на незаметной зрителям проволоке была подвешена огромная сфера. Сторона сферы, обращенная к зрителям, была раскрашена в виде земного шара синими и серебристыми красками.
Действие начиналось с того, что на сцене появлялся Гименей, бог брака, в сопровождении жениха и невесты. Гименей был в шафрановых одеждах, желтых чулках и венке из роз и майорана на голове, а его спутники были одеты в белое. Честно говоря, мне не удалось выяснить, изображали ли жениха и невесту в пьесе реальные жених и невеста Роберт Эссекс и Фрэнсис Говард. Хотя с учетом того, что жениху было 13, а невесте 14 лет, маловероятно, что неопытных подростков допустили бы к участию в ответственном представлении, на котором присутствовали короли и королева, а также все представители высшей аристократии.
Далее сфера поворачивалась, открывалась, и из ее нижней части появлялись восемь мужчин, вооруженных мечами, которые окружили молодоженов. В этот момент из верхней половины сферы возникал Разум, одетый в синюю мантию, усыпанную звездами и математическими символами, с лампой в руках, и останавливал воинов с мечами.
Затем поднимался занавес, скрывавший верхнюю часть сцены, и зрители видели Юнону, восседающую на золотом троне в окружении павлинов, комет и метеоров.
В этот момент сверху спускались восемь дам. По описанию одного из зрителей это происходило так:
"Над земным шаром были облака, в центре которых сидел большой оркестр музыкантов, а по краям по 4 леди с каждой стороны, которые спускались на сцену как ведро в колодец, но очень мягко".
Более поздние исследователи предположили, что данный сценисеский механизм представлял собой подвесную платформу, которая спускалась на нескольких тросах через систему блоков.
Дамы присоединялись к мужчинам, которые вкладывали мечи в ножны. Теперь они символизировали «Юмор и привязанности», а дамы представляли «Силы Юноны». Мужчины были одеты "серебряную ткань с гвоздикой и разноцветные мантии", а дамы - "в белую ткань с серебряной гвоздикой, голубые и розовые нижние юбки и корсажи». Дамы и кавалеры составили восемь пар и исполнили несколько танцев, а затем выстроились в фигуру, представляющую инициалы жениха и невесты.
Вторая часть представления, состоявшаяся 8 января, происходила в виде стилизованного поединка. На сцене сначала появились две дамы, одетые в одинаковые бело-голубые костюмы с коронами из пальмовых листьев. Они обе назвали себя Истиной, но при этом одна произнесла речь в пользу брака, а вторая утверждала, что он порабощает женщин.
Далее возле каждой из дам появились по шестнадцать рыцарей-защитников. Они начали сражались на мечах и пиках, защищая мнение своих Истин. Когда битва была в самом разгаре из сияния света над сценой появился Ангел, который восстановил мир и дружелюбие. Ангел определил настоящую Истину как ту, которая защищала супружеские узы, и объявил победившими в поединке ее защитников. Вождем воинов, защищавших правильную Истину был герцог Леннокс, а его соперников возглавлял лорд Сассекс.
Некий Джон Пори, придворный хроникер, утверждал, что свадьба Эссекса была только предлогом, а на самом деле маска «Гименей» намекала на Союз королевств Шотландии и Англии. Судя по всему ему представление очень понравилось поскольку он описывал его как произведение "хрупкой, преходящей красоты", в котором представлены "благородные танцовщицы в алом атласе и белом, с развевающимися перьями цапель и сверкающими драгоценностями, когда они совершали свои грациозные движения в свете факелов".
К сожалению, от грандиозного шоу остался только текст Бена Джонсона, впервые опубликованный в 1616 году под названием «Торжества маски и поединка на свадьбе» издателем Томасом Торпом в сборнике сочинений драматурга, и три портрета участниц представления, созданные придворным художником Джоном де Крицем. Изображения Люси Харрингтон, графини Бедфорд, и Элизабет Сидни, графини Рэтленд, очень хорошо известны, а вот третьего портрета мне, к сожалению, найти в интернете не удалось.
Все дамы, представленные на портретах, играли Силы Юноны в первой части маски, и их изображения в ярких и эффектных нарядах дают некоторое представление о том, насколько живописным и впечатляющим было это зрелище.
Как бы там ни было, погуляли на славу.