Машина не сделает вас счастливее!

топ 100 блогов varlamov.ru22.01.2020 Машина не сделает вас счастливее!

Есть два города: норвежский Осло и канадский Виннипег. Оба находятся в очень богатых и благополучных странах. Города сопоставимы по населению (в Осло живёт 673 000 человек, в Виннипеге – 705 000), территории (площадь Осло – 454 кв. км, площадь Виннипега – 464 кв. км) и климату (в Виннипеге холоднее, зато в Осло зима снежная).

Но несколько десятилетий назад один сделал выбор в пользу человека, а другой – в пользу автомобиля. В результате Осло сейчас один из самых комфортных городов мира, а Виннипег – типичный североамериканский город, больше похожий на гигантскую автостоянку, куда по нелепой случайности затесались люди.

Хочу показать вам статью Winnipeg Free Press в переводе "Городских проектов", которая объясняет, как же так вышло. Мне кажется, отличный ориентир для нашего Владивостока, Челябинска, Тюмени и других городов, которые очень хотят быть как Виннипег, но совсем не хотят быть как Осло:



В начале года в Осло не только отчитались о практически нулевой смертности на улицах города. Произошло и ещё одно важное событие, оставшееся в тени: в историческом центре заработала зона без автомобилей. Это не безумие и не сиюминутное решение: город к этому шёл десятилетиями.

Машина не сделает вас счастливее!

Канадский Виннипег на заре развития автомобилей в 1920-е годы был сравним по населению с Осло. В 1970-е оба города испытывали одни и те же вызванные автомобилизацией трудности: переселение людей из центра на окраины, расползание городов. Плотность населения в обоих городах снизилась примерно на 25% — а всего население городов было по 200 тысяч.

Росло автомобилевладение, города расширялись, центральные районы приходили в упадок, загруженность дорог увеличивалась, общественный транспорт приходил в упадок. Каждый из этих двух городов отреагировал по-разному.

В 1972 году несколько городов были присоединены к Виннипегу. Город продолжил расползаться и разуплотняться. С тех пор площадь застройки Виннипега росла почти в 3 раза быстрее, чем население. Количество машин, а вместе с этим и длина пробок значительно выросли: каждый год на дороги выезжало на 15 тысяч машин больше.

Машина не сделает вас счастливее!

Машина не сделает вас счастливее!

Осло пошёл другим путём. В 1976 году был принят первый из нескольких мастер-планов, основной стратегией которого был "компактный город". Леса вокруг Осло были объявлены незыблемым "зелёным поясом", в котором была запрещена застройка. Всё новое строительство разрешалось только в действовавших границах города.

В 1993 году были приняты новые правила землепользования для зелёных зон — теперь их рассматривали как объект благоустройства для привлечения горожан и повышения качества жизни уплотняющегося города. Стратегия сработала. Спрос на жизнь в центральных районах возрос, их население с 2005 года увеличилось на 50%.

Большая плотность населения означала, что эффективными стали другие виды транспорта. Общественный транспорт стал основой компактного города. Город смог развиваться направленно — новая застройка появлялась там, куда приходил общественный транспорт.

Машина не сделает вас счастливее!

Сейчас 89% жителей Осло живут в 300 метрах от остановки общественного транспорта, который перевозит 370 миллионов пассажиров в год. С 2005 года общественным транспортом Осло стали пользоваться на 60% больше, и рост продолжается каждый год примерно на 5%. Для сравнения, в том же Виннипеге сейчас меньше пользуются общественным транспортом, чем 20 лет назад — это 50 миллионов пассажиров в год. Примечательно, что до того, как в 1955 году с улиц Виннипега исчез трамвай, годовой пассажиропоток был в 2 раза больше (а население — в 2 раза меньше).

Машина не сделает вас счастливее!

Чтобы центральные районы стали безопаснее и удобнее для жизни, а люди больше ходили пешком, Осло принял стратегию Vision Zero. Скорость в жилых кварталах была снижена до 30 км/ч, улицы и перекрёстки сужены, положены лежачие полицейские, некоторые переходы приподняты, а возле школ были введены зоны без автомобилей. Результат — ни одной смерти пешехода или велосипедиста в прошлом году.

Недавно Осло начал развивать велоинфраструктуру, несмотря на то, что велосипед там исторически непопулярен из-за холмистой местности. Построено 60 километров велодорожек, и их длина медленно, но верно растёт — на 10 каждый год. Тем, кто хочет купить электровелосипед, выделяются гранты в примерно 50 тысяч рублей. После строительства инфраструктуры 8% поездок на работу в Осло совершаются на велосипеде (зимой — 4%).

Машина не сделает вас счастливее!

После 40 лет строительства компактного города, развития общественного транспорта, стимулирования ходьбы пешком и езды на велосипеде Осло сделал логичный следующий шаг, сделав центр зоной без автомобилей. Для других городов, которые ранее сделали другой выбор, это кажется невозможным.

Машина не сделает вас счастливее!

Машина не сделает вас счастливее!

А что Виннипег, который поставил во главу угла машины, а не людей? Может быть, там удалось решить проблему пробок? Нет, Виннипег практически равен Осло в рейтинге пробок TomTom. Он лидирует среди 8 крупнейших канадских городов по доле жителей, которые ездят на работу на автомобиле, если расстояние не превышает 5 километров (72,2%, в Торонто — 25%). 3 района города входят в топ-10 самых несчастливых районов Канады — тогда как норвежцы на третьем месте в мире по уровню счастья.

Машина не сделает вас счастливее!

Машина не сделает вас счастливее!

Мораль проста: решения, которые мы принимаем сегодня, создают город, в котором наши дети будут жить завтра.

Оригинал. Перевод: Михаил Чижов / "Городские проекты"

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Куда-нибудь. К другой женщине ( или мужику ), в монастырь, или банально - в другой мир. То что? Я себя часто спрашиваю об этом. Но не потому что боюсь остаться одна. Как раз нет, он научил меня не бояться одиночества. Именно с ним я поняла, что не может быть никаких "половинок". Только д ...
Ребзя, объясните мне, я, что-то запутался совсем. Может пропустил момент, но насколько я знаю Болгарка живет в Электростали, и сирежа к ней туда гоняет, и, соответственно, от нее потом. Есть даже скрины этого дела.  Как сирежа мог ехать утром от Болгарки из Москвы, когда ...
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что рынок микрофинансовых организаций в стране нельзя «убивать», так как потребность граждан в «займах до зарплаты» остается. «Микрофинансирование – это социально значимый сегмент финансового рынка. Маленькие займы люди берут не от ...
В пятницу получила она свой первый в жизни загранпаспорт...Вместе с ее старшей сестрой сделали на пару...сразу на 10 лет :-) Долго я ее уговаривала и сеила семена в голову. Но итог прекрасен! Выпили с ней по бокальчику Саперави-обмыли так сказать ее докУмент. Теперь они с ее сестрой думаю ...
Казалось бы,от русского Гребу . Например,лит. grėblỹs, -blio м. «грабли», лтш. greblis, др.-исл. gréf ср. р. «грабли» (из *grabja-), швейц.-нем. grebel, grübel «мотыга». Но правильная изначальная этимология видна в диалектическом архангельском слове ХРЕБЁТ. Так называется дощечка у ...