Мартиролог авиаторов-испытателей (1980-1991)

топ 100 блогов ladik200506.09.2021 Союз Советских Социалистических Республик, 1980-1991: не менее 23 катастроф, не менее 53 погибших.

14 марта 1980г. катастрофа самолёта МиГ-21БИС, лётчик-испытатель Висков Г.И. Погиб при выполнении испытательного полёта.

23 мая 1980г. (по другим данным 23 июня) катастрофа самолёта Су-25 (Т-8-М5), лётчик-испытатель к-н Егоров Ю.А. Выполнялся полет на предельных режимах. Полетное задание включало в себя выполнение трех виражей на высоте 1000м при скорости 900км/ч (М=0,78) с перегрузкой 5g. Расшифровки записей СОК показали, что первый вираж он совершил с перегрузкой 7,0g, второй - с 7,2g, третий - с 7,5g. На этом режиме у самолёта сломалось крыло. Самолет перешел в беспорядочное вращение с большой угловой скоростью, и у летчика не осталось никаких шансов покинуть машину…

Главный конструктор ОКБ Сухого Самойлович О.С.: «История эта до сих пор остается загадочной. Я и сегодня не могу с уверенностью сказать, что явилось причиной ЛП. На месте падения самолёта был найден сервокомпенсатор руля высоты, на котором регулировочная пластина выступала примерно на 2мм над обводом. Этого было достаточно для того, чтобы самолет перестал быть управляемым. Поэтому Государственная комиссия, председателем которой являлся заместитель начальника ЛИИ генерал-майор Андрей Арсеньевич Манучаров, сделала вывод, что причиной летного происшествия является производственный дефект".

Представители Тбилисского завода возмутились. Секретарь ЦК компартии Грузии Э. Шеварднадзе выразил протест против такого вывода Госкомиссии. Он мотивировал тем, что самолет Т8-5 до этого никаких замечаний со стороны летчиков не имел. Кроме того, выход регулировочной пластины мог быть последствием удара машины о землю…

1 июля 1981г. катастрофа самолёта Су-24, экипаж: лётчик-испытатель Кондратьев В.И. и штурман-испытатель Власов А.В. Выполнялся полет на полигон на проверку ПНК при стрельбе из пушки. При выполнении задания экипаж погиб. Другие подробности неизвестны.

9 июля 1981г. катастрофа самолёта Як-38, лётчик-испытатель п/п-к Белокопытов Н.П. Лётчик погиб при выполнении испытательного полета. Из воспоминаний Микояна С.А. в своей книге: «У него в полете на Як-38 отказал прибор - гировертикаль, по которой и определяется кренение самолета и выдается сигнал в систему автоматического катапультирования. При таком отказе необходимо отключить эту систему, но тогда вертикально садиться запрещается. Посадочная полоса аэродрома Кировское (Феодосия), откуда взлетел Як-38, ремонтировалась, и для посадки «по-самолетному» Белокопытов должен был уйти на соседний аэродром. Однако это был конец недели и к нему приехали гости. Очевидно, торопясь домой, Белокопытов не доложил руководителю полетов об отказе и пошел на вертикальную посадку. Судьба распорядилась так, что именно при этой посадке отказал один подъемный двигатель. Самолет резко «клюнул» на нос, летчик одной рукой попытался схватить держку катапультирования, но вместо этого потянул за «всплывший» из-за отрицательной перегрузки жгут проводов. Так и упал с самолетом, с зажатым в руке жгутом».

15 сентября 1981г. катастрофа самолёта Су-24М, аэродром Ахтубинск, КЭ заслуженный лётчик-испытатель СССР п/п-к Рухлядко Н.В. и штурман лётчик-испытатель п-к Лотков В.А. После очередного выхода на максимальную скорость на высоте около 1000м экипаж услышал сзади за кабиной взрыв, самолёт тут же перешёл на пикирование. Командир экипажа погиб, штурман успешно катапультировался. Причины: пожар и взрыв 3 бака при запуске двигателя.

22 декабря 1981г. Летчик испытатель А.С. Комаров погиб 22 декабря 1981 года на Т10-12. Это был второй экземпляр серийного Су-27. Катастрофа произошла в 70 километрах от аэродрома ЛИИ в Жуковском. По рассказам Садовникова Н.Ф. Су-27 разогнался до М=2-2.3. Садовников увидел мощные вихри на самолете. Саша молчал. Мимо сопровождающего пронеслось что-то черное. Нашли Комарова в двух км от самолета сидящим в кресле. У него была сильная травма головы. На шлеме была красная краска. Такой краской красили центровочные узлы. Возможно, сорвавшийся груз ударил его по голове и убил его. Сорвались КЗА и силовой набор, самолет разрушился. Высота 12300. М=2.15. Разрушение самолета в воздухе. Перед полетом Комаров жаловался что в закабинном отсеке завелся какой-то «зверь-все время ворочался и стучал». Происходило это из-за того что «при складывании фюзеляжа задняя стенка кабинного отсека ездила по колесу шасси».

24 марта 1982г. катастрофа самолёта Су-24, аэродром Новосибирск, КК лётчик-испытатель Никитин В.И., ШК лётчик-испытатель Гридусов Г.В. ДПМУ. Выполнялся полет Су-24 на «обжим». Разрушение самолета произошло на выходе из пикирования. Ввиду скоротечности ситуации экипаж средствами спасения не воспользовался и погиб.

28 апреля 1982г. катастрофа самолёта МиГ-27, аэродром Ахтубинск, заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, п-к Стогов Н.И. Лётчик выполнял облёт КЗА. На высоте 6000м на дозвуковой скорости сделал несколько пологих наборов высоты и таких же снижений и вдруг самолет, постепенно увеличивая угол пикирования и скорость, начал падать. Летчик не вмешивался в управление почти до земли. Сохранившиеся записи КЗА показали, что перед самым ударом лётчик полностью взял ручку управления на себя, но было уже поздно – через мгновение самолет на скорости около 900км/час столкнулся с землёй, лётчик погиб. Предположительная причина - потеря работоспособности.

17 июня 1982г. катастрофа самолёта Ту-134ЛЛ. Экипаж выполнял полёт по маршруту Москва (Жуковский) - Североморск. На высоте 600м КВС начал снижение по глиссаде, но снизился ниже и уклонился левее. Сигнал системы предупреждения опасного сближения с землей, а также предупреждения диспетчера и штурмана, были им проигнорированы. На высоте 206м самолет-лаборатория задел крылом трос сигнальной мачты на вершине сопки и столкнулся с ее склоном близ Североморска, Мурманская область. Экипаж, кроме КВС, а также бригада специалистов, всего 15 человек, погибли. Самолет был основным элементом разрабатываемой системы обнаружения подводных лодок и принадлежал ЛИИ имени Громова.

18 августа 1982г. катастрофа самолёта Су-9ЛЛ, лётчик-испытатель к-н Никулин Ю.В. Самолёт построили для отработки аэродинамики крыла сложной формы с острой передней кромкой перспективного истребителя Т-10. ЛП произошло на взлёте из-за столкновения с птицей. Лётчик погиб.

23 марта 1983г. катастрофа самолёта МиГ-23УБ, аэродром Ахтубинск, экипаж: лётчик-испытатель, п/п-к Головин В.В. и летчик-испытатель м-р Ильин А.П. Экипаж погиб при выполнении испытательного полета.

14 декабря 1983г. катастрофа самолёта МиГ-23. ЛП произошло при проведении испытательного полёта. Лётчик погиб.

7 февраля 1984г. катастрофа самолёта МиГ-29, аэродром Кубинка, лётчик-испытатель п-к Лотков В.А. Столкновение с землей в ходе выполнения левого виража в показательном полете. Лётчик погиб. Причина: выход на большие углы атаки, повлекший за собой обратную реакцию по крену.

4 апреля 1984г. катастрофа самолёта МиГ-31, аэродром Жуковский. Экипаж в составе заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза, генерал-майора Федотова А.В. и штурмана-испытателя к-на Зайцева В.С. при заходе на посадку сорвался в штопор и погиб при выполнении испытательного полёта.

3 апреля 1985г. катастрофа вертолёта В-80 (прототип Ка-50). Экипаж погиб.

17 апреля 1987г. катастрофа самолёта Су-15УМ, лётчик-испытатель Чечулин А.В. и инструктор Герой Советского Союза заслуженный лётчик-испытатель Лойчиков В.И. Экипаж выполнял полёт по программе ШЛИ на набор сверхзвукового статического потолка. На высоте 11000м и скорости свыше 1000км/ч (число М около 2) произошёл отказ управления. Самолёт перешёл на снижение с интенсивным кренением. Экипаж катапультировался. При катапультировании лётчики получили тяжелейшие травмы и переломы, у Чечулина сорвало ЗШ. Через несколько часов лётчик скончался в госпитале, инструктор остался жив.

28 сентября 1988г. катастрофа самолёта Су-24, КК лётчик-испытатель Романенко П.С. В испытательном полете произошло разрушение носовой части Су-24. Экипаж погиб, других подробностей нет.

27 февраля 1989г. катастрофа вертолёта Ми-34, лётчик-испытатель Савинов Б.В. При выполнении испытательного полёта на высоте 110м возникли прогрессирующие автоколебания несущего винта, сопровождаемые расходящимися неуправляемыми колебаниями ручки управления. Создавшаяся крайне сложная обстановка потребовала от лётчика в считанные секунды принятия решения – покинуть вертолёт с парашютом или, с высокой степенью риска, попытаться произвести посадку, сохранить вертолёт и информацию системы бортовых изменений. Лётчик принял решение на выполнение посадки. Ему удалось перевести вертолёт на снижение и выполнить доворот на выбранную с воздуха площадку. Завершить задуманный маневр лётчик не смог из-за развившейся практически полной потери управляемости вертолёта. При ударе о землю вертолёт разрушился, лётчик-испытатель погиб.

Дешифрирование сохранившихся при ЛП данных, зарегистрированных накопителем системы бортовых изменений, дало возможность установить причину возникновений автоколебаний и действия лётчика по попытке завершения полёта. Полученные при этом материалы оказали существенную помощь в понимании механизма развития малоисследованного вида автоколебаний типа «хордовый флаттер» на применённой на вертолёте новой конструкции несущего винта.

Лётчик-испытатель Савинов Б.В. первым в СССР выполнил на вертолёте петлю Нестерова и бочку.

13 марта 1989г. катастрофа самолёта Ан-26. При выполнении полёта над морем самолёт столкнулся с крупной птицей, которая пробила лобовое стекло. Пилот на мгновение потерял работоспособность. Самолет-лаборатория накренился и задел крылом поверхность Азовского моря. Погибло 6 человек. Полет выполнялся в рамках испытаний прицельной системы в темное время суток и на малой высоте.

13 декабря 1989г. катастрофа вертолёта Ми-26, КВ лётчик-испытатель п-к Разбегаев А.П. Экипаж погиб при выполнении испытательного полета.

31 мая 1990г. катастрофа самолёта Су-24, аэродром Капетнарий, Грузинская ССР, КК лётчик-испытатель п/п-к Полухин С.А. и ШК п/п-к Кетов В.Н. Экипаж проводил летные испытания на расширение боевых возможностей: выполнение полетов с боевым применением в горах с огибанием рельефа местности в директорном (ручном) и автоматическом (САУ) режиме. Сразу после взлета самолет перевернулся и столкнулся с землёй. Экипаж погиб.

9 сентября 1990г. В Италии, близ города Сальгареда (провинция Тревизо) в ходе международного авиационного праздника «Акробатические крылья» во время демонстрационного полёта разбился Су-27 с бортовым номером 14, пилотируемый лётчиком-испытателем Римантасом Станкявичюсом. Жертвами катастрофы стали пилот и один человек наземного персонала.

12 августа 1991г. катастрофа самолёта МиГ-21, аэродром Жуковский, лётчик-испытатель Белоус Г. Самолёт столкнулся с землёй при выполнении тренировочного полёта для подготовки к авиашоу в честь празднования Дня Воздушного Флота СССР. Лётчик погиб.

Таким образом, в Советском Союзе при освоении новой авиационной техники и иной служебной деятельности лётчиков-испытателей с 1926 по 1991 годы произошло не менее 174 (176) катастроф и погибло не менее 395 (407) человек.

Наибольшее количество катастроф за 10 лет – в период с 1970 по 1979 годы (не менее 37, не менее 82 погибших), наибольшее количество погибших за 10 лет – в период с 1950 по 1959 годы (не менее 97 или 98 человек, не менее 30 катастроф).

Вечная память ушедшим в небо!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Известный гомосек либеральный журналист и «лидер майдана» Виталий Портников, который (подобно его двойнику и предку Геббельсу) никогда сам не пойдёт воевать, но будет пропагандировать ненависть до самого трибунала над нацизмом, на днях выдал очередной исполненный ненависти и русофобии тек ...
Все говорят "сланцевая революция", "сланцевая революция", а вы знаете как выглядит сланец и как его добывают? Весь регион Эстонии - Ида-Вирумаа - на границе с Россией известен как промышленный район, где уже почти 100 лет добывают сланец. А подземные шахты покрывают почти всю территорию ...
Вы когда-нибудь бывали в  бане? Вот я вчера побывала сразу в двух за один вечер. И было бы еще ничего, если бы я сама своими горячими и дерзкими каментами этот бан спровоцировала. Но забанена я оказалась в блогах, в которых вовсе ничего не комментировала! Ничего! Первый раз ...
Москва хоть и не Одесса, но «картины маслом» здесь на каждом шагу. Шагал я вчера вечером по одной из разомлевших от солнца и выходных улочек исторического центра. Кругом рестораны, кафе, бары. Около каждого из них, без исключения,  одни и тот же городской пейзаж: десятки людей с сига ...