Мартиролог авиаторов-испытателей (1916-1941)
ladik2005 — 01.09.2021 Эта публикация будет не похожа на другие мои тексты. Она будет многосерийной, и там будет мало меня, зато много сухого и информативного «что, где, кто, когда». Речь пойдёт о катастрофах и о погибших испытателях авиационной техники.Текст вообще меня не спрашивает, каким он хочет быть; я как автор для него – не окончательный авторитет. Я его таким не замышлял, а просто собирался трупоедов уязвить, что слетаются на свежую кровь погаными мухами; басовито жужжа свои обобщающие мерзопакостности. Их тоже следует отправить в испытательный полёт без скафандров на Луну для доказательства плачевного состояния российских авиации и космонавтики, но гуманизм в России с XXI веке на дворе. О чём мне очень как-то жаль порою.
Ладно, хрен с ними, с упырями, о других поговорим. О героях неба, о лётчиках-испытателях, которые и для своих наособицу. Испытатель управляет тем, что в принципе фиг знает, как себя поведёт в полёте. Тут серийная техника порой такое выдаёт, что срочно руководства переписывают и чертежи перерисовывают, что уж о новой или экспериментальной говорить. Там и недоработки, и детские болезни, бывают ещё доселе неизвестные проявления физических законов. Эти самые недоработки бывает до конца и не устранить, как на тех же Ан-10 или Ту-128.
Ещё проблема – полной статистики нет. По авиационным (лётным) происшествиям, в том числе – авариям и катастрофам. Здесь и секретность поработала, и просто обман при расследовании, хотя основным, на мой взгляд, является то, что информация по ним носит крайне рассеянный характер. Она содержится в куче отчётов, докладов, справок, формуляров, разбросанных по различным архивам разнообразных министерств и ведомств, предприятий и организаций, военных учреждений и воинских частей.
Тут нужна серьёзная и многолетняя исследовательская работа специально сформированных коллективов. Это надо делать первичный свод, потом по каждому событию уточнять и верифицировать, потом давать итог. Это люди должны допуски соответствующие иметь, а дяденьки-начальники – поротые задницы. Чтобы не препятствовали установлению действительных причин, которые местами даже для сегодняшних командиров неудобны. Не делается такая работа, нет запроса на неё, а зря. Этому нам ещё учиться у тех же немецких историков Второй мировой войны. Надо всё же это сделать, чтобы знали человеки, чего стоит нам воздушный океан; не в деньгах, а в жизнях.
Пока я искренне благодарю труд энтузиастов, в данном случае – товарищей-офицеров из числа выпускников Ейского ВВАУЛ, ведущих на своём форуме раздел «Мы помним всех». Сведения, которые я буду приводить, если без специальных ссылок – оттуда. Пилотов-теоретиков, имеющих тысячи часов налёта в собственных фантазиях, прошу учесть, что это – профессиональные военные лётчики, которые к информации о лётных происшествиях подходят более, чем серьёзно. Их этому учили, от качества анализа зависит их, и не только их, жизнь.
Там не всё, хотя бы потому, что я не нашёл там катастрофы и двух аварий, произошедших в ходе моей службы в авиагарнизоне Гаровка-2, и о которых я знаю доподлинно. Я читал формуляры многих авиационных частей, на за давностью лет не вспомню, что в них и как, а тут – погиб фельдшер, старший прапорщик, которого я знал, разбитый Ми-8 отряда МЧС за торцом полосы до моего убытия валялся самым наглядным образом. Но ребята собрали максимум, и – спасибо им!
Я пока сделал выборку именно по катастрофам, связанным с испытаниями экспериментальной и новой техники, прошедшим серьёзную модернизацию образцам, а также по серийной технике, которую испытывали на различных, в том числе – предельных, режимах. По летающим лабораториям. По лётчикам-испытателям, погибшим при подготовке и проведении демонстрационных полётов. Я даже аварии не брал, когда терялись образцы, но были живы люди. И без того трагический список велик.
Всё сгруппировано по временным периодам и будет выходить ежедневно. Давайте вспомним их, навсегда ушедших в небо. Не забудем и других, рискующих, чтобы небо нам подарить.
Российская империя: 1 катастрофа, 1 погибший.
5 декабря 1916г. катастрофа самолёта (тип неизвестен), лётчик штабс-капитан Энгельс Е.Р. Потерял управление, разрушился в воздухе и столкнулся с водной поверхностью Балтийского моря во время выполнения 2-го испытательного полёта гидроплана собственной конструкции, лётчик погиб.
Союз Советских Социалистических Республик, до начала Великой Отечественной войны (до 22.06.1945): не менее 39 (38) катастроф и 72 (71) погибших.
31 марта 1926г. катастрофа самолёта 2И-Н1, лётчик-испытатель Филиппов В.Н. Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.
19 октября 1926г. катастрофа самолёта МР-2, лётчик-испытатель Растегаев Ф. Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.
4 августа 1930г. катастрофа самолёта Д-2, КЭ Чекарев А.В. При выполнении испытательного полета экипаж, 2 человека, погиб.
26 марта 1932г. катастрофа самолёта И-5, лётчик-испытатель Альбинский В.И. Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.
9 мая 1933г. катастрофа самолёта Р-5, лётчик - заслуженный летчик СССР, лётчик-испытатель Волковойнов М.А. Летчик погиб при выполнении испытательного полета.
21 ноября 1933г. катастрофа самолёта "Калинин" К-7, КВС лётчик-испытатель Снегирёв М.А. Экипаж выполнял полёт по программе лётных испытаний. На борту находились 5 членов экипажа и 15 инженеров испытательной бригады. Задание предусматривало после взлета и набора высоты 1000м полет к мерному километру, над которым надо было снизиться до высоты 100м и трижды пройти расчетную базу с максимальной скоростью. При заходе за мерный километр КВС вывел обороты всех 7 двигателей на полный газ. Возникла вибрация хвостовых ферм, вследствие чего произошёл разрыв нижнего лонжерона левой хвостовой балки. Разошедшиеся концы лонжерона защемили управление рулем высоты, и самолёт из снижения уже не вышел, столкнувшись с землёй с углом пикирования 30-40° и нарастающим левым креном в районе г.Харькова. Погибло 4 члена экипажа и 11 инженеров, всего 15 человек.
15 апреля 1934г. катастрофа самолёта МДР-4 (АНТ-27), лётчик-испытатель Волынский А.А. Экипаж, в состав которого вошли 3 ведущих инженера КБ Туполева, проводил испытания первого построенного образца летающей лодки. При выполнении взлёта и выхода на редан самолёт столкнулся с волной, взмыл, ударился о следующую волну, разрушился и затонул. 4 члена экипажа погибли.
13 февраля 1936г. катастрофа самолёта И-16 тип 5. Лётчик погиб во время испытательного полёта.
19 июня 1936г. катастрофа самолёта И-4. Лётчик погиб во время испытательного полёта.
17 июля 1936г. катастрофа самолёта УТИ-3. Лётчик погиб во время испытательного полёта.
5 августа 1936г. катастрофа самолёта АИР-14, лётчик-испытатель м-р Кириллов Н.И. Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.
30 ноября 1936г. катастрофа самолёта Девуатин D.510R, лётчик-испытатель м-р Попов К.К. Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.
23 мая 1937г. катастрофа автожира ЦАГИ А-12 (экспериментальный, одноместный – Л2005).
21 июня 1937г. катастрофа самолёта «7211». Самолёт разбился во время испытательного полёта, экипаж погиб.
14 июля 1937г. катастрофа самолёта АРК-3-1. Самолёт столкнулся с землёй во время испытательного полёта, экипаж погиб.
22 июля 1937г. катастрофа самолёта «7211», лётчик-испытатель ст. л-т Преман Э.Ю. Лётчик погиб при выполнении испытательного полета на истребителе конструкции А.А. Боровкова и И.Ф. Фролова. Возможно, это ЛП могло произойти 21 июня 1937г.
31 июля 1937г. катастрофа самолёта И-14. Столкнулся с землёй во время испытательного полёта, лётчик погиб.
11 августа 1937г. катастрофа самолёта И-16. Самолёт разбился во время испытательного полёта, лётчик погиб.
13 августа 1937г. катастрофа самолета "СССР Н-209", КЭ Герой Советского Союза Леваневский С. После остановки одного двигателя из 4-х самолёт попал в зону обледенения и, предположительно, произвёл вынужденную посадку на арктический лёд. Экипаж и самолёт не найдены, причины ЛП не установлены. Погибло 6 человек, в т.ч. лётчик-испытатель Кастанаев Н.Г.
13 августа 1937г. катастрофа самолёта ДБ-А. Самолёт разбился при проведении испытаний, экипаж погиб.
24 декабря 1937г. катастрофа самолёта Р-10. Самолёт разбился во время испытательного полёта, экипаж погиб.
15 февраля 1938г. катастрофа самолёта И-16, лётчик-испытатель к-н Шишкин Н.А. Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.
11 марта 1938г. катастрофа самолёта P-Z, лётчик-испытатель ст. л-т Соловьёв С.И. и штурман-испытатель л-т Рябов В.М. Экипаж погиб при выполнении испытательного полета (про него сказано по ссылке: "Многоцелевой самолет Р-Зет применялся в качестве разведчика и легкого бомбардировщика. Это был не самый лучший самолет ВВС РККА. И было ошибкой то, что его приняли на вооружение. Самолет имел множество недостатков и дефектов, которые не смогли устранить во время проведения испытаний и тестовых полетов, так и в войсках. Попытки улучшить и модернизировать самолет были, но они не привели к эффективным результатам").
14 июля 1938г. катастрофа самолёта АРК-3-2, летчик-испытатель ст. л-т Ершов А.В. Летчик погиб при выполнении испытательного полета.
15 октября 1938г. катастрофа самолёта И-16, лётчик-испытатель к-н Табаровский Я.А. Проводились летные исследования И-16 по " затягиванию" истребителя в пикирование. Происходило это в случае установки стабилизатора на положительные углы атаки. Несколько катастроф заставили провести исследование этого явления. Выяснилось, что И-16 чрезвычайно чуток к изменениям угла установки стабилизатора. В тоже время, при нейтральном положении стабилизатора и задней центровке, лётчики испытывали чрезвычайно большое давление на РУС. Тот факт, что раньше явление затягивания в пикирование не отмечалось, был связан с постепенным сдвиганием центровки самолета назад, от серии к серии, за счет установки аккумулятора, щитков, бронеспинки и радио… Опасность явления была весьма велика, летчик-испытатель к-н Табаровский, занимающийся этими рискованными полетами, не смог вывести из пикирования и погиб… о неустойчивости И-16 в полете, наконец, было сказано как о недостатке.
15 декабря 1938г. катастрофа И-180-1, Центральный аэродром г. Москвы, летчик-испытатель Чкалов В.П… Интересная деталь - когда к месту ЛП подоспели члены государственной комиссии, работники КБ и завода, Чкалов лежал на снегу, затем неожиданно для всех поднялся, встал на ноги и, окровавленный, шатаясь, пошел навстречу К.Е. Ворошилову и Л.М. Кагановичу. Медленно передвигая непослушные ноги, повторял: «Летчик не виноват, крыло подвело. Это я говорю – Чкалов». Не дойдя нескольких шагов до членов Политбюро, он вновь рухнул на снег. «Скорая помощь» застала легендарного лётчика уже в бессознательном состоянии. И-180-1 - экспериментальный самолёт, разработанный авиаконструктором Поликарповым.
26 июля 1939г. катастрофа самолёта И-16, лётчик-испытатель, м-р Алексеев М.Ю. Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.
5 сентября 1939г. катастрофа самолёта И-180-2, лётчик-испытатель командир АЭ НИИ ВВС п/п-к Сузи Т.П. Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.
27 апреля 1940г. катастрофа самолёта И-26 (Як-1), лётчик-испытатель Пионтковский Ю.И. Задание на полёт было связано с проверкой температурного режима мотора. После взлёта лётчик выполнил 2 круга над аэродромом на высоте около 2500м. Затем самолёт резко накренился, выполнил бочку, сорвался в штопор и столкнулся с землёй во дворе дома №116 по ул.Верхняя Масловка в Москве, лётчик погиб… Всего с 13 января по 27 апреля Пионтковский совершил 43 полёта на И-26. Пятнадцать из них заканчивались вынужденной посадкой и, несмотря на это, не разобравшись в причинах, не устранив опасные для жизни испытателя дефекты и, в первую очередь, недостаточную прочность самолёта, о чём Генеральному конструктору Яковлеву было известно по результатам статических испытаний, лётчика заставили продолжать испытания.
27 апреля 1940г. катастрофа самолёта БПБ (по другим данным - СПБ), КЭ ГСС лётчик-испытатель п-к Головин П.Г. При выполнении полёта на устойчивость и управляемость через 30мин после взлёта самолёт столкнулся с землёй и разрушился. Экипаж, 3 человека, погиб.
20 июля 1940г. катастрофа самолёта СПБ №1, летчик-испытатель м-р Липкин М.А. Летчик погиб при выполнении испытательного полета.
4 октября 1940г. катастрофа самолёта СБ, лётчик-испытатель ст. л-т Савченко И.И. Лётчик погиб при выполнении испытательного полёта.
12 января 1941г. катастрофа самолёта МиГ-3, лётчик-испытатель Кулешов В.Ф. Лётчик погиб при выполнении испытательного полёта.
28 февраля 1941г. катастрофа самолёта МиГ-3. Лётчик погиб (ввиду катастрофы между подтверждёнными испытательными полётами этого типа, также предполагаю испытательный полёт – Л2005).
13 марта 1941г. катастрофа самолёта МиГ-3, лётчик-испытатель Екатов А.Н. В Каче проводились испытания самолёта на дальность. Во время определения скороподъемности и максимальных скоростей по высотам с замером расхода горючего самолёт неожиданно перешёл на снижение и столкнулся с землёй. Лётчик погиб.
17 апреля 1941г. катастрофа самолёта Пе-2, КК Воробьёв В.П. Экипаж погиб при выполнении испытательного полёта.
24 мая 1941г. катастрофа самолёта И-16, лётчик-испытатель Викторов С.Н. Лётчик погиб при выполнении испытательного полёта.
14 июня 1941г. катастрофа самолёта УТИ-4, аэродром Новосибирск, лётчик-испытатель Гаращенко И.П. Лётчик выполнял испытательный полёт. На борту также находился контролёр ОТК авиазавода. Самолёт столкнулся с землёй, 2 человека погибли.
|
</> |