Мартиролог авиаторов-испытателей (1916-1941)

топ 100 блогов ladik200501.09.2021 Эта публикация будет не похожа на другие мои тексты. Она будет многосерийной, и там будет мало меня, зато много сухого и информативного «что, где, кто, когда». Речь пойдёт о катастрофах и о погибших испытателях авиационной техники.

Текст вообще меня не спрашивает, каким он хочет быть; я как автор для него – не окончательный авторитет. Я его таким не замышлял, а просто собирался трупоедов уязвить, что слетаются на свежую кровь погаными мухами; басовито жужжа свои обобщающие мерзопакостности. Их тоже следует отправить в испытательный полёт без скафандров на Луну для доказательства плачевного состояния российских авиации и космонавтики, но гуманизм в России с XXI веке на дворе. О чём мне очень как-то жаль порою.

Ладно, хрен с ними, с упырями, о других поговорим. О героях неба, о лётчиках-испытателях, которые и для своих наособицу. Испытатель управляет тем, что в принципе фиг знает, как себя поведёт в полёте. Тут серийная техника порой такое выдаёт, что срочно руководства переписывают и чертежи перерисовывают, что уж о новой или экспериментальной говорить. Там и недоработки, и детские болезни, бывают ещё доселе неизвестные проявления физических законов. Эти самые недоработки бывает до конца и не устранить, как на тех же Ан-10 или Ту-128.

Ещё проблема – полной статистики нет. По авиационным (лётным) происшествиям, в том числе – авариям и катастрофам. Здесь и секретность поработала, и просто обман при расследовании, хотя основным, на мой взгляд, является то, что информация по ним носит крайне рассеянный характер. Она содержится в куче отчётов, докладов, справок, формуляров, разбросанных по различным архивам разнообразных министерств и ведомств, предприятий и организаций, военных учреждений и воинских частей.

Тут нужна серьёзная и многолетняя исследовательская работа специально сформированных коллективов. Это надо делать первичный свод, потом по каждому событию уточнять и верифицировать, потом давать итог. Это люди должны допуски соответствующие иметь, а дяденьки-начальники – поротые задницы. Чтобы не препятствовали установлению действительных причин, которые местами даже для сегодняшних командиров неудобны. Не делается такая работа, нет запроса на неё, а зря. Этому нам ещё учиться у тех же немецких историков Второй мировой войны. Надо всё же это сделать, чтобы знали человеки, чего стоит нам воздушный океан; не в деньгах, а в жизнях.

Пока я искренне благодарю труд энтузиастов, в данном случае – товарищей-офицеров из числа выпускников Ейского ВВАУЛ, ведущих на своём форуме раздел «Мы помним всех». Сведения, которые я буду приводить, если без специальных ссылок – оттуда. Пилотов-теоретиков, имеющих тысячи часов налёта в собственных фантазиях, прошу учесть, что это – профессиональные военные лётчики, которые к информации о лётных происшествиях подходят более, чем серьёзно. Их этому учили, от качества анализа зависит их, и не только их, жизнь.

Там не всё, хотя бы потому, что я не нашёл там катастрофы и двух аварий, произошедших в ходе моей службы в авиагарнизоне Гаровка-2, и о которых я знаю доподлинно. Я читал формуляры многих авиационных частей, на за давностью лет не вспомню, что в них и как, а тут – погиб фельдшер, старший прапорщик, которого я знал, разбитый Ми-8 отряда МЧС за торцом полосы до моего убытия валялся самым наглядным образом. Но ребята собрали максимум, и – спасибо им!

Я пока сделал выборку именно по катастрофам, связанным с испытаниями экспериментальной и новой техники, прошедшим серьёзную модернизацию образцам, а также по серийной технике, которую испытывали на различных, в том числе – предельных, режимах. По летающим лабораториям. По лётчикам-испытателям, погибшим при подготовке и проведении демонстрационных полётов. Я даже аварии не брал, когда терялись образцы, но были живы люди. И без того трагический список велик.

Всё сгруппировано по временным периодам и будет выходить ежедневно. Давайте вспомним их, навсегда ушедших в небо. Не забудем и других, рискующих, чтобы небо нам подарить.

Российская империя: 1 катастрофа, 1 погибший.

5 декабря 1916г. катастрофа самолёта (тип неизвестен), лётчик штабс-капитан Энгельс Е.Р. Потерял управление, разрушился в воздухе и столкнулся с водной поверхностью Балтийского моря во время выполнения 2-го испытательного полёта гидроплана собственной конструкции, лётчик погиб.

Союз Советских Социалистических Республик, до начала Великой Отечественной войны (до 22.06.1945): не менее 39 (38) катастроф и 72 (71) погибших.

31 марта 1926г. катастрофа самолёта 2И-Н1, лётчик-испытатель Филиппов В.Н. Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.

19 октября 1926г. катастрофа самолёта МР-2, лётчик-испытатель Растегаев Ф. Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.

4 августа 1930г. катастрофа самолёта Д-2, КЭ Чекарев А.В. При выполнении испытательного полета экипаж, 2 человека, погиб.

26 марта 1932г. катастрофа самолёта И-5, лётчик-испытатель Альбинский В.И. Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.

9 мая 1933г. катастрофа самолёта Р-5, лётчик - заслуженный летчик СССР, лётчик-испытатель Волковойнов М.А. Летчик погиб при выполнении испытательного полета.

21 ноября 1933г. катастрофа самолёта "Калинин" К-7, КВС лётчик-испытатель Снегирёв М.А. Экипаж выполнял полёт по программе лётных испытаний. На борту находились 5 членов экипажа и 15 инженеров испытательной бригады. Задание предусматривало после взлета и набора высоты 1000м полет к мерному километру, над которым надо было снизиться до высоты 100м и трижды пройти расчетную базу с максимальной скоростью. При заходе за мерный километр КВС вывел обороты всех 7 двигателей на полный газ. Возникла вибрация хвостовых ферм, вследствие чего произошёл разрыв нижнего лонжерона левой хвостовой балки. Разошедшиеся концы лонжерона защемили управление рулем высоты, и самолёт из снижения уже не вышел, столкнувшись с землёй с углом пикирования 30-40° и нарастающим левым креном в районе г.Харькова. Погибло 4 члена экипажа и 11 инженеров, всего 15 человек.

15 апреля 1934г. катастрофа самолёта МДР-4 (АНТ-27), лётчик-испытатель Волынский А.А. Экипаж, в состав которого вошли 3 ведущих инженера КБ Туполева, проводил испытания первого построенного образца летающей лодки. При выполнении взлёта и выхода на редан самолёт столкнулся с волной, взмыл, ударился о следующую волну, разрушился и затонул. 4 члена экипажа погибли.

13 февраля 1936г. катастрофа самолёта И-16 тип 5. Лётчик погиб во время испытательного полёта.

19 июня 1936г. катастрофа самолёта И-4. Лётчик погиб во время испытательного полёта.

17 июля 1936г. катастрофа самолёта УТИ-3. Лётчик погиб во время испытательного полёта.

5 августа 1936г. катастрофа самолёта АИР-14, лётчик-испытатель м-р Кириллов Н.И. Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.

30 ноября 1936г. катастрофа самолёта Девуатин D.510R, лётчик-испытатель м-р Попов К.К. Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.

23 мая 1937г. катастрофа автожира ЦАГИ А-12 (экспериментальный, одноместный – Л2005).

21 июня 1937г. катастрофа самолёта «7211». Самолёт разбился во время испытательного полёта, экипаж погиб.

14 июля 1937г. катастрофа самолёта АРК-3-1. Самолёт столкнулся с землёй во время испытательного полёта, экипаж погиб.

22 июля 1937г. катастрофа самолёта «7211», лётчик-испытатель ст. л-т Преман Э.Ю. Лётчик погиб при выполнении испытательного полета на истребителе конструкции А.А. Боровкова и И.Ф. Фролова. Возможно, это ЛП могло произойти 21 июня 1937г.

31 июля 1937г. катастрофа самолёта И-14. Столкнулся с землёй во время испытательного полёта, лётчик погиб.

11 августа 1937г. катастрофа самолёта И-16. Самолёт разбился во время испытательного полёта, лётчик погиб.

13 августа 1937г. катастрофа самолета "СССР Н-209", КЭ Герой Советского Союза Леваневский С. После остановки одного двигателя из 4-х самолёт попал в зону обледенения и, предположительно, произвёл вынужденную посадку на арктический лёд. Экипаж и самолёт не найдены, причины ЛП не установлены. Погибло 6 человек, в т.ч. лётчик-испытатель Кастанаев Н.Г.

13 августа 1937г. катастрофа самолёта ДБ-А. Самолёт разбился при проведении испытаний, экипаж погиб.

24 декабря 1937г. катастрофа самолёта Р-10. Самолёт разбился во время испытательного полёта, экипаж погиб.

15 февраля 1938г. катастрофа самолёта И-16, лётчик-испытатель к-н Шишкин Н.А. Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.

11 марта 1938г. катастрофа самолёта P-Z, лётчик-испытатель ст. л-т Соловьёв С.И. и штурман-испытатель л-т Рябов В.М. Экипаж погиб при выполнении испытательного полета (про него сказано по ссылке: "Многоцелевой самолет Р-Зет применялся в качестве разведчика и легкого бомбардировщика. Это был не самый лучший самолет ВВС РККА. И было ошибкой то, что его приняли на вооружение. Самолет имел множество недостатков и дефектов, которые не смогли устранить во время проведения испытаний и тестовых полетов, так и в войсках. Попытки улучшить и модернизировать самолет были, но они не привели к эффективным результатам").

14 июля 1938г. катастрофа самолёта АРК-3-2, летчик-испытатель ст. л-т Ершов А.В. Летчик погиб при выполнении испытательного полета.

15 октября 1938г. катастрофа самолёта И-16, лётчик-испытатель к-н Табаровский Я.А. Проводились летные исследования И-16 по " затягиванию" истребителя в пикирование. Происходило это в случае установки стабилизатора на положительные углы атаки. Несколько катастроф заставили провести исследование этого явления. Выяснилось, что И-16 чрезвычайно чуток к изменениям угла установки стабилизатора. В тоже время, при нейтральном положении стабилизатора и задней центровке, лётчики испытывали чрезвычайно большое давление на РУС. Тот факт, что раньше явление затягивания в пикирование не отмечалось, был связан с постепенным сдвиганием центровки самолета назад, от серии к серии, за счет установки аккумулятора, щитков, бронеспинки и радио… Опасность явления была весьма велика, летчик-испытатель к-н Табаровский, занимающийся этими рискованными полетами, не смог вывести из пикирования и погиб… о неустойчивости И-16 в полете, наконец, было сказано как о недостатке.

15 декабря 1938г. катастрофа И-180-1, Центральный аэродром г. Москвы, летчик-испытатель Чкалов В.П… Интересная деталь - когда к месту ЛП подоспели члены государственной комиссии, работники КБ и завода, Чкалов лежал на снегу, затем неожиданно для всех поднялся, встал на ноги и, окровавленный, шатаясь, пошел навстречу К.Е. Ворошилову и Л.М. Кагановичу. Медленно передвигая непослушные ноги, повторял: «Летчик не виноват, крыло подвело. Это я говорю – Чкалов». Не дойдя нескольких шагов до членов Политбюро, он вновь рухнул на снег. «Скорая помощь» застала легендарного лётчика уже в бессознательном состоянии. И-180-1 - экспериментальный самолёт, разработанный авиаконструктором Поликарповым.

26 июля 1939г. катастрофа самолёта И-16, лётчик-испытатель, м-р Алексеев М.Ю. Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.

5 сентября 1939г. катастрофа самолёта И-180-2, лётчик-испытатель командир АЭ НИИ ВВС п/п-к Сузи Т.П. Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.

27 апреля 1940г. катастрофа самолёта И-26 (Як-1), лётчик-испытатель Пионтковский Ю.И. Задание на полёт было связано с проверкой температурного режима мотора. После взлёта лётчик выполнил 2 круга над аэродромом на высоте около 2500м. Затем самолёт резко накренился, выполнил бочку, сорвался в штопор и столкнулся с землёй во дворе дома №116 по ул.Верхняя Масловка в Москве, лётчик погиб… Всего с 13 января по 27 апреля Пионтковский совершил 43 полёта на И-26. Пятнадцать из них заканчивались вынужденной посадкой и, несмотря на это, не разобравшись в причинах, не устранив опасные для жизни испытателя дефекты и, в первую очередь, недостаточную прочность самолёта, о чём Генеральному конструктору Яковлеву было известно по результатам статических испытаний, лётчика заставили продолжать испытания.

27 апреля 1940г. катастрофа самолёта БПБ (по другим данным - СПБ), КЭ ГСС лётчик-испытатель п-к Головин П.Г. При выполнении полёта на устойчивость и управляемость через 30мин после взлёта самолёт столкнулся с землёй и разрушился. Экипаж, 3 человека, погиб.

20 июля 1940г. катастрофа самолёта СПБ №1, летчик-испытатель м-р Липкин М.А. Летчик погиб при выполнении испытательного полета.

4 октября 1940г. катастрофа самолёта СБ, лётчик-испытатель ст. л-т Савченко И.И. Лётчик погиб при выполнении испытательного полёта.

12 января 1941г. катастрофа самолёта МиГ-3, лётчик-испытатель Кулешов В.Ф. Лётчик погиб при выполнении испытательного полёта.

28 февраля 1941г. катастрофа самолёта МиГ-3. Лётчик погиб (ввиду катастрофы между подтверждёнными испытательными полётами этого типа, также предполагаю испытательный полёт – Л2005).

13 марта 1941г. катастрофа самолёта МиГ-3, лётчик-испытатель Екатов А.Н. В Каче проводились испытания самолёта на дальность. Во время определения скороподъемности и максимальных скоростей по высотам с замером расхода горючего самолёт неожиданно перешёл на снижение и столкнулся с землёй. Лётчик погиб.

17 апреля 1941г. катастрофа самолёта Пе-2, КК Воробьёв В.П. Экипаж погиб при выполнении испытательного полёта.

24 мая 1941г. катастрофа самолёта И-16, лётчик-испытатель Викторов С.Н. Лётчик погиб при выполнении испытательного полёта.

14 июня 1941г. катастрофа самолёта УТИ-4, аэродром Новосибирск, лётчик-испытатель Гаращенко И.П. Лётчик выполнял испытательный полёт. На борту также находился контролёр ОТК авиазавода. Самолёт столкнулся с землёй, 2 человека погибли.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Думу будет внесён законопроект, предусматривающий масштабную либерализацию уголовного законодательства. Законопроект предполагает возможность замены по многим видам преступлений наказания в виде лишения свободы штрафом или ...
Спасибо вам огромное за поздравления. Очень приятно, честное слово. p.s. Оказывается русская народная застольная песня Happy Birthday to You защищена авторскими правами до 2030 года. И когда вы ее поете – должны платить ...
...
— …Стоит Анечке закряхтеть во сне – свекровь уже летит к нам в комнату, хватает ее из кроватки, начинает укачивать, — рассказывает двадцатидевятилетняя Лариса. – Называет малышку исключительно «доченька»... Ко мне подружка вчера заходила, услышала это «доченька», у нее глаза по ложке ...
Теперь всё в деревянных. Хотя я уже давно всё привык считать в $, да и карта у меня долларовая. А если немного отвлечься от темы, то я вообще не знаю такой валюты как рубль. CHF – знаю, $ - знаю, £ - знаю, € - знаю. Рубль не знаю J . Поэтому встал вопрос – как изменить валюту отображения ...