Мартиролог авиаторов-испытателей (1950-1959)

топ 100 блогов ladik200503.09.2021 Союз Советских Социалистических Республик, 1950 – 1959: не менее 30 катастроф, не менее 97 (98) человек.

17 июня 1950г. катастрофа самолёта Ту-2, КК - лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, м-р Киселев В.А. Экипаж погиб при выполнении испытательного полёта (Экипаж, как правило, 4 человека; возможно – летающая лаборатория: «В 1946-49 гг. три серийных Ту-2С были переоборудованы для испытаний и доводок первых отечественных ТРД. Существовала модификация для испытаний самолётов-снарядов ОКБ-52 и модификация для испытаний сверхзвуковых моделей» - Л2005).

25 июня 1950г. катастрофа самолёта МиГ-15, лётчик-испытатель Спирин А.Г. При проведении лётных испытаний самолёт столкнулся с землёй в Саратовской области, лётчик погиб. Причина неизвестна.

21 июля 1950г. катастрофа самолёта МиГ-15, лётчик-испытатель п/п-к Богданов Я.Ф. Лётчик погиб при невыясненных обстоятельствах при выполнении испытательного полета.

29 марта 1951г. катастрофа самолёта Ил-12, КК, летчик-испытатель Рубан И.О. Самолет был сдан в ремонт на АРБ-400 9 марта. После завершения ремонта, 29 марта экипаж под командованием летчика-испытателя ЛИС АРБ-400 Рубана произвел взлет в аэропорту Внуково для контрольно-испытательного полета. Кроме экипажа, 4 человека, на борту находились начальник ЛИС АРБ-400 Васин, инспектор по качеству ГУ ГВФ Бронтман и два техника… КВС Рубан, а также второй пилот и бортмеханик получили тяжелые ранения и скончались в больнице в период с 29 по 31 марта, всего погибло 3 человека, остальные получили лёгкие ранения и ушибы.

16 мая 1952г. катастрофа самолёта МиГ-15, лётчик-испытатель п/п-к Зюскевич Е.В. Лётчик погиб при выполнении испытательного полёта.

11 мая 1953г. катастрофа самолёта Ту-95, КК лётчик-испытатель м-р Перелёт А.Д. При выполнении испытательного полёта на самолёте загорелся двигатель. Принятыми мерами ликвидировать пожар не удалось. Тогда командир корабля отвёл самолёт от густонаселённого района и приказал покинуть борт всем, кроме бортинженера, пытаясь спасти опытный экземпляр. Самолёт спасти не удалось, командир и бортинженер погибли. Также погиб штурман, которого вместе с парашютом накрыло ударной волной и пламенем от взрыва, и ещё один член экипажа, забывший в суматохе надеть парашют. Остальные, 7 человек, спаслись. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1954г. "За освоение новой авиационной техники и проявленные при этом героизм и мужество" м-ру Перелёту А. Д. присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

29 мая 1953г. катастрофа вертолёта Ми-4, г. Ахтубинск, КВ летчик-испытатель к-н Кокотчиков К. А. Экипаж погиб при выполнении испытательного полёта в результате столкновения с самолётом Ил-12. 3 человека погибло (экипаж Ил-12 также погиб, 4 или 5 человек – Л2005).

24 октября 1954г. катастрофа самолёта Ту-75, КК лётчик-испытатель генерал-майор Кабанов А.И. ДСМУ (день, сложные метеоусловия – Л2005) с нижним краем 180м. Экипаж выполнял полёт по маршруту Казань - Москва. На борту находились 12 членов экипажа. Самолёт столкнулся с землёй через несколько минут после взлёта близ с.Бирюли рядом с Кощаковским зверосовхозом, за п.Дербышки, под Казанью. 4 человека погибли, включая командира корабля, правого лётчика, бортинженера и бортрадиста. Остальные члены экипажа без команды покинули самолёт на парашютах, причём бортрадист также выпрыгнул с парашютом, но через люк, не предусмотренный для покидания самолёта, и попал под вращающийся винт… Это был единственный экземпляр Ту-75. Самолёт не пошёл в серию в связи с загруженностью площадей казанского авиазавода, выпускавшего на тот момент бомбардировщики, и был транспортным вариантом самолёта Ту-4. Лётчик-испытатель генерал-майор Кабанов А.И. занимал должность начальника ЛИС ОКБ Туполева.

21 марта 1955г. катастрофа самолёта М-4, аэродром Раменское, КК лётчик-испытатель Виноградов Л.П. Экипаж выполнял полёт по плану испытаний. На высоте 5000м произошла разгерметизация кабины. Экипаж принял решение вернуться на аэродром вылета. Выполнив три неудачных захода на посадку из-за сложных метеоусловий, на четвёртом заходе самолёт приземлился на повышенной скорости за пределами аэродрома и был разбит. Погиб штурман-оператор Леонов С.И.

13 июля 1955г. катастрофа самолёта МиГ-19, аэродром Новосибирск, лётчик-испытатель ГСС Гербинский П.Я. Столкнулся с землёй при выполнении испытательного полёта. Лётчик погиб. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957г. за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Гербинскому П.Я. присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

25 августа 1955г. катастрофа самолёта М-4. Сразу после взлёта на высоте 25-30 м. самолёт накренился, столкнулся с землёй и взорвался. Экипаж, 8 человек, погиб. Командиром корабля мог быть лётчик-испытатель Пронин И.Н., входивший в состав экипажа.

18 января 1956г. катастрофа самолёта Ту-16, КК Черкасов Л.А. Столкнулся с землёй при перелете из Казани во Владимировку (Ахтубинск) для проведения бомбометания в ходе заводских испытаний. Экипаж, 6 человек, погиб. Взрыв был настолько мощным, что самолет и экипаж разнесло на мелкие части. Технических причин ЛП комиссия не обнаружила. Возможно, экипаж потерял пространственную ориентировку, мнение испытателей – пожар в воздухе.

13 марта 1956г. катастрофа самолёта Ил-28 (по другому источнику - при испытании самолёта Ил-28 погиб лётчик-испытатель НИИ ВВС, дважды Герой Советского союза майор Г. М. Паршин. Вместе с ним погибли бортрадист С. П. Горюнов и оператор Ростовцев, который должен был производить киносъёмку дозаправки МиГ-19 от Ту-16).

26 июня 1956г. катастрофа самолёта М-4. Столкнулся с землёй сразу после взлёта. 6 человек погибло.

27 июля 1956г. катастрофа самолёта М-4, КК ГСС командир АП п-к Вербицкий А.Е. ЛП произошло на взлёте, экипаж погиб.

(Информацию по М-4 считаю корректной для катастроф при испытании техники, поскольку «Из построенных серийно 32 самолётов три погибли вместе с экипажами, причём вскоре после постройки. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая — во время приёмо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения ослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья случилась при облёте самолёта заводским экипажем (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых лётчиков-испытателей) из-за аэродинамических особенностей М-4 при взлёте». Самолёт был сырой – Л2005).

2 июля 1957г. катастрофа планёра А-13. Экипаж погиб. (Одноместный цельнометаллический планёр А-13 разработан в КБ Антонова как раз в 1957-м году, первый полёт дают 1958, серийный выпуск 1959. Так что правомерно предположить, что пилот погиб как раз при испытании – Л2005).

8 августа 1957г. катастрофа самолёта Е-50, лётчик-испытатель п/п-к Коровин Н.А. Лётчик погиб при выполнении контрольно-сдаточного полета. Посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.

27 ноября 1957г. катастрофа самолёта С-1 (Су-7). Лётчик-испытатель м-р Соколов И.Н. погиб при выполнении испытательного полета.

20 февраля 1958г. катастрофа самолёта (тип неизвестен), КК Герой Советского Союза командир АП п-к Рощин Л.М. Столкнулся с землёй близ г.Минск во время испытательного полёта. Другие подробности неизвестны.

2 марта 1958г. катастрофа самолёта (тип неизвестен). Достоверно известно лишь, что в ЛП погиб штурман-испытатель ст. л-т Шрамков П.Р.

18 марта 1958г. катастрофа самолёта М-4. Экипаж погиб. (По другому источнику: «при выполнении экспериментального взлёта без бустеров на аэродроме ЛИИ МАП в Жуковском Московской области разбился вертолёт Ми-4. Из 7 членов экипажа погибли 6»).

29 апреля 1958г. катастрофа самолёта Ан-10, КВС Ларионов А.В. Во время первого испытательного полета после сборки произошел отказ двигателя №1. Автоматическая система уменьшила тягу двигателя №4 (применялась для борьбы с разворачивающим моментом на первых машинах, впоследствии не применялась). Вскоре оставшиеся два двигателя также стали терять мощность. Экипаж совершил грубую вынужденную посадку в поле возле небольшой речки близ г.Воронеж, во время которой самолет разрушился. Погиб бортинженер.

19 мая 1958г. катастрофа самолёта Е-6, лётчик-испытатель ГСС Нефёдов В.А. Погиб при испытании опытного образца (прообраз МиГ-21Ф).

28 мая 1958г. катастрофа самолёта Е-6/1. Экипаж погиб (опытный образец, предназначался для полётов на динамический потолок – Л2005).

13 июня 1958г. (по другим данным 24 июня) катастрофа самолёта Ту-16Р, аэродром Чкаловский, КК к-н Волков В.И. Полет проходил по программе контрольных испытаний. Накрапывал мелкий дождь, погода стала ухудшаться. РП дал команду командиру корабля прекратить выполнение задания и вернуться на аэродром. Выполнив четвёртый разворот, самолет стал заходить на посадку со стороны г.Щелково. Дождь перешел в ливень, видимость снизилась до 50м. Погодный минимум командира был 500м до нижней кромки с видимостью не менее 5км по горизонту. Экипаж стал использовать систему слепой посадки «Глобус». Самолет зацепился тележками шасси за крыши домов д.Хотово и упал в поле за околицей. Экипаж и 8 местных жителей в своих домах погибли, всего 14 человек.

20 ноября 1958г. катастрофа самолёта Т-3. Экипаж погиб (самолёт экспериментальный, экипаж – 1 человек – Л2005). http://www.airwar.ru/enc/xplane/t3.html

20 июля 1959г. катастрофа самолёта Т-3 (Су-9). Лётчик погиб.

19 ноября 1959г. катастрофа самолёта Т-3 (Су-9). Лётчик погиб.

(Су-9 начали эксплуатироваться в 1959-м, перегонялись в строевые части, на вооружение приняты в 1960-м. По основному источнику ">В 1960г. (точные даты неизвестны) произошли 6 катастроф и 2 аварии самолётов Су-9 в 849 ИАП (Купино Новосибирской области). Этот полк первым среди всех полков ПВО СССР переучивался на Су-9 (спарки отсутствовали)». О потерях строевых самолётов на эти даты не сообщается, так что могут быть и испытательные полёты, и катастрофы при перегоне – Л2005).

28 ноября 1959г. катастрофа самолёта Ан-12, КК м-р Горбунов И.К. Экипаж перегонял самолёт после выполненных доработок с авиазавода к месту постоянного базирования на аэродром Витебск. После взлёта и набора высоты в облаках 3300м (по докладу КК), самолёт неожиданно перешёл на снижение и с большим углом тангажа столкнулся с землёй близ Иркутска. Экипаж, 10 человек, погиб. Причина неизвестна, во время резкого снижения с бортом связи не было. Предположительная причина: рассоединение тяги элерона или пожар.

21 декабря 1959г. катастрофа самолёта Ту-105А (прототип Ту-22), КК лётчик-испытатель Алашеев Ю.Т. Экипаж выполнял седьмой испытательный полет, основной целью которого была проверка поведения самолета на сверхзвуковых скоростях, соответствующих М=1,1 … 1,15…. Самолет шел к земле, медленно поворачиваясь вокруг продольной оси и набирая скорость на пикировании. Командир корабля дал команду на катапультирование. Радист катапультировался (было установлено, что он покинул самолет на скорости 1380км/ч) и остался жив. Воздушным потоком сильно пригнуло голову, сорвало защитное стекло со шлема. При катапультировании на сверхзвуковой скорости, величина которой значительно превышала допустимую скорость покидания самолета, радиста спасло то, что его кресло выходило из самолета вниз спиной, что защищало от скоростного потока, кроме того, самолет уже шел к земле под большим углом, почти вертикально. Штурман покидал самолёт первым, лицом по потоку, практически не защищенный от скоростного потока, и был им просто разорван. Командир корабля остался на борту и до конца пытался спасти опытный самолет, не покинув его до столкновения с землёй… Это была первая катастрофа опытного самолёта 105А (Ту-22), который впервые поднял в небо именно этот лётчик-испытатель 7 сентября 1959г.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Иду по европейскому городу и ищу отель Континенталь. Спрашиваю в фарфоровой лавке старушенцию одну про талибан, который вчера его захватил, а она удивлённо говорит - так это другой, тот про который ты говоришь был три недели назад, а тот который ...
Прикалывают меня высказывания родных соотечественников, ей богу. Семьдесят с лихером лет прожив в стране, где все профессии были одинаково важны и почетны; почти тридцать лет барахтаясь верхними и нижними конечностями, чтобы вылезти из нищеты, многие умудрилис ...
Русский капитализм во втором издании отнюдь не был бы простым продолжением и развитием дореволюционного, или, точнее, довоенного капитализма: не только потому, что между ними длительный перерыв, заполненный войной и революцией, но и потому, что мировой капитализм, хозяин русского, ...
Спасибо Кристине за честный ответ: «уфф, василий! давай, скажу прямо, а ты поймёшь, что я сказала, но без обид, раз сам хочешь. сначала, о "твоём творчестве". ...
Завтра девочка возвращается!!! Позвонила, велела обучить папу произносить имя ее бойфренда, а то его папа тоже приедет в аэропорт, чтоб не было конфуза. Смусь взялся зубрить. - Авнер? Авирам? - Эвьятар! - Ух ты ёптить! Ходит теперь, раз в пол часа ...