Маршал Сычев - 2


Генерал Моро очень сильно обижался...
Под командой Сен-Сира находился центр армии (корпус) - дивизии генералов Филибера Гийома Дюэма и Александра Камиля Тапонье. 9 июля 1796 года он отличился в сражении у Эттлингена, где Моро побил эрцгерцога Карла, 11 августа - в сражении у Нерестгейма (закончившемся с неопределенным результатом). В обоих случаях Моро приезжал перед важными моментами боя к Сен-Сиру за "посоветоваться", и тот вел себя "как послушный мальчик". Отличился центральный корпус и в сражении 24 августа у Фридберга. Однако затем Рейнской армии пришлось отступать - австрийцы разбили на севере Армию Самбры и Мёза Жана-Батиста Журдана, и теперь стянули все силы против Моро.
1 октября у Мёскирха центральный корпус не пришел на помощь основной армии, чтобы довершить разгром австрийцев - штаб Моро обвинял Сен-Сира в нерешительности и измене, генерал отвечал, что не имел письменных приказов. На следующий день, 2 октября 1796 года, Сен-Сир, обидившийся на обвинения в нерешительности, по собственному почину атаковал австрийцев у Бибераха и побил их - 4000 убитых, раненых и пленных, 18 захваченных орудий и два знамени против 500 человек убитых и раненых. Отличился центральный корпус и в сражении 19 октября 1796 года у Эммендингена, удерживая позиции, пока главные силы не отошли за реку. А вот в сражении 24 октября у Шлингена Сен-Сир не смог вернуть захваченные австрийцами позиции, предприняв несколько бесплодных контратак.

Дивизионный генерал Лоран Гувьон Сен-Сир
В итоге армия Моро ушла обратно за Рейн. Во время осады австрийцами Келя (крепости на правом берегу Рейна, которые французы удерживали, как плацдарм) Сен-Сир даже исполнял некоторое время обязанности командующего Рейнской армией, но 31 января 1797 года на посту и.о. командарма его сменил генерал Луи Шарль Антуан Дезе. 10 сентября 1797 года Сен-Сир - снова и.о. командующего, в ожидании прибытия Лазара [Г]Оша. Но тот внезапно умирает 19 сентября. Возможно, Сен-Сир мог бы остаться во главе армии уже не как и.о., но он отказался отправить официальное приветствие по поводу переворота 17 фрюктидора (см. биографию Карно в сериЯле "Термидоры и термидорки"). Так что с 7 октября 1797 года Рейнской (а теперь уже Германской) армией назначен командовать генерал Шарль Пьер Франсуа Ожеро. Корпус Сен-Сира оккупирует епархию Базель в декабре 1797 - январе 1798 годов.
26 марта 1798 года Лоран Гувьон наконец-то получает самостоятельное командование - он назначен на пост командующего Римской армией, сменив Андре Массена, чьи хищения казенного имущества привели войска на грань бунта. Сен-Сир навел порядок, отстранив и отдав под суд нескольких офицеров и "затянув" дисциплину. Однако именно в это время в Риме шел "государственно организованный" грабеж произведений искусства, на котором многие офицеры и чиновники еще и грели свои собственные руки. Вмешавшись в оный бардак, командующий схлопотал обвинения в злоупотреблении властью, которые служат предлогом для его отстранения 25 июля 1798 года. Обвинения, впрочем, развалились, и генерал получает назначение в Дунайскую армию, к генералу Журдану, командовать дивизией. В начавшейся в следующем году кампании участвует в сражении у Штокаха 25 марта 1799 года.

"Пострадавший" генерал Ватрен (ему "на самом деле" было всего 28 лет)
Однако и это наступление Журдана завершается неудачно. Дунайская армия подчиняется командующему Гельветической армией Массене, а часть сил перебрасывается в Италию, на отражение нашествия "ужасного Суварофф'а". Переходит в Итальянскую армию и Сен-Сир, участвуя 15 августа 1799 года в сражении у Нови как командир левого крыла (корпуса), руководя дивизиями генералов Пьера Гарнье де Лабуассьера, Франсуа Ватрена и Яна Хендрика Домбровски[го] (Польские легионы - см. сериЯл "Мазурка Домбровского"). Существует даже то ли легенда, то ли быль о том, что Сен-Сир хладнокровно наблюдал за избиением дивизии Ватрена (из бывшей Неаполитанской армии генерала Этьена Жака Жозефа Александра Макдональда) со словами: "Будет неплохо преподнести несколько уроков "неаполитанским" генералам". Впрочем, даже если сие и правда, то этому может быть вполне разумное объяснение - Неаполитанская армия была переименованной Римской армией, из которой Лорана Гувьона до того "попросили", и не исключено, что он имел "личный зуб" на Ватрена, или на его солдат и офицеров.
Однако, что характерно, даже генералы, которым он делал откровенные гадости, признавали ("скрипя ливером") способности Лорана Гувьона. "Много настрадавшийся" от него Моро в итоге сказал: "С Дезе сражения выигрывают, а с Сен-Сиром - не проигрывают". Слова Аполиона я уже цитировал раньше - и более того, когда Лоран Гувьон по своей традиции ответил гробовым молчанием на переворот 18 брюмера (а "почти все" остальные командиры соединений прислали жгучие приветствия и громкие одобрения), первый консул наказал его... наградной шпагой с брильянтами с формулировкой "За военные заслуги" и почетным званием "первого лейтенанта Франции" (притом, что Сен-Сир и Буонапарте никогда не служили вместе, и консул мог знать о его заслугах только от других людей).

Генерал Шампионнэ
Но чтобы не собачился с "неаполитанцем" Жаном Этьеном Вашье Шампионнэ, возглавившим Итальянскую армию после Моро, Сен-Сира снова переводят в Рейнскую армию - заместителем командующего, и он самостоятельно выигрывает сражение 9 мая 1800 года у Бибераха (места-то знакомые с 1796 года). Беда была в том, что Рейнской армией командовал Моро, с которым тоже "любовь давно превратилась в уксус". И тогда Буонапарте находит для сабжа самое подходящее место - включает в Государственный совет, на пост советника по военным делам. На этом месте Сен-Сир сполна смог применить свои задатки "систематизатора-рационализатора". Работавший его секретарем Анри Бейль (прославившийся позже и совсем в другом амплуа как Стендаль) вспоминал: "Блестящий Сен-Сир являлся одним из немногих военачальников, кто был в состоянии читать (в смысле, разбираться в - Q.) документы"...
|
</> |