"Волк кузнеца"


Герб королевства Ирландия
Марксистская дихотомия учила, что общественный конфликт существовал между эксплуатируемыми ирландцами и эксплуататорами-англичанами. На самом же деле картина была куда более пестрой и фрагментарной. "Правящую элиту" (в парламенте, исполнительной власти и МСУ) составляло меньшинство землевладельцев-протестантов, среди которых были потомки переселенцев из Англии XVI-XVII веков, получавших землю в Ирландии, потомки шотландских переселенцев, принявших протестантизм (ольстерцы - по месту их компактного проживания), а также бывшие ирландцы, перешедшие в англиканство, либо пресвитерианство.
Другую группу "как бы знати" составляли так называемые "древние ирландцы" (или "бастарды", или "англо-ирландцы") - потомки нормандских завоевателей XII века, интегрировавшихся в ирландскую культурную среду и породнившихся с гэльской знатью. Они сохраняли большие поместья и влияние в обществе, а также много остатков "древних прав", дарованных им во времена завоевания. Но поскольку бОльшая их часть осталась верна католической религии, они были полностью удалены из политической жизни.

Джонатан Свифт
Потому что католики в Англии XVIII-XIX веков были "людьми вне закона" - они не могли ни выбирать, ни выбираться, ни служить в армии или занимать посты в структурах исполнительной власти и МСУ, а также были поражены во многих имущественных правах. В Англии и Шотландии это не создавало особых проблем - тут католики были в абсолютном меньшинстве. Но в Ирландии, где подавляющая часть населения оставалась верна римской церкви, это всегда было огромной проблемой. Потому что кажущийся нам "простой" выход - да оставьте вы в другой, по сути, стране местную религию, лишь бы денег плОтили - людям XVIII века казался вопиющим кощунством. Ирландских католиков даже заставляли платить десятину англиканской церкви - символ их подчинения, что вызывало бесконечные беспорядки, бунты и иногда даже восстания.
В общем, бОльшая часть ирландцев, от знатных дворян до простых крестьян, не имели никаких политических прав. Естественно, что это вызывало постоянное социальное напряжение. Но покуда протестантская верхушка опиралась на всю мощь соседа за проливом св. Джорджа, это не было особой проблемой. Однако с XVII века "пришли и за ними" - парламент Англии стал проводить жесткую протекционистскую политику, приравняв ирландские товары к иностранным и обложив их огромными пошлинами и запретами. Тогда как английские товары ввозились в Ирландию совершенно свободно. Торговля же с другими странами для Ирландии была фактически закрыта "Навигационным актом", согласно которому товары во владениях английской короны могли ввозиться и вывозиться только на английских кораблях... В общем, ирландская промышленность и торговля очень быстро накрылись медным тазом и скукожились до уровня, обеспечивающего лишь внутреннее потребление.

Генри Граттан
Так что даже ирландским протестантам такое положение вещей категорически переставало нравится - см. знаменитые памфлеты дублинского священника-англиканина Джонатана Свифта, снискавшего себе славу "мятежного ирландца". В конце XVIII века интересы "недовольных" выражала группа политиков, получивших имя Патриотической партии, во главе которой стоял депутат нижней палаты ирландского парламета Генри Граттан. Они выступали за "свободную торговлю" (подразумевая отмену "Навигационного акта" и протекционистских пошлин в Англии) и расширение прав и компетенций парламента и МСУ - и в этом плане даже смогли добиться отмены ненавистного "Закона Пойнингса", принятого еще в XV веке и устанавливающего, что ирландский парламент не может быть созван без одобрения короля Англии и утверждения им повестки рассматриваемых вопросов.
Но куча вопросов так и оставалась нерешенной - права католиков, от их эмансипации (участия в политической жизни) до ненавистной англиканской десятины, экономическая самостоятельность Ирландии, а главное, методы дальнейшей борьбы. Граттан и руководство "патриотов" настаивали на "абсолютных рамках законности и правопорядка" и парламентской дискуссии, особенно после революционных событий во Франции. Поэтому к 1791 году молодые ирландские политики-радикалы "созревают" до идеи бросить "патриотов Граттана" и идти далее "своим путем"... Одним из них и стал Уолф Теобальд Тон.
|
</> |