Манифест дифферентизма
anairos — 09.04.2020 Дифферентизм стоит на двух постулатах.Первый – из моей любимой категории простых до банальности, очевидных вещей. Все люди разные. Различия между ними реальны. Они имеют значение, и их необходимо учитывать.
В определённых ситуациях значимым может оказаться и пол, и возраст, и цвет кожи, и телосложение, и пищевые привычки, не говоря уж о состоянии здоровья. Даже причёска и масть бывают важными – вполне может сложиться так, что коротко стриженой блондинке следует отдать предпочтение перед кудрявой брюнеткой (или наоборот). И всё это будет не дискриминация, а рациональное, взвешенное и обоснованное решение.
Второй постулат – пришедшая из христианства идея равенства всех людей перед Богом. Я полагаю, что это одна из тех пар противоположных идей, которые работают только вместе.
В каждом человеке я вижу образ Божий, и потому считаю его достойным уважения, но осознаю, что этот образ явлен в каждом человеке по-своему, не так, как в любом другом, и порой даже искажён до неузнаваемости. Игнорировать эту разницу – значит, по-моему, проявлять неуважение и к самому человеку, и к Богу, устроившему так.
Сегодня поговорим об одном важном различии.
Люди... не то чтобы делятся на две категории – скорее, тяготеют к одному из двух полюсов.
Первый полюс – те, кого определяют их цели и ценности. Общаясь с ними там, где не видно лица и не слышно голоса – прежде всего в интернете – вы многое узнаете об их принципах, знаниях, представлениях, чему-то их научите или научитесь у них сами. Но пол, возраст, национальность, а порой и религия собеседника вполне могут так и остаться для вас загадкой, пока вы прямо об этом не спросите.
Для людей первого полюса не так важно, куда их определяет та или иная классификация. В лучшем случае они воспринимают её просто как данность – ту печку, от которой приходится танцевать. В худшем – она их раздражает: они предпочитают, чтобы их воспринимали как личность, а не как ярлык. Попытки навязать им модель поведения, которая «подобает» их стае, кажутся людям первого полюса оковами, ограничивающими движение и не позволяющими взлететь.
Даже если человек первого полюса искренне считает себя, например, православным, или атеистом, или пацифистом, он берёт от них лишь то, что соответствует его интересам, характеру и задачам. Как его за это оценивают единоверцы, его, как правило, не слишком волнует.
Общаясь с таким человеком, не стоит ожидать от него «типичных» для его группы взглядов и поступков. Если совершите такую ошибку, вас ждёт немало сюрпризов, и хорошо если приятных.
Второй полюс – совсем другое дело. Эти люди предельно серьёзно относятся к своей принадлежности. Приняв имя, вместе с ним они принимают все права и обязанности, которые оно на них накладывает.
Такая внешняя идентификация никак их не ограничивает. Наоборот, это экзоскелет, который даёт силу, придаёт жизни форму и цель. Без него человек второго полюса буквально не знает, чего ему хотеть, что думать, куда двигаться.
Эти люди обожают классифицировать и себя, и своих близких. Недопустимо православному вести себя, как протестант! Нельзя строить отношения со Скорпионом, словно он Овен! Если ты Дост, ты не будешь счастлив, пока пытаешься жить как Есь!
Пол и возраст особенно важны для людей второго полюса. Это они придумали фразы «что ты как не мужик», «это не женственно», «в твоём возрасте так делать неприлично» и многие другие в том же духе.
Люди второго полюса хотят походить на своих и отличаться от чужих, и потому придумывают множество правил, нужных только для этого. Вы задумывались, почему нельзя носить сандалии с носками или застёгивать нижнюю пуговицу пиджака?
Смысл этих установлений именно в том, что они иррациональны, произвольны, под ними нет никакого основания. Их невозможно логически вывести, к ним невозможно прийти самостоятельно на основе опыта. Их будет соблюдать только тот, кто сознательно следует заведённым здесь правилам, потому что стремится быть своим.
Это, повторю, не классификация, а центры притяжения. У каждого из нас есть имена, которые связывают, и имена, которые поддерживают. И всё же большинство людей заметно тяготеет либо туда, либо сюда.
Но, общаясь с самыми разными собеседниками, я обнаружил удивительную вещь. Как правило, люди обоих полюсов не подозревают о существовании друг друга.
Они считают себя типичными представителями рода людского – такими, каким и должен быть нормальный, обычный человек. Те, кто не разделяет их подхода, кажутся им исключениями, маргиналами, крохотным меньшинством, которое не стоит принимать во внимание.
В одну сторону это понятно и объяснимо. Тот, кто привык жить по шаблонам своих типов, воспринимает других как бунтарей-подростков, которые рано или поздно перебесятся, образумятся и заживут, наконец, как подобает. Если же этого не происходит, они зачастую переходят в его глазах в разряд опасных вольнодумцев, слуг хаоса, вредящих установленному порядку просто в силу своей испорченности.
Но, как ни странно, то же происходит и с другой стороны. Люди первого полюса не всегда в силах осознать, что людей второго полюса ничуть не меньше – и они ничуть не менее нормальны.
Многие феминистки борются против гендерных стереотипов, которые считают унизительными и для женщин, и даже для мужчин. Но попробуйте напомнить им, что изрядная часть этих стереотипов создана и поддерживается усилиями самих же женщин.
От некоторых они получают немало приятных бонусов, но это не главное. В конце концов, от других стереотипов им, наоборот, приходится терпеть трудности. Главное – так они могут ощущать себя женщинами, не такими как мужчины, непохожими на них, отличающимися с первого же взгляда. Лиши их возможности быть (в собственных глазах) женственными – они потеряют себя, останутся (опять же в собственных глазах) неполноценными бесполыми самками, наподобие рабочих муравьёв.
Если вы попробуете провести такой эксперимент в реальности – рискуете получить агрессивный ответ. Вас обвинят в том, что вы пытаетесь навязать женщинам чуждую им идентичность, берёте психически повреждённых рабов, счастливых в рабстве, чтобы оправдать само рабство. «Женщины вовсе не такие – ведь я не такая, и все мои единомышленницы тоже!». Но стремление вашей собеседницы освободить несчастных улиток от тяжёлой неудобной раковины станет от этого только сильнее.
Поэтому я и убеждён, что, пока человечество не примет оба постулата дифферентизма и не начнёт ими руководствоваться в своих поступках – оно никогда не придёт к миру и пониманию с собой самим.
P.S. Силой данного мне дара предвидения я предсказываю, что в комментариях появится хотя бы один человек первого полюса, упрекающий меня в непонимании устройства мира и оправдании зашоренности и предвзятости.
P.P.S. По крайней мере, такой непременно появился бы, если бы не этот треклятый карантин, который, кажется, распространяется и на ЖЖ – все самоизолировались и по чужим блогам больше не ходят.
|
</> |