Приворотно-гендерное

Женщина не могла решать, кем ей быть – от неё ожидали, что она станет женой и матерью. Но даже и отца своим детям она не могла выбрать сама – её выдавали замуж родители, по сговору с женихом или его родителями.
Понятие брака по любви появилось очень поздно, не раньше 12 века, и ещё достаточно долго речь шла только о любви мужчины к женщине. Женщина выйти замуж за любимого всё равно была не в состоянии.
Нарратив простой, понятный и очень нравящийся многим. Феминисткам – потому что укладывается в их схему угнетающего патриархата. Некоторым радикальным антифеминистам – потому что они хотели бы «возродить» такой уклад в действительности.
Но жизнь всегда неизмеримо сложнее любого упрощённого нарратива. И если какой-то из них логичен, убедителен и подкреплён фактами, то и противоположный ему, как правило, тоже.
Люди обращаются к магии, когда не могут решить проблему своими силами.
Антропологи старой школы, времён Фрэзера и Тайлора, вообще учили, что вся магия и вся религия родилась из чувства страха и беспомощности перед миром. Это тоже упрощение, но в нём есть зерно правды. Если дело простое, и всё в нём зависит от твоей силы и твоих решений, тебе не нужна потусторонняя помощь – ты просто идёшь и делаешь.
Среди всех заклинаний, известных учёным, несомненная тройка лидеров – заговоры от болезней, проклятия на смерть врагу и привороты.
Всё это – призывы к Той Стороне повлиять на силу, с которой заклинатель не надеялся справиться сам. Даже с проклятиями это так – ты не станешь проклинать того, кого можешь убить.
Так вот, если лечебные и вредоносные заговоры «гендерно-нейтральны», то привороты – нет. Это в значительной степени мужская магия. Женщины пользовались ими заметно реже.
Почему так? Ответит мудрый царь Соломон:
Три вещи есть в мире, непонятные для меня, и четвёртую я не постигаю: путь орла в небе, змеи на скале, корабля среди моря и путь мужчины к сердцу женщины.
Люди прошлых эпох понятия не имели, что живут во времена угнетающего патриархата. Власть мужчины над женщиной в браке – там, где она действительно была – казалась им компенсацией власти женщины над мужчиной в любви.
Женщина овладевает мужским сердцем легко и непринуждённо. У неё есть для этого всё – красота, ум, хитрость. Ей нет необходимости прибегать к чарам – её чары всегда с ней, она уже родилась одарённой для этого.
А вот для мужчины женское сердце – тайна, окутанная мраком. Даже глядя на тех, кто добился успеха, ты не сможешь повторить их путь. Только потусторонняя помощь может помочь войти в этот лабиринт и невредимым добраться до его центра.
И то сказать, перед глазами тогдашних людей было множество примеров из животного мира. По всей природе самцы состязаются за самок: привлекают их яркой окраской, поют и танцуют для них, строят им уютные гнёзда, дерутся между собой, чтобы показать силу и удаль. Самка же смотрит и выбирает того, кто ей больше по душе.
Это постоянный, излюбленный нарратив практически всех времён и народов до недавнего времени. Женщина околдовывает мужчину самим своим присутствием, лишает его воли и разума. Увидев её, он может думать лишь о том, как ему завоевать её – но своими силами сделать этого не может. Она ставит условия, и она выбирает. Покачнуть весы в свою сторону, обрести хоть какую-то власть в любви, мужчине поможет только чудо. Ну, или магия.
По свидетельству некого этнографа, в русской деревне привороты пользовались популярностью и среди девушек тоже. Но девушки применяли их не для того, чтобы заполучить желанного парня, а чтобы наказать неверного возлюбленного.
Брошенная девушка, чтобы не терпеть унижение, взывала к потусторонним силам. Пусть эти силы свяжут парня по рукам и ногам, чтобы он не мог жить без неё. А вот когда он приползёт к ней на коленях – тогда она сможет сама отвергнуть его, и они поменяются ролями. Отныне он брошен, а она – свободна.
Естественно, и это тоже упрощение, лишь одна грань правды.
Но знать две стороны вопроса всегда лучше, чем только одну.
|
</> |