Малороссия 1701 года в описании Иоанна Лукьянова: мосты, герои, рыцари


Одним из таких исторических памятников является «Хождение в Святую Землю» русского священника-старообрядца Иоанна Лукьянова. Произведение было создано по следам путешествия русских паломников в Иерусалим 1701-03 гг. Написано живым русским языком в оригинальной авторской манере. Порой просто удивляешься меткости и колоритности описания людей, принадлежащих к самым разным слоям населения и нескольким странам. Читается, как говорится, на одном дыхании. Рекомендую всем интересующимся историей. Я же приведу лишь небольшие характерные отрывки, описывающие Малороссию и её обитателей. Также не удержусь от того, чтобы провести исторические параллели и отметить курьёзы.
В целом Иоанн Лукьянов описывает Малороссию без какого-то нарочитого негатива. Восторгается тем, что ему действительно нравится, осуждает то, что не нравится. Причем, положительное отношение в его описаниях проглядывается значительно чаще, чем отрицательное. По итогу, описание Малороссии можно охарактеризовать, как действительно объективное.
Города малороссийские Иоанну понравились. Он отметил их архитектуру, обилие церквей и монастырей. Правда, хатки-мазанки не упомянул вовсе. Особенно ему приглянулся город Глухов. Он его оценил даже выше Киева.
Город Киев… Характерно, что Иоанн Лукьянов относит Киев к Московскому государству, который, по его мнению, является этаким пограничным форпостом государства.
Киев Иоанну понравился обилием церквей и садов. Не понравился обилием грязи.
Да слава Богу, что ночь была лунна, а то грязь по улицам велика, ѣдва с нуждою проѣхали.
О самих киевлянах отзывается в целом положительно, но отмечает их тягу к пьянству. Не он один, кстати.
… В корчму толко женка одна, и та курва. И мы тутъ съ нуждою великою начевали, всю ночь стереглися, стали к полю, а пьяныя таскаются во всю ночь.
Что ж, с тех пор мало, что поменялось. Усердие как всегда имеется, но новая вера в сказочный Запад губит всё дело. А уж курвы в тех краях никогда не переводились.
Описание быта киевлян…
Как бы, если и была оккупация злыми москалями, то не шибко сильная. Хохлы вполне ограничивали стрельцов, хотя те были отнюдь не ангелами, а реальной силой.
Встречал Иоанн Лукьянов и малороссийскую интеллектуальную элиту в лице студентов Киево-Могилянской Академии, которой современные украинцы так гордятся.
Тут тоже мало что-то поменялось. Современные «онижедети» тоже то хлеба просят, то кружевных трусов, то укокошить кого-то норовят.
Про строительство мостов в Малороссии…
Ну что ж, тут изменения очевидны. Русский Мир уходит с Украины с мостами, фабриками и заводами. Те мосты, что ещё остаются, устают без москальской заботы и падают на головы представителям титульной нации. Увы, «миленьких стрельцов», способных построить мост, больше не предвидится, и скоро всё будет Украина.
Удалось Иоанну Лукьянову пообщаться с представителями украинского шароварного «лыцарства», т.е. с казаками. Первая встреча произвела на него неизгладимое впечатление.
… А когда мы приехали и стали на площади, -- а того дни у них случилось много свадеб, -- такъ нас оступило, как есть около медведя, все казаки, палеевщина, и свадьбы покинули. А все голудба беспартошная, а на ином и клака руба нетъ. Страшны зело, черны, что арапы, а лихи, что сабаки, -- из рукъ рвут. Они на нас, стоя, дивятца, а мы втрое, что таких уродов и отроду не видали; у нас на Москве и на Петровском кружале не скоро сыщишь такого и одного. В том же городке мы начевали, ночь всю стереглись.
Эх, не выглядели реальные прототипы украинского «лыцарства» так, как их рисует современная украинская историография. Но, к слову сказать, в дальнейшем своём повествовании Лукьянов, вспоминая украинских рыцарей, констатирует, что всё-таки они не такие дикие «бесы», как те, с которыми ему пришлось столкнуться уже в Турции, а особенно в Египте. Всё, как говорится, познается в сравнении.
Ну и ещё один исторический курьез, показывающий, что реальная историческая Малороссия далека от той, какую рисуют себе украинские патриоты в своем воображении. Воспоминание Иоанна Лукьянова об украинском национальном герое Мазепе…
Забавная коллизия получается. Злые москали защищают национального героя Украины от того, чтобы сама титульная нация своего героя не прибила. Но те времена прошли, как и мосты построенные стрельцами. Теперь украинцы могут смело громить своих национальных героев и предводителей. Чем они, в принципе, и занимаются на потеху всем окружающим.
Вот, в принципе, и всё. А в качестве небольшого бонуса выкладываю гениальное, на мой взгляд, описание морской болезни, за которое я бы присудил Иоанну Лукьянову какую-нибудь литературную премию. Так кратко и так чётко!
«Хождение в Святую Землю» - произведение реально стоящее. Там есть ещё много интересных описаний: турок, греков, мавров, мальтийских пиратов… Полностью можно прочитать здесь. Не пожалеете.
|
</> |