Любовь в истории
diak_kuraev — 29.07.2023Вчера патриарх много говорил о любви.
http://www.patriarchia.ru/db/text/6046487.html
Сначала было сказано, что пока приднепровские племена веровали в разных богов — «различия в обычаях, в духовной культуре единого народа приводили к тому, что все эти племена враждовали друг с другом, проливалась братская кровь, каждый стремился взять свое за счет жизни и благополучия другого».
К сожалению, ни из чего не видно, что в последующий христианский период истории этих земель «братской крови» проливалось меньше по крайней мере до той поры, пока не определился сильнейших хищник, пожравший всех конкурентов. Кто им станет, окончательно стало ясно только к исходу 17 столетия.
«Что же это за энергия, которая смогла сформировать из разрозненных племен единую нацию? Имя этой силы — любовь. Ненависть и зависть могут лишь разделять, разрушать, они не имеют созидательной силы, а значит, не имеют и будущего. То, что всё это именно так, показывают многочисленные примеры из истории нашего Отечества».
А я вот не знаю таких примеров. Не знаю, что же именно в «государственном строительстве» Московии создано именно любовью. Были примеры добрых поступков и жизни по любви даже в жизни князей и царей. Но это частные примеры, не отсвечивавшие в государственной политике. Я не знаю примеров, когда бы именно любовь или восхищение любящим ликом московского государя переменили госграницы и расширяли зону московского контроля.
Каждое такое расширение — это война и кровь. Или это чья-то беда, вынудившая обратиться к Москве не в поисках «энергии любви», а в отчаянной попытке использовать ее войска против более страшного врага.
«Так произошло с русским народом: с оскудением веры и любви княжеские междоусобицы, стали играть все более значительную роль в разрушении народного единства, что привело к раздробленности и ослаблению нашей страны».
В этом тезисе две неправды.
Первая — он создает впечатление, будто в первый век после крещения Руси (т.е. в 11 век) народ и его элиты достигли некиих высот в христианской вере и любви, с которых ниспали накануне «Батыева нашествия» в 13 веке.
Вторая — в том, что 12 век стал веком распада и междоусобиц, виноват не «упадок нравов» (неоткуда было падать), а затухание торгового пути «из врагя вгреки»
Со второй половины XI столетия половцы сделали мало проходимым южный участок пути «Из варяг в греки». Волжская Болгария контролировала Среднюю Волгу. Обороты международной торговли по линии Запад — Русь — Византия — Восток падали.
А когда в конце XI в. в результате первого крестового похода христиане вновь обрели короткий морской путь на Восток, это окончательно «убило» интерес Западной Европы к транзитным древнерусским путям. Неудивительно, что со второй половины XI в. исчезают из древнерусских летописей упоминания о варягах
Успех 4 Крестового похода со взятием Константинополя и вовсе сделал ненужным это длинный северный обход. Привычные средиземноморские торговые пути возобновились.
Прекратилась транс-днепровская торговля между морями, а, значит, исчезла экономическая выгода поддержания единого государства по всему течению Днепра. Князья стали искать другие источники дохода. И это были земли, крестьяне, городки, которые они и стали отбирать друг у друга. Конфликты изрядно подогревало и весьма запутанное «лествичное право» наследования.
«Любви» не стало меньше или больше. Просто партнеры превратились в конкурентов.
Далее, перескочив через несколько столетий, патриарх сказал: «Сословные разделения, а потом и так называемая классовая ненависть породили чудовище русской революции».
Это так. Но хотелось бы узнать — а что же матушка-церковь не видела этого? Как она пробовала смягчить это расслоение и порождаемую им ненависть? И Что она сегодня делает в тех же целях? Как всегда, учит бедных быть еще беднее? Или же отчитывает своих спонсоров и прямо-таки удушает их своими орденскими лентами?
«Развал советского государства имел своей причиной недостаток любви к Отечеству и ближним, к сожалению, неизбежный для общества, построенный на безбожии». Несомненно, патриарх сможет повторить эти слова при своем очередном визите в КНР или КНДР.
«Ведь если бы была сильна вера людей, разве распалось бы наше единое великое государство? Почему в одночасье все разлетелось в пух и прах? Потому что утрачена была вера как невероятной силы стяжка, соединяющая многих людей, подчас разных взглядов и разных убеждений».
Угасла вера в коммунистический проект. При чем тут вера во Христа? И если бы даже у москвичей была сильна христианская вера,то как это могло бы мотивировать узбеков или азербайджанцев быть с ними в одном государстве?
И финал:
«Сегодня между братскими народами России и Украины, вышедшими из единой купели крещения, посеяна рознь — и рознь эта, как мы знаем, активно поддерживается силами, одинаково враждебными и русским, и украинцам. Поэтому мы, сознавая все это, призваны взять в руки щит любви. Щит любви к Богу, ближнему, к Отечеству».
Спутать щит и меч дано далеко не каждому. Активно и еженощно используя свои ракетные вооружения, Россия в то же время предостерегает Запад от поставки аналогичного оружия «братскому народу Украины», называя его именно наступательным. Диалектика, однако. Один и тот же предмет в «наших» руках это «щит любви», а в «не-наших» руках это «оружие неспровоцированной агрессии».
|
</> |