
Любовь Орлова — тише едешь, громче будешь

11 февраля 1902 года в
древнем Звенигороде в дворянской семье родилась будущая звезда
советского киноэкрана Любовь Орлова. Ее отец Петр Федорович был
потомком легендарной ветви Рюриковичей, а мама Евгения Николаевна
происходила из древнего рода Сухотиных. По семейной легенде когда
однажды дома у Орловых в гостях был Шаляпин, он увидев красавицу
Любочку предрек ей судьбу великой русской актрисы. Четверть века
спустя предсказанное Федором Ивановичем сбылось.
Перед революцией Орловы перебрались в Воскресенск. В
тяжелые годы Гражданской войны Любовь училась в
«Московской
консерватории»
по классу рояля, и возила продавать на рынок в
неподъемных бидонах молоко. Когда заказов не было Орлова работала
тапершей в кинотеатре
«Унион».
После сдачи выпускных экзаменов в консерватории девушка
поступила учиться в
«Московский театральный
техникум на хореографическое отделение. В 1926 году Орлову приняли
хористкой в мхатовскую
«Музыкальную студию им.
Немировича-Данченко».
В 1926 году красавица Орлова вышла по расчету замуж за
молодого партийного работника Андрея Берзина. Муж в ожесточившейся
в конце двадцатых годов партийной борьбе выбрал неверную сторону,
примкнув к троцкистской клике. В 1930 году Берзина арестовали и
приговорили к длительному тюремному заключению. Оставшись одна,
Любовь вернулась к родителям.
Вскоре у начинающей актрисы случился искрометный роман
с руководителем театра Михаилом Немировичем-Данченко, сыном
великого режиссера. Начиная с 1932 года, на Орлову пролился
долгожданный дождь из
«главных
ролей».
Внезапно вспыхнувшую звезду заметили не только критики,
но и театральная Москва.
Первые два фильма, в которых снялась
актриса:
«Любовь
Алены»
и
«Петербургская
ночь» оказались
провальными. Однако так случилось, что судьба свела ее с 31-летним
гением, режиссером Григорием Александровым (Мормоненко), который к
тому времени прославился тем, что вместе с Эйзенштейном написал
сценарий к фильму
«Броненосец
Потемкин». К
моменту их знакомства Александров только что вернувшейся из
творческой командировки в США буквально бредил идеей съемок первой
советской музыкальной кинокомедии.
В один из вечеров Александрова привели на
спектакль
«Перикола»
в котором как ему сказали блистала восходящая звезда
советской сцены. В одной из сцен он внезапно схватил друга за руку
и словно безумный прошептал:
«Эта сногсшибательная девушка
сыграет мою Анюту».
В этот же вечер они познакомились и больше никогда не
расставались. Странно, но на первое предложение о съемках в новой
картине Орлова ответила отказом, и только погуляв с Александровым
по ночной Москве и осознав концепцию нового фильма актриса
согласилась играть в
«Веселых
ребятах».
На съемках в Гаграх между Александровым и Орловой
вспыхнул бурный роман. После того как картина вышла в прокат они
поженились. Ради новой возлюбленной режиссер бросил жену с
маленьким сыном. Кстати первоначально большие начальники
управлявшие культурой, назвав
«Веселых
ребят» картиной
не только вредной, но и контрреволюционной, отправили
фильм «на
полку». Однако
комедию успел посмотреть Горький, картина ему настолько
понравилась, что он порекомендовал ее Сталину. Когда
«Веселые
ребята»
закончились, и в зале зажегся свет, все увидели
улыбающегося вождя, поднимаясь Иосиф Виссарионович
сказал:
«Отличное кино у нас
получилось, посмотрел и словно месяц в отпуске
провел».
Премьерный показ фильма состоялся 25 декабря 1934 года,
а спустя месяц Любовь Орлова получила звание
«Заслуженного деятеля
искусств РСФСР».
До войны Александров снял супругу еще в двух культовых
картинах
«Цирк»
(1936) и
«Волга-Волга»
(1938). Последний стал любимой
кинокомедией Иосифа Виссарионовича, который знал ее назубок. На
волне популярности, богемных вечеринок и приемов,
Орлова начала всерьез прикладываться к
бутылке. Александров быстро излечил супругу от недуга. Однажды он
сказал, что у алкоголичек через год-два лицо становится пропитым, а
снимать забулдыгу Орлову никто из режиссеров не
согласится.
В 1939 году Александров снял Орлову в новом
фильме
«Золушка»,
но название не понравилось вождю, так появился
шедевральный
«производственный
фильм» «Светлый
путь». Орлова
сыгравшая ткачиху-передовика специально для съемок научилась
работать на станках и вязать ткацкие узлы.
Перед войной все советские девушки страдали синдромом
Орловой, под любимую актрису стриглись, красили волосы, одевались,
и мечтали найти своего Александрова.
После начала войны они с мужем просто каким-то чудом
успели вырваться из Риги в Москву. Когда в Октябре 1941 года немцы
вплотную приблизились к столице и в городе началась паника, по
приказу вождя все афишные тумбы оклеили плакатами с информацией о
ближайших сольных концертах Любови Орловой. Обыватели заговорили,
что если уж сама Орлова не отменяет концерты в прифронтовом городе,
то Москва устоит.
В 1946 году на чешской студии
«Баррандов»
Александр снял музыкальную кинокомедию
«Весна»,
в которой Орлова блестяще сыграла ученого-сухаря
Никитину и актрису-зажигалку Шатрову. На
«Венецианском
кинофестивале»
советская звезда получила спецприз за лучшую женскую
роль. Понимая, что ее время в кинематографе подходит к концу Любовь
Петровна Орлова устроилась в
«Театр им.
Моссовета».
В 1950 году супруги получили
«Сталинские
премии» за
фильм «Встреча
на Эльбе». Союз
этих двух любящих людей был настолько чистым, что к нему не
приставала ни одна грязь, им было наплевать, что о них судачат
злопыхатели.
Любовь Орлова первая из советских актрис
воспользовавшаяся
«чудодейственными
методами»
пластической хирургии.
В 1974 году Александров снял жену в их совместном
последнем фильме
«Скворец и
Лира», картина
получилась настолько блеклой, что ее постеснялись выпускать на
телеэкраны. Любовь Петровна эмоционально переживавшая неудачу
попала в больницу, где врачи диагностировали у нее серьезное
неоперабельное заболевание. Муж упросил врачей не говорить жене о
страшном диагнозе, и лично убедил любимую женщину, что врачи лечат
ее от мочекаменной болезни.
В день рождения мужа 23 января 1975 года Любовь
Петровна впала в беспамятство, а спустя три дня скончалась.
Хоронили великую актрису 29 января 1975 года в день ее
рождения.
Григорий Васильевич Александров пережил супругу на 8
лет. За несколько месяцев до смерти он успел закончить
документальный фильм-воспоминание
«ЛЮБОВЬ
ОРЛОВА».
|
</> |