Наследники «Потаенного судна»
fan_project — 09.06.2021
В 2008 году незаметно мелькнула дата – 290 лет назад, в
1718 году плотник Ефим Никонов из подмосковного села Покровское
подал челобитную царю Петру I, в которой писал, что «сделает он к
военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в
тихое время будет разбивать корабли, хотя б десять или двадцать, и
для пробы тому судну учинит образец…».
Спустя несколько лет, в 1724 году на Неве творение
Никонова, сделанное плотниками и бочкарями, было испытано, да
неудачно, поскольку «при спуске у того судна повредилось дно». При
этом Никонов едва не погиб в затопленной лодке и был спасен при
личном участии самого Петра.
За неудачу царь велел изобретателя не корить, а дать
ему возможность исправить недочеты. Но вскоре Петр I умер, и в 1728
году Адмиралтейств-коллегия после очередных неудачных испытаний
распорядилась работы над «потаенным судном» прекратить. Самого же
малограмотного изобретателя сослали работать плотником на верфи в
Астрахань.
Ну, а что было дальше?
Последующие сто лет какие-либо подводные суда в России
не строились. Однако интерес к ним в русском обществе сохранялся, и
в архивах и поныне хранится немало проектов подводных кораблей,
созданных людьми разных сословий. Архивариусы насчитали их аж 135!
И это только то, что дошло до наших дней.
Из реально же осуществленных конструкций отметим хотя
бы следующие.
В 1834 году была построена подводная лодка К. А.
Шильдера. Она была первым в России судном обтекаемой формы с
цельнометаллическим корпусом, поперечное сечение которого
представляло собой неправильный эллипс. Обшивка была изготовлена из
котельного листового железа толщиной около 5 мм и подкреплялась
пятью шпангоутами. Над корпусом выступали две башни с
иллюминаторами, между башнями располагался люк для погрузки
крупногабаритного оборудования. Интересно, что приводить лодку в
движение должны были… 4 гребца с веслами-гребками, наподобие
гусиных лап. Зато вооружить подводную лодку предполагалось вполне
современным оружием – зажигательными ракетами и
минами.
Для освежения воздуха в лодке стоял вентилятор,
соединявшийся с трубой, выходившей на поверхность, а вот освещение
внутренних помещений предполагалось свечное.
Такое вот сочетание допотопности с последними
достижениями техники того времени привело к тому, что испытания
подлодки шли с переменным успехом. И в конце концов она была
забракована, хотя изобретатель уже предлагал в дальнейших
модификациях своей конструкции заменить гребцов только что
появившимся электродвигателем или даже поставить на лодку
водометные движители. Шильдеру было предложено исправить
выявившиеся недочеты конструкции за свой счет, чего сделать он не
смог, поскольку и так уже вбухал в свое изобретение все имевшиеся у
него средства.
Аналогичная судьба постигла и подлодку конструкции И.
Ф. Александровского, испытания которой начались 19 июня 1866 года в
Кронштадте. Она тоже была металлической, по форме напоминала рыбу.
Для совершения диверсий водолазами на лодке имелась специальная
камера с двумя люками, позволявшая десантировать людей из
подводного положения. Двигателем служила пневматическая машина, а
для подрыва неприятельских кораблей подлодка оснащалась особыми
минами.
Испытания и усовершенствования субмарины продолжались
до 1901 года и были прекращены ввиду полного разорения
изобретателя, большую часть работ проводившего на собственные
средства.
Станислав Николаевич Зигуненко, «100 великих загадок
истории флота», 2008г.
|
</> |