Субмарины Советской России
fan_project — 13.06.2021
За годы Первой мировой и Гражданской войн флот лишился
32 подводных лодок – почти всех, что тогда имелись. Осталось лишь
несколько субмарин, нуждавшихся в капитальном ремонте. Да еще с
полдюжины недостроенных лодок оставалось на стапелях
судостроительных заводов. С этого и началась история советского
подводного флота.
Поскольку ни качество, ни количество подводных судов
уже не удолетворяло требованиям современности, 1 ноября 1926 года
на Балтийском судостроительною заводе было создано специальное
техническое бюро № 4, занявшееся конструированием исключительно
подводных лодок. Его возглавил инженер М.
Малинин.
И уже в марте следующего, 1927 года состоялась закладка
первых советских подлодок – Д-1, Д-2, Д-З… Вслед за ними вскоре
отечественные судостроители приступили к закладке подлодок второй и
третьей серий, получивших название «Ленинцы» и
«Щуки».
Теория, господствующая тогда у руководителей
Военно-морских сил, о том, что подлодки должны лишь поддерживать в
бою надводные корабли, привела к постройке субмарин IV серии,
получивших название «Правда» и имевших преимущественно
артиллерийское вооружение.
Поскольку большинство подлодок были зачислены в состав
Балтийского флота, а другим флотам тоже требовались подлодки,
возникла идея переправлять их при необходимости по железной дороге.
Специально для этого были построены подлодки-малютки типа «М» VI
серии, имевшие на вооружении по две торпеды.
В дальнейшем стали строить подлодки самых разных
размеров и для других флотов. Последним серийным проектом подводных
лодок, строившихся перед Великой Отечественной войной, стали
субмарины XIV серии типа «К». Они отличались мощным торпедным
вооружением (запас торпед – 24 штуки), а также имели на борту более
20 мин и два 45-мм орудия. Высокие мореходные данные, большая
автономность плавания сделали советские подводные крейсера лучшими
для своего времени.
По довоенному плану, к концу 1942 года в составе
советских флотов планировалось иметь свыше 300 подлодок различных
типов.
План полностью выполнить не успели, и 22 июня 1941 года
в составе флотов нашей страны находилось 211 подводных лодок
различных типов. Тем не менее СССР располагал подводными силами,
значительно превосходившими по численности флот субмарин любого
государства мира, в том числе и Германии.
Однако тяжелые поражения начального этапа войны привели
к большим потерям и на флоте. Так, к примеру, Балтийский флот
оказался, по существу, заперт в Кронштадте, и попытки подводников
прорваться сквозь минные поля и прочие заграждения привели лишь к
тому, что за годы войны балтийцы потеряли 47 подлодок вместе с
экипажами.
Немногим лучше было положение и на Черном море – там
погибли 40 подлодок.
Молодой Северный флот за годы войны потерял 25
субмарин. Но тут по крайней мере североморцы смогли нанести
существенный урон и противнику, потопив 126 транспортов, общим
водоизмещением 360 661 т, и 55 боевых кораблей.
К концу войны показал себя и разблокированный
Балтийский флот: подводники-балтийцы смогли потопить 124 транспорта
и 20 боевых кораблей. Итоги боевых походов черноморских
подводников: 78 транспортов и 7 боевых кораблей.
Каждый выход подводников в море – это был, по существу,
героический подвиг. Тактические приемы, использовавшиеся
командирами советских субмарин, потом попали в учебники многих
стран мира. Они атаковали противника на мелководье в надводном
положении, топя транспорты артиллерийским огнем. Прорывались в
гавань под днищем транспортов противника и затем торпедировали
суда, стоящие непосредственно у причала. Атаковали противника со
стороны берега и на малых глубинах. Именно так нашими экипажем
подлодки К-21 был атакован линкор «Тирпиц». А потопление 30 января
1945 года лайнера «Вильгельм Густлов» подводной лодкой С-13 под
командованием А. И. Маринеско привело к тому, что на дно ушли 6000
гитлеровцев, в том числе практически весь резерв экипажей подлодок,
к несчастью, оказавшихся на том транспорте. Гитлер после этого
объявил Маринеско своим личным врагом.
Однако война стала тяжелым испытанием и для нас. Более
3600 подводников навечно остались в море. Но жертвы не были
напрасными. Полученный боевой опыт, выработанные тактические приемы
и практика борьбы за живучесть заложили основу для создания
послевоенных подлодок, закладки атомных субмарин, несших на борту
ядерное ракетное оружие.
Станислав Николаевич Зигуненко, «100 великих загадок
истории флота», 2008г.
|
</> |