Любовь к мальчику в божественном варианте: Похищение Ганимеда
tanjand — 04.06.2021Ганимеда, ну очень красивого ребенка, украл Зевс и унес в свои чертоги, сделав его личным виночерпием и любовником на горе Олимп. Миф о Ганимеде - важный шаг в изучении истории гомосексуализма.
Но у этой истории есть и более темная сторона.
Хотя ни один из источников не упоминает возраст Ганимеда, предполагается, что он был подростком.
Следовательно, этот миф можно отнести к древнегреческой педерастии.
Ганимед катит обруч и держит петуха (любовный подарок Зевса), 500–490 г до н.э., Лувр, Париж
«Зевс похитил златовласого Ганимеда из-за его красоты, чтобы он оказался среди Бессмертных и разливал питье для богов в доме Зевса — это чудо - видеть, - почитаемый всеми бессмертными, как он черпает прекрасный нектар из золотой чаши».
Гомеровский гимн 5 Афродите
Этот миф был особенно популярен среди греков и римлян.
Красота мальчика была настолько велика, настолько «богоподобна» (по-гречески - антитеос), как выразились Гомер и Гесиод, что даже сами боги не могли устоять перед ним.
Похищение Ганимеда, Дамиано Мацца, ок. 1575
Вот Зевс, обычно замешанный почти во всех историях с соблазнением и изнасилованием, решил, что Ганимед слишком совершенен, чтобы ходить по земле – такой красавец нужен ему самому.
Зевс превратился в орла и похитил ничего не ожидавшего парнишку.
На Олимпе Зевс принял свой облик верховного бога и предложил ему работу.
Работа не обошлась без пособий. Зевс сделал Ганимеда бессмертным, наделенным вечной молодостью, вечно служащим на пирах богов.
Он исчез с земли, похищенный орлом, без следа.
Его родители ужасно волновались.
Согласно гомеровскому гимну Афродите:
«Но горе, которое невозможно успокоить, наполнило сердце Троса; он не знал, куда ниспосланный небесами вихрь отнёс его дорогого сына, так что он оплакивал его всегда, беспрерывно, пока Зевс не пожалел и не дал ему в качестве вознаграждения за сына лошадей, которые несли бессмертных.
И по приказу Зевса убийца Аргуса рассказал, как его сын будет бессмертным и нестареющим, как боги».
Похищение Ганимеда, Джироламо да Карпи, 1543-44
Хотя в приведенном выше отрывке упоминается, что он подарил отцу Ганимеда двух лошадей несравненной красоты, в других источниках упоминается золотая лоза.
Зевс решил, что отец будет доволен такой договоренностью, хотя невозможно представить, чтобы кто-нибудь с радостью обменял своего сына на двух лошадей или золотую лозу.
Но это еще не всё в истории с похищенным мальчиком.
Вознесение Ганимеда понравилось не всем.
Овидий пишет, что Ганимед пришел на Олимп «против воли Юноны (Геры)».
Но почему?
Геба и Ганимед, Томас Кроуфорд, ок. 1851, Музей изящных искусств Бостона
Ну, предыдущим виночерпием богов была Геба, дочь Геры.
Теперь Ганимед не просто заменил Гебу, но, он еще оскорблял богиню, разливая нектар человеческими руками! Ах, какой кошмар!
И это еще не все.
Главное, Ганимед был любовником бога. В римских источниках Ганимед явно представлен как эротический партнер Бога.
Гнев Геры описан подробно:
«Там сидела Гера, глядя в ярости даже на щит, ревность наполнял ее душу; она показывала пальцем богине Палладе, сидевшей рядом с ней, как презренный пастух Ганимед ходил среди звезд, чтобы налить сладкий нектар Олимпа, и вручал чашки, что раньше делала божественная дева Геба».
Версия похищения Ганимеда Зевсом, в которой мальчик выглядит старше (хотя все еще довольно молодым).
Похищение Ганимеда, Эсташ Ле Сюэра, ок. 1650 г. (Фргмент)
Итак, был ли Ганимед взрослым, подростком или даже младенцем, как его написал великий Рембрандт?
Что есть миф о Ганимеде -- еще одна история из мифологической традиции древнего народа, или это один из самых тревожных мифов древности?
Большие вопросы, связанные с мифом о Ганимеде, остаются без ответа.
Иоганн Вольфганг фон Гете написал стихотворение под названием «Ганимед», в котором лирически изображает Ганимеда, соблазняемого Зевсом.
В 1817 году Шуберт, вдохновленный стихотворением Гете, написал очень эмоциональную музыку.
Многие художники со времен Возрождения рисовали сцены из мифа о Ганимеде.
Одно из мощнейших полотен – кисти Рембранта.
В «Похищении Ганимеда» прослеживается сильный иронический дух.
(Нет ничего более интересного, чем превращение поэтических мифов в неопровержимые факты).
Рембрандт утверждал, что если Ганимед был доставлен на Олимп орлом, то это событие должно было выглядеть именно так.
Ганимед - толстый ребенок.
Он может выиграть детское шоу.
У него на лице страх. Здесь всё отношение Мастера к смыслу этой истории.
Мы никогда не узнаем возраст Ганимеда.
Миф имеет огромное значение для понимания не только гомоэротизма, но и темной части древнегреческого, а затем и римского общества.
Однако, мы рискуем попасть в ловушку; предполагается, что все греки одобряли такую практику.
Это было не так.
Похищение Ганимеда, 1636 г. Питер Пауль Рубенс