Любопытный тезис (из книжки Freakonomics)
kondratea — 02.04.2010Отдельной темой, поскольку это вызвало живую реакцию в другом
ЖЖ:) О влиянии родителей на результаты детей в школе.
В 90х годах
министерство образования предприняло длительное и глубокое
наблюдение над широкой выборкой детей по всем США (всего ок 20 тыс
детей из случайных выборок по всем штатам США). Цель исследования
была выявить корреляции между домашними обстоятельствами, школой и
родителями детей в связи с их "конечными" тестами по выходу из
начальной школы (т.е. после 4 класса, как мы бы сказали).
Почему после начальной школы? Потому что более ранние тонкие
исследования образовательных успехов взрослых (и их связи с простой
денежной успешностью) показали, что ценным
прогностическим фактором является уже средний балл этих самых
тестов. Он коррелирует с "окончательным" исходом школы, и далее - с
длительностью и успешностью продолжения образования.
Так что речь не идет о таких непредсказуемых и эфемерных вещах, как
"счастье", "любовь", "творчество", ни даже "финансовый успех в
жизни". А просто - с какими результатами ребенок выйдет из
начальной школы.
Авторы книги Freakonomics (Steven Levitt and Stephen Dubner, я ее нежно люблю и советую прочесть) воспользовались результатами исследования, чтобы провести регрессивный анализ по всем доступным там данным (фиксировать все переменные ,кроме одной, и изучать чисто вклад этой переменной на конечный результат). Они нашли 16 ясных факторов поведения родителей - 8 из них сильно коррелируют с "результатом", а 8 - никак не коррелируют .
Заметьте - "коррелируют" - значит, этот фактор и результат
начальной школы показывают взаимную зависимость - положительную или
отрицательную. Это не говорит о том, что А вызывает Б или Б
вызывает А. Может быть - А и Б меняются вместе под воздействием
других общих явлений.
Сыграйте и вы в такую игру - вот список всех 16 факторов (может
быть, не все из них близки нам - мы же не в США). Угадайте, которые
из них сильно коррелируют с успехами ребенка, а которые -
нет.
- Родители ребенка высоко образованы
- Ребенок растет в полной семье
- Родители ребенка имеют хорошее социальное и материальное положение в обществе
- Семья недавно переехала в лучший район (с лучшей школой)
- Мать ребенка достигла возраста около 30 лет до рождения первого из ее детей
- Мать не работает от рождения ребенка (детей) до начала школы младшим
- Ребенок родился с малым весом при рождении
- Ребенок посещал государственную корректирующую программу развития дошкольников (бесплатную)
- В семье говорят дома только по-английски (США, еще раз напоминаю)
- Ребенка регулярно водят в музеи и тп культурные учреждения
- Ребенок усыновлен
- Родители считают допустимыми телесные наказания
- Родители участвуют в родительском комитете
- Ребенок много смотрит ТВ
- В доме много книг
- Родители читают ребенку помногу каждый день
Я готова изложить подробнее объяснения или дополнительные сведения из книжки по каждому из этих факторов (хотя интереснее прочесть самому всю книгу!) - но авторы делают такой вывод на основании данных: важнее то, кем являлись родители еще до того, как родили ребенка и взяли в руки первые книги по родительству, чем что конкретно они делают с ребенком дома.
Чтобы не возмущать общественность идеей "родители вообще не важны" - плохие родители устойчиво показывают ПЛОХИЕ средние результаты с детьми, измеренные по любым параметрам. Хорошие родители имеют влияние на детей - дальше в главе приводятся данные о том, что хотя фактор 11 (ребенок усыновлен) является прогностическим фактором ухудшенных результатов в начальной школе и даже средней и высшей школе - но неуклонное влияние приемных родителей все же сказывается на том, что длительные исследования таких детей показывают - "в итоге" они получают все же заметно высшую планку образования, чем аналогичные дети, оставшиеся у био-родителей, а также демонстрируют намного высшую социальную адаптацию в обществе (работа, брак, воспитание собственных детей), нежели аналогичная их био-происхождению контрольная группа!
Объясняется это все же тем, что как группа, множество "желающих приемных родителей" таки подпадает под описание "они кем-то стали до того" как принять решение об усыновлении. А не тем, что они применяют особые приемы в воспитании приемных детей.
Все, можно устраивать холивар:)