О литературе в школе
kondratea — 09.02.2010 Прочла интересную статью, приподнявшую для меня занавес над вопросом - что ждут сами учителя от хорошо подготовленного ученика по литературе? Вот статья, если интересно.Сразу скажу, что тон статьи толковый, внятный, тревога, высказываемая автором, мне понятна.
Непонятно мне другое - неужто желаемое состояние учеников (со слов автора статьи) где-то когда-то достигалось? И какие были методики преподавания, как этому учили?
Хорошо, я еще на этапе вступительного сочинения поняла, что меня
"семь нянек" по литературе никак не научили вот этому вот
"рассуждению литературным языком", "сравнению по произведениям",
"почему то-се в произведениях того-сего", "в чем заключается
конфликт". Я так понимаю - либо пытались, но до меня не
достучались, либо вообще не пытались научить, только требовали
на-гора выдавать - вот я выдавала, что умела по наитию, но так
и не научилась.
Читать я люблю, ВСЕ перечисленные произведения я читала и на
многие фактические вопросы, перечисленные в статье, могу дать
ответы, никуда не заглядывая (не на все). Но вот этот ужас автора -
как дети не могут рассуждать, налить воды, написать того-сего - я
не понимаю. Я тоже не могу. Я уже с тех пор написала горы всяких
текстов, включая статьи и диссертации. Но я была бы так же
девственно-беспомощна перед вот этим заданием современного
ЕГЭ, как и типичные ответы школьников, приводимые
автором:
"...дан
фрагмент из первой главы “Мертвых душ”: Чичиков въезжает в
провинциальный город (текст эпизода — перед глазами выпускника, не
нужно ничего помнить!). Вопрос: “Какова основная тема фрагмента и
как различные художественные средства и приемы помогают ее
раскрытию?” Второй вопрос: “Какие русские писатели и в чем были
близки Гоголю в изображении русской провинции?” Сравните эти
вопросы, которые требуют элементарного умения выражать элементарные
мысли, с задачами по физике и математике! И становится понятным
отношение большинства школьников к литературе как к “болтологии”,
потому что с такими вопросами выкрутиться можно всегда, никаких
особых знаний они не требуют."
Я не в претензии к учителям литературы. Я в тихом ужасе - автор
цитирует "кошмарные" (скучные, тупые, незначащие,
темные, косноязычные) ответы, как пример
образовательной катастрофы нынешнего времени - так я, продукт
брежневского образования, и не худший продукт - ничего другого
придумать не смогла бы. На официальных экзаменах по литературе я
себя боялась - писать что угодно, что я на самом деле думаю - путь
к двойке, а "методологии" ("ну хотя бы налить воды
поинтереснее!", - восклицает автор) - меня не научили. Задачи
по физике и математике (из ЕГЭ же) мне представляются по
сравнению с этим детским лепетом - все четко, ясно,:условие -
решение - ответ.
А вас? Поглядев на это задание - вы моментально знаете, что и
как следует ответить? Учили ли этому в школе на уроках
литературы? Что за таинственные "приемы", о которых толкуется
в статье (я не знаю ни одного)?