О литературе в школе

топ 100 блогов kondratea09.02.2010 Прочла интересную статью, приподнявшую для меня занавес над вопросом - что ждут сами учителя от хорошо подготовленного ученика по литературе? Вот статья, если интересно.

Сразу скажу, что тон статьи толковый, внятный, тревога, высказываемая автором, мне понятна.
Непонятно мне другое - неужто желаемое состояние учеников (со слов автора статьи) где-то когда-то достигалось? И какие были методики преподавания, как этому учили? 

Хорошо, я еще на этапе вступительного сочинения поняла, что меня "семь нянек" по литературе никак не научили вот этому вот "рассуждению литературным языком", "сравнению по произведениям", "почему то-се в произведениях того-сего", "в чем заключается конфликт".  Я так понимаю - либо пытались, но до меня не достучались, либо вообще не пытались научить, только требовали на-гора выдавать - вот я выдавала, что умела по наитию, но так и не научилась.

Читать я люблю, ВСЕ перечисленные произведения я читала и на многие фактические вопросы, перечисленные в статье, могу дать ответы, никуда не заглядывая (не на все). Но вот этот ужас автора - как дети не могут рассуждать, налить воды, написать того-сего - я не понимаю. Я тоже не могу. Я уже с тех пор написала горы всяких текстов, включая статьи и диссертации. Но я была бы так же девственно-беспомощна перед вот этим заданием современного ЕГЭ, как и типичные ответы школьников, приводимые автором: 

"...дан фрагмент из первой главы “Мертвых душ”: Чичиков въезжает в провинциальный город (текст эпизода — перед глазами выпускника, не нужно ничего помнить!). Вопрос: “Какова основная тема фрагмента и как различные художественные средства и приемы помогают ее раскрытию?” Второй вопрос: “Какие русские писатели и в чем были близки Гоголю в изображении русской провинции?” Сравните эти вопросы, которые требуют элементарного умения выражать элементарные мысли, с задачами по физике и математике! И становится понятным отношение большинства школьников к литературе как к “болтологии”, потому что с такими вопросами выкрутиться можно всегда, никаких особых знаний они не требуют."

Я не в претензии к учителям литературы. Я в тихом ужасе - автор цитирует "кошмарные" (скучные, тупые, незначащие, темные, косноязычные) ответы, как пример образовательной катастрофы нынешнего времени - так я, продукт брежневского образования, и не худший продукт - ничего другого придумать не смогла бы. На официальных экзаменах по литературе я себя боялась - писать что угодно, что я на самом деле думаю - путь к двойке, а "методологии" ("ну хотя бы налить воды поинтереснее!", - восклицает автор) - меня не научили. Задачи по физике и математике (из ЕГЭ же) мне представляются по сравнению с этим детским лепетом - все четко, ясно,:условие - решение - ответ.


А вас? Поглядев на это задание - вы моментально знаете, что и как следует ответить? Учили ли этому в школе на уроках литературы? Что за таинственные "приемы", о которых толкуется в статье (я не знаю ни одного)? 

Оставить комментарий



Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Простите, в этом году я немного задержалась с отчетом. Пришлось долго ждать фотографий. Теперь, когда все готово, отчитываюсь. Для удобства просмотра я решила разделить отчет на несколько разделов, по категориям вещей. 1. Grass of memories или как справиться с очень ...
Частенько наши небратья сравнивают Россию с Северной Кореей — слышали ведь? А мне вот Северной Кореей кажется, наоборот, Украина. Где же правда? Надо сказать, сами украинцы уже что-то заподозрили. И даже размышляют о своей незавидной перспективе в официальной прессе . Между ...
Прага - ок. Мучать фотками долго не буду (тока лишь немножко) - все и так понимают, что она охуенна. И с погодой повезло (впрочем, я предупреждала). Хотя я в нее так и не влюбилась. И со второго раза тоже не влюбилась. В основном проскочили стандартный маршрут. И пробежались по ...
Приспособления, с помощью которых мы калечились, травмировали друг друга, бесили учителей, охотились на голубей и пытались поубивать друг друга в детстве и отрочестве. Рогатки Стрелять из них надо было шпульками — согнутыми вдвое отрезками ...
Писать чего то сегодня, нет ни сил, ни желания, так что просто покажу несколько Тихвинских осенних пейзажей. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. ...