Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису

топ 100 блогов gre4ark02.01.2020


Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Продолжаем смотреть на города Польши! 

Сегодня я покажу вам славный Люблин, который совсем недавно был проблемным городом где-то на окраине с непонятным будущим, а сегодня он один из главных городов страны. Ключевую роль в развитии сыграло не столько благоустройство или иное физическое изменение города, сколько его продвижение через новый бренд.

Сам город

Относительно всей страны, Люблин несильно пострадал во Вторую мировую, здесь сохранился исторический центр:

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


К сожалению, сейчас центр вымирает, дома занимают рестораны и иной бизнес, завязанный на туристов. Но в проулках всё ещё можно найти милые жилые дома:

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Вымирание центра — большая проблема многих городов, хотя на слуху обычно Барселона и Амстердам (как голландцы борются с туристами). Город без жителей — это мёртвый Диснейленд, поэтому ради тех же туристов и жителей многие муниципалитеты пытаются найти баланс. Люблину ещё далеко до проблем столиц Каталонии или Нидерландов, но число туристов каждый год растёт — в какой-то момент это станет проблемой. Пока же приход бизнеса позволяет обновить дома, что скорее хорошо. Окна домов с неопределённой судьбой или собственниками закрывают картинами, прямо как в Нижнем Новгороде.

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Любой желающий может войти в городскую ратушу без досмотра или документов и спокойно подняться на этаж с приёмной мэра. На входе будет сидеть не охранник, а администратор, который подскажет, как куда пройти, или сориентирует по городу.

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Здесь же разная раздатка для местных жителей и туристов, у меня в руках отчёт о транспортных проектах:

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


На центральной площади небольшая рождественская сцена и огромная живая ёлка:

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Местный замок. В годы войны тут убивали людей, затем сидели чекисты, а сейчас здесь музей:

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Раньше вплотную к замку подходили городские кварталы, где преимущественно жили евреи. Нацисты полностью всё снесли, не оставив камня, история места была уничтожена. Теперь здесь парк, а в память о тех событиях поставили фонарь, который всегда горит (справа) — свет памяти о соседях, которых больше нет.

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


С другой стороны был такой же пустырь, но затем была построена площадь. Все дома — новодел:

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


В остальном исторический центр мало чем отличается от иных европейских городков: всё просто и продуманно.

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


За пределами туристического центра порядка меньше, зато больше схожего с российскими и украинскими городами. У привокзальной площади анархия, хотя никакого досмотра на входе и заборов нет:

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Регламентации вывесок нет:

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Парковка на тротуаре — бич всей Польши, здесь этого тоже достаточно:

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Более того, она здесь легализирована — политики боятся её убирать. Хотя в той же Варшаве муниципалитет повально ставит столбики, но это скорее костыль.

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Заборы, куда же без них?)

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Зато отличие видно на новых проектах. Например, велоинфраструктура входит в проект по умолчанию, как бордюры, асфальт или столбы освещения. И да, погода здесь примерно такая же, как в европейской части России.

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


... хотя проблема с парковкой даёт о себе знать даже в делах велосипедизации:

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


В Люблине нет трамвая (и не было), зато есть троллейбус. В середине прошлого века его чуть было не уничтожили под предлогом замены автобусами, но топливный кризис 1970-х заставил всех одуматься. Сегодня его активно развивают, автобусные маршруты заменяются троллейбусными.

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


На некоторых маршрутах ходят троллейбусы-электробусы (как в Петербурге), но контактную сеть тоже вешают. Буквально в декабре город заказал 20 электробусов и 15 троллейбусов у Соляриса. Сейчас 25% всего городского транспорта работает от электричества, в 2021 году хотят поднять до 50%. Часть средств даёт Евросоюз для борьбы с загрязнением воздуха.

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Центр встречи культур

Отдельно хотелось бы показать Центр встречи культур. Его открыли несколько лет назад, до этого в этом месте был долгострой театра.

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Сейчас здесь есть опера, залы для выставок, магазин, туалеты, клубы, парк на крыше, пасека и многое другое. Для создания центра был объявлен архитектурный конкурс, победители вписали в интерьер здания остатки того самого недостроенного театра:

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Выставка фотографий:

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Внутри довольно брутально, но стильно. Даже навигация была проработана:

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Меня особенно впечатлил ночной клуб на крыше здания — к культуре здесь отнесли не только что-то высокое, но и запросы молодёжи. Печально, что конкретно в день приезда выход на крышу был закрыт, ведь заодно здесь сад и пасека. 

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


В общем, концентрация культуры и отношение к жителям через архитектуру центра очень порадовали, хотя финские библиотеки всё равно круче :)

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Бренд города

Сейчас к самому интересному, ради чего я и поехал в этот город. В 1990-х город был в упадке: промышленность ушла из города, наступил кризис. В 2000-х была сформирована новая команда мэрии, которая начала с главного вопроса: кто мы и куда идём? Нужна была идея, которая была бы понятна жителям и хорошо привлекала в город инвестиции. Но на тот момент всё было настолько плохо, что похвастаться чем-то современным город не мог — исследования показывали полный тлен, Люблин воспринимался каким-то неизвестным городом непонятно где. Точек для роста не было, пришлось уходить в историю.

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Было придумано следующее: «Люблин — город вдохновения». За основу взяли период 15-16 века, когда Люблин был Великим городом, Ренессанс, еврейские корни, торговлю и архитектуру. Этот бренд должен был поднять город, привлечь туристов и инвестиции, но для этого он должен был включить идентичность, имидж и коммуникации.

Бренд — это всегда что-то искусственное, придуманное маркетологами. Но это важная часть развития города, во многом этот процесс можно сравнить с любым из нас: 

  • Идентичность — как я сам себя вижу
  • Имидж — как меня представляют другие
  • Коммуникации — как я говорю, веду себя и тд

На все эти вопросы должен отвечать бренд. Да, это не просто дизайнерский шрифт, а целая философия.


«Люблин — город вдохновения» смог привлечь деньги и людей в город за прошедшие годы, но сейчас случился кризис. Проблема оказалась с идентичностью и принятием жителями — никто просто не понял, что это такое. Жители всегда будут ставить подобное под вопрос, поэтому они самые сложные клиенты. У туристов нет знаний, но есть впечатления, поэтому с ними работать легче. Когда проводили опросы, жители отвечали, что этот слоган ассоциируется лишь с багажником троллейбусов — люди видели его в основном лишь там. 

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Создатели не смогли найти ресурсов для формирования идентичности, а любой бренд опирается в первую очередь именно на это. Только после этого начинается коммуникация, выходит реклама и лого.


В Люблине же не сформировали основу, но начали пытаться пихать «город вдохновения» всюду. Бренд имеет ограничение и может лопнуть, как воздушный шар.  Что и случилось. И это важное отличие бренда от герба — герб более универсален, имеет свою историю и значение, хорошо подходит для разных ситуаций. Например, на похоронах мэра Гданьска у гроба были флаги с гербом города, и это было к месту и нужно, но будь там «город вдохновения», это смотрелось бы по-идиотски.

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Сейчас бренд города изжил сам себя, и никто не понимает, что делать дальше. И тут можно вспомнить Амстердам, где сумели избежать такой ошибки. В столице Нидерландов есть два бренда:

Люблин: как новый бренд вытащил город из кризиса и привёл к новому кризису


Здесь разделили своё позиционирование, создав бренд для себя и для всех остальных. Поэтому остановки транспорта, урны, анкеты, штрафы за неправильную парковку и прочие детали города для жителей имеют символ ХХХ, который взяли из своего герба. Туристические же киоски, раздатка или агентства будут маркированы I'm Amsterdam. Один бренд опирается на преемственность и историю, другой — на впечатления, и это работает.

Это не значит, что надо делать разные бренды, просто нужно думать о целях, применении и жителях перед началом работы. В России множество примеров, когда город заказывал дизайнерам бренд, его применяли год-два, а затем все благополучно о нём забывали — это следствия неправильного процесса. Последний подобный случай произошёл в 2019 году в Петербурге — про логотип Лебедева забыли, нарисовали новый, который сразу стал предметом шуток. При этом есть и положительный пример — Урюпинск.


P.S. Большое спасибо Михаилу за экскурсию и рассказ про опыт Люблина по созданию бренда!

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
По итогам совещания инициативной группы движения "За Самарское время!", прошедшего 21 ноября, на ближайшее время запланированы действия в следующих направлениях: 1. Начать сбор подписей жителей Самары и Сам. области под обращением к депутатам ...
Прочел на "Эхе": "Снега нет в Москве. Снега нет во всей Ивановской области. Снега нет в городе Плёсе. А вот на даче Дмитрия Анатольевича Медведева в этом самом Плёсе, снег есть! Купили снега, привезли и аккуратно засыпали горнолыжный склон". ...
Прочитала в новостях небольшую заметку о крушении маленького самолета в Германии. "Пенсионеры зависли на дереве в упавшем самолете". "Находившиеся на борту двое пожилых людей были вынуждены провести в нем несколько часов". Далее сообщается, что 56-летний пилот и его спутница не ...
Зеленский ввёл санкции против своего бывшего советника Алексея Арестовича. Ограничения: – Лишение всех государственных наград; – Блокировка счетов; – Запрещено пи*деть - Запрещено считать до пяти - Запрещено хотеть стать президентом Украины А вступать в Единую Россию можно же? ...
Как известно, в XVII-XVIII веках одним из любимых мужских развлечений в Западной Европе были морские баталии, уступавшие в популярности только баталиям сухопутным. Практически ежегодно, а то и чаще, тысячи мужиков на десятках больших и богато разукрашенных кораблей собирались ...