Гданьск: панельки, трамваи и многое другое
gre4ark — 23.12.2019У нас любят придумывать много интересных теорий, почему не получается делать хорошо: климат, менталитет, не те люди и так далее. Я даже немного понимаю подобные перлы от людей из глубинки, которые узнают новости из мира по России-1, но Калининград со всех сторон окружён другими странами, жители ездят за покупками и на выходные по Польше-Литве. Когда в 200 км от своего города ты видишь прекрасные новые трамваи, современную архитектуру и благоустройство, то странно терпеть колхоз в своём городе и верить в лапшу про особый путь.
Что ж, сегодня посмотрим, как живёт славный город Гданьск!
Спальник времён коммунизма
В прошлый приезд я не успел выехать в советские спальники, исправляюсь!
Безумно знакомые детали!
Но отличия есть. Не встретил ярких детских площадок у каждого подъезда и случайно раскиданных парковок.
Я бы сказал, что больше аккуратности и разумности. Первоначальную планировку особо не трогали, благоустройство крайне простое и дешёвое, но со своей задачей справляется.
На всех подъездах крупная навигация:
Общая навигация по микрорайону:
Нравится, что всё озеленение сделано из многолетников — за ними проще и дешевле следить, не надо тратить безумное количество денег на ежегодную пересадку, а правильный подбор растений обеспечивает «зелёность» круглый год.
В начале 2010-х здесь массово наносили граффити на торцы для создания разнообразной и уникальной среды. Серость и однотипность — большая проблема таких спальников, а художества краской позволяют хоть как-то на время решить её.
Иногда фестивали уличного искусства привлекают туристов и позволяют перезапустить подобные районы. Так, например, делали в Лодзи.
Работы сложно назвать выдающимися или интересными, но делать что-то радикальное на торце дома могли не разрешить жители — им на это смотреть ещё долгие годы.
С другой стороны, это в разы лучше граффити в стиле «перерисуем фотографию».
Интересно, их собираются стирать и наносить новые?
Поляки крайне религиозные, поэтому тут позволяли строить храмы даже в новых районах. Феномен и архитектуру церквей времён коммунизма недавно анализировал Куба Снопек, даже книжку выпустил!
Ещё одно небольшое отличие от наших спальников — участки перед первыми этажами. Видимо, тут юридически разрешили забирать их в пользование или собственность.
Сделано всё довольно халтурно, зато появляется разнообразие жилья и за местом следят сами жители.
Транспорт
Добраться до этого района можно по железной дороге, рядом есть станция электричек. Никаких турникетов, досмотров или отдельных билетов — с городским абонементом можно смело ехать в центр или другие части города.
Вместо касс или кондукторов — автомат:
Вокруг мегакварталов идут скоростные дороги. Тут я в очередной раз разочарую любителей советских микрорайонов за их «пешеходную» дружелюбность — это был и есть автомобильный формат застройки, когда за границами квартала начинается территория машин. Людей под землю:
Во многих городах Польши сейчас дублируют подземные переходы по земле, чтобы была доступная среда и не нужно было тратить уйму денег на содержание подвала. В Гданьске подобное пока обсуждают лишь в центре, а на окраине для прохода к трамваю приходится скакать вверх-вниз:
Нужно ли говорить, что от такого города страдают самые незащищённые слои населения, а пользоваться общественным транспортом унизительно? Я понимаю, почему такое когда-то построили, но почему за современную историю от этого не избавились — большой вопрос к местным политикам.
Сами трамваи в городе разные, есть старые:
... есть новые. В целом всё стандартно для Европы: обособление, платформы, остановки с расписанием и информацией о цене за проезд, сами билеты на время и с бесплатными пересадками, а не на количество прохода в салон.
Всё абсолютно типовое:
Вроде всё так просто и недорого, но это просто космос!
Велодорожки и велополосы на обычных улицах — ужас российского гаишника и политика! А тут всё работает...
Хотели бы такой же набор транспортника в своём городе?
Дизайн центра
В историческом центре у нас всё чуть интереснее. Вот общее пространство, всё-таки для исторических центров привычное разделение на тротуары и полосы для езды нетипично:
Приоритет пешеходов на других улицах:
Улицу напротив школы закрыли для машин — дети спокойно могут выбегать после занятий и играть на улице:
Типичный тротуар, но с правильным разделением: прифасадная часть со входами и лестницами, транзитная с гладкими плитами и без каких-либо фонарей, буферная часть с деревьями, фонарями и прочими вещами. Ходить по таким одно удовольствие! Ещё правильные тротуары легко убирать от снега трактором — на его пути нет препятствий!
Типичный набор улицы: скамейка и приствольная решётка. Такое благоустройство стоит дороже обычного камаза с асфальтом, зато работает десятилетиями без дополнительных вложений.
Вся водосточная вода с крыш идёт сразу в ливнёвку (как это и должно быть). Чтобы облегчить доступ к трубам в случае ремонта, уложили брусчатку вместо плит. Один человек легко сможет всё разобрать, отремонтировать и собрать обратно за день:
Неплохая детская площадка в исторической среде:
Она не перебивает взгляд с архитектуры. Ещё тут гравий вместо резины — он лучше амортизирует (да-да, лучше!) и более эстетичен:
Вокзал
Сам вокзал и площадь перед ним откровенно не очень. Выходишь с поезда через подземелье, а наверху ад.
Тут даже есть прототип маршрутки! Только она ездит по единым правилам, принимает общие билеты и вообще молодец.
Всё настолько нелогично, что приходится вешать схемы со всеми маршрутами:
Особенно удручают подземные переходы через улицу и от трамвая:
Сам вокзал приятно-исторический:
Его активно обволяют:
На платформы делают эскалаторы и лифты, скоро тут будет доступно! Но как без наземных переходов попасть от вокзала в город или на трамвай — вопрос:
Время закругляться, на неделе будет ещё несколько постов из Польши.