
"Любишь меня – люби и мою собаку!"

Собаки имеют прямое отношение к иному миру, богиням смерти и предсказаний. До сих пор существует народное поверье, что собака воет накануне смерти одного из членов семьи, в которой она живет.
Можно вспомнить Цербера – плод любви Тифона и Ехидны. Если кому интересно, то на вид он чистый Змей Горыныч: Цербер имел вид трёхглавого пса со змеиным хвостом, на спине головы змей, такой же жуткий, как и его мать. Цербер охраняет выход из царства мертвых.
В Северной традиции в роли Цербера выступает Гарм - огромный четырёхглазый пёс, охранявший Хельхейм (мир мёртвых), зачатый великаншей Ангрбодой из Железного Леса от Локи. Сидит на привязи в подземной пещере, названной Гнипа. Считается, что вся пещера покрыта кровью. Вой Гарма будет одним из признаков начала Рагнарёка. С наступлением Рагнарёка Гарм вырвется на свободу и в этой битве он загрызёт Тюра, но и сам погибнет.
Можно вспомнить и Анубиса – правителя загробного мира египтян - с головой то ли собаки, то ли шакала, но кто знает, из кого египтяне вывели своих собак.
В греческой мифологии собака — это атрибут Гермеса, посланника богов, покровителя путников, проводника душ умерших.
С подземным миром связана и Геката, хтоническая богиня мрака, ночных видений и чародейства, которая появляется в облике собаки или в сопровождении своры собак, «псов войны».
В Древней Индии Индру, царя богов, сопровождает собака Сарама — мать двух чудовищных псов, Шарбаров, охраняющих царство Ямы. Эти четырехглазые псы с широкими ноздрями, стражи и вестники Ямы, «царя мертвых», бродят среди людей, высматривая свою добычу — людей, которым суждено умереть.
У ацтеков Шолотль, брат-близнец Кецалькоатля, имеет голову собаки. Собака, как Шолотль, который сопровождает Солнце в его путешествии в подземном мире, могла провести умерших к месту вечного пребывания.
И вишенкой на торте - в символизме христианства собака означает верность, бдительность, охрану, а иногда становится аллегорией священника, «доброго пастыря». Как хранитель стад собака олицетворяет епископа или проповедника. Черные и белые собаки — знаки ордена Доминиканцев.
После этого небольшого обзора вернемся все-таки к почетному ранее титулу «убийца собак».
Можно вспомнить как Гермес (он же Меркурий) убил стоглазого пса Аргоса, посланного Герой (Юноной) следить за бывшей возлюбленной своего мужа — этой жуткой коровой Ио. С тех пор его стали называть «убийца собак».
Но не будем искать далеко - к 5 веку нашей эры наличие раздробленных костей собак, свидетельствующих об их использовании в качестве еды, в захоронениях почти отсутствуют. Археологи объясняют этот факт тем, что собаки начали активно использоваться в качестве помощников охотников и земледельцев.
Гораздо более часты находки целых скелетов. Самыми крупные собаки были обнаруженные в погребениях эпохи Великого переселения народов на территории Германии – их рост составлял 62-68 см в загривке (в среднем 64,6 см). По строению скелета они больше всего похожи на современную немецкую овчарку.
Собака была традиционным жертвенным животным древних скандинавов.
В «Деяниях архиепископов Гамбургской церкви» так описывается само жертвоприношение:
«Вот как происходит жертвоприношение. Из всей живности мужского пола приносится девять голов: считается, что их кровь умилостивит богов. Тела же этих животных развешиваются в близлежащей роще. Эта роща священна для свеонов, потому что, согласно поверью, благодаря смерти и разложению жертв ее деревья становятся божественными. Один христианин рассказывал мне, что видел в этой роще висевшие вперемежку тела собак, лошадей и людей, общим числом 72. А о многочисленных нечестивых магических песнопениях, которые они обычно исполняют, совершая обряд жертвоприношения, лучше будет вообще умолчать».
В одном из хеттских ритуалов в жертву богам царя и царицы приносили военнопленного, голову собаки и голову еще одного животного, скорее всего поросенка.
Пережитки родового культа прослеживались в верованиях и приморских коряков даже в XX в. По материалам К. Бауэрмана, собранным среди паренских коряков, в каждом селении имелись свои «охранители» — большие столбы, напоминающие антропоморфные изображения. Каждое изображение служило объектом поклонения группы лиц, считавших себя родственниками.
Эти лица приносили «охранителю» кровавые жертвоприношения (собак), в то время как не родственники ограничивались простым угощением этого изображения — кусочками еды и др.

Примечательны и этимологические параллели. Ведийское "убивающий собаку" получает также значение "удачливый игрок, выигрывающий в кости". В греческом "неверный ход" буквально означает "собака". В русском: собаку съесть, всех собак вешать, собаке – собачья смерть (можете добавить, что сами вспомните).
Так что – всё это очень печально. Не говоря уже о самом большом любителе жертвоприношений.
Однако, вопрос так и остается без ответа: зачем всё это нужно? Зачем вообще нужны эти жертвоприношения? Будь то собака, распятый человек или сокрушенный дух…
* «Около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! лама савахфани?» - то есть: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46) (то же у Марка — Мк. 15:34; слова обращены к Богу Отцу) – вот попробуйте убедить меня, что эти слова надо воспринимать как: «Вау, супер, классно мы тут замутили, счас по кругам ада быстренько догонюсь и ваще улётно будет».
|
</> |
