Любимая и ненавистная
elika — 25.07.2024

Лидия Алексеевна Чарская
(1875−1937) была актрисой, служила в труппе Александринского театра
и вовсе не собиралась писать книги — к этому её подтолкнула нужда:
в 1901 году Чарская приступила к повести «Записки институтки»,
чтобы немного подзаработать. Книга была написана под впечатлением
от учёбы в Павловском институте благородных девиц, который
актриса-писательница окончила его в 1893 году. Повесть во многом
автобиографична, и даже главную героиню зовут чем-то похоже — Люда
Власовская
(девичья фамилия писательницы — Воронова, в
замужестве она стала Чуриловой, а Чарская — это сценический
псевдоним).

Итак, свою первую повесть
Чарская отнесла в редакцию «Задушевного слова» — популярнейшего в
Российской империи журнала для детей и юношества. «Записки
институтки» в редакции приняли и начали публиковать по частям.
Вскоре Чарская проснулась знаменитой: её успех был сравним,
пожалуй, с тем, как в конце 1990-х прогремело имя Джоан Роулинг
(ну, разве что «гром» раздался в отдельно взятой стране). В
«Хогвартсе» Чарской не было магии, зато были друзья и враги,
строгие учителя, девичьи секреты и тщательно воссозданная атмосфера
закрытого учебного заведения.
Чарская написала десятки произведений, и почти все из них — для
детей. Дети, особенно девочки школьного возраста, зачитывали книги
Чарской до дыр. А самой любимой оставалась, конечно же, серия об
институтках. Всего через 10 лет после выхода первой повести, то
есть в 1911 году, российские дети, по статистике, читали Чарскую
чаще, чем Твена, Андерсена, Тургенева. Опережали Чарскую и её
институток только Пушкин и Гоголь. Личность Чарской тоже очень
интересовала девочек: они берегли её фотопортреты, тиражируемые
«Задушевным словом». А в журнале то детский снимок писательницы
опубликуют, то покажут, как Чарская читает книгу на даче в
Сестрорецке… словом, при должном упорстве можно было собрать целую
галерею :)

Против Чарской ополчились литературные критики, в том числе
молодой, но уже довольно известный Корней Чуковский. Он Чарскую не
щадил:

«
Из
одного и того же сахару лепит Чарская своих ангелочков. Не будем,
однако, строги к этой бедной ремесленнице. Трудно, небось, без
таланта, без капли искренности все лепить и лепить, — как на
фабрике, — картонных, сахарных, пряничных Зиночек, Людочек,
Лялечек».
Фамилия писательницы в светских кругах стала синонимом дурновкусия,
посредственности, второсортности. Но детей это не смущало. Чарскую
продолжали читать и любить. А семнадцатилетняя Марина Цветаева даже
посвятила
стихотворение Нине Джаваха, одной из героинь
Чарской.

После Октябрьской революции
книги Чарской попали под запрет
(не до институток в
социалистическом государстве!), критики глумились над
писательницей ещё пуще прежнего. А дети всё равно продолжали её
читать — тихо, тайно, передавая книги из рук в руки... До 1924 года
Чарская служила в театре, затем ушла на пенсию. Добиться пособия ей
помог, как ни странно, Чуковский. На страницах своего дневника он
негодовал:
«Ей до сих пор не дают пайка. Это безобразие.
<�…> Она, автор 160 романов, не удостоилась» (при этом,
однако, не преминул опять назвать Чарскую «убогой» и
«малограмотной»). Писатель Виктор Шкловский рассказывал, что
юные поклонники творчества Чарской жалели пожилую женщину, живущую
впроголодь, и помогали ей с уборкой. Писательница умерла в 1937
году в Ленинграде на 63-м году жизни. Она похоронена у нас на
Васильевском острове, на Смоленском кладбище.
В детстве обожала книги Чарской, они до сих пор есть в моей
домашней библиотеке. А ещё произведения Александры Бруштейн, но это
уже другая история, которую я, наверное, ещё расскажу :)