![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomelika850926513576911357691_600.jpg)
Дважды пострадавшая Джейн Грей
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Дважды пострадавшая Джейн Грей Дважды пострадавшая Джейн Грей](/images/main/dvajdi-postradavshaya-djeyn-grey-218f49.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/elika/8509265/9669/9669_600.png)
Эта картина называется «Казнь Джейн Грей», и её автор — французский живописец Поль Деларош, который создал свою работу на основе исторических событий. На полотне изображена Джейн Грей, получившая в народе прозвище «королева девяти дней»:
![Дважды пострадавшая Джейн Грей Дважды пострадавшая Джейн Грей](https://ic.pics.livejournal.com/elika/8509265/1357691/1357691_600.jpg)
Поль Деларош «Казнь Джейн Грей», 1833 год
А история такова. Джейн была правнучкой короля Генриха VII, но, увы, не имела высоких шансов восхождения на трон, поскольку была лишь четвёртой в очереди среди всех престолонаследников. А у власти тогда был 15-летний король Эдуард IV, соответственно, прямой наследницей трона была его старшая сестра Мария. Однако смертельно больной король отстранил сестру от власти и назначил своей преемницей Джейн, поскольку та разделяла с монархом протестантскую веру. Но после смерти короля Джейн пробыла у власти всего девять дней, потому что Мария возглавила мятеж, который для неё [Марии] закончился успешно. А вот для Джейн Грей — трагически: она и её муж были казнены.
Есть предание, что силы покинули Джей прямо перед самой казнью. Её глаза были завязаны, и дорогу к плахе найти она не могла. «Что теперь делать? Где она, плаха?» — спрашивала молодая королева. По словам очевидцев, к плахе арестантку подвёл какой-то человек из толпы. Именно этот момент казни и изобразил на своей картине Деларош.
Деларош во время написания картины был уже довольно известен: он был профессором Школы изящных искусств и руководил художественной студией своего наставника Антуана Гро. Искусствоведы считают, что ученики Делароша тоже участвовали в написании этого полотна, хотя подтверждений тому не сохранилось. Художник писал «Казнь Джейн Грей» согласно академическим канонам и начал с эскизов, тщательно выписывая детали действующих лиц. Считается, что все герои картины были списаны с натуры. Натурщицей для идущей на казнь королевы, предположительно, была актриса Анаис Обер.
![Дважды пострадавшая Джейн Грей Дважды пострадавшая Джейн Грей](https://ic.pics.livejournal.com/elika/8509265/1357882/1357882_600.jpg)
![Дважды пострадавшая Джейн Грей Дважды пострадавшая Джейн Грей](https://ic.pics.livejournal.com/elika/8509265/1358094/1358094_600.jpg)
Поль Деларош «Казнь Джейн Грей», эскизы | Пострадавшая картина до реставрации
Широкой публике картина была представлена 1 марта 1834 года на открытии Парижского художественного салона. Мнения критиков относительно неё разделились: одни восторгались полотном, другие нещадно ругали его и осуждали чрезмерную театральность сюжета; мол, герои держатся очень постановочно, из-за чего нет ощущения реальности происходящего. Обычная публика, правда, восприняла картину на «ура», сделав Делароша триумфатором выставки. Но спустя годы, когда интерес к академической живописи иссяк, и «Казнь Джейн Грей» тоже утратила свою популярность, картину поместили в подвал Национальной галереи Лондона, где она пострадала от воды в результате разлива Темзы. О полотне вскоре забыли и много лет считали его утраченным, пока однажды случайно не обнаружили. Тогда «Казнь Джейн Грей» отреставрировали и вновь вывесили в Национальной галерее, где она находится и по сей день. И совершенно неожиданно картина вновь стала популярной и в течение десятилетий остаётся одним из самых востребованных экспонатов музея.
|
</> |