Лучшая из альтернатив

топ 100 блогов yuripasholok11.08.2020 В истории мирового танкостроения случаи, когда одновременно по одной теме было сразу несколько направлений работ, совсем не уникальны. Особенно это касалось тяжелых танков. Американцы в 1944 году запустили сразу 5 различных программ, ни одна из которых так и не стрельнула. У немцев к началу 1942 года тоже было в работе примерно столько же проектов, из которых наиболее успешным стал Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. И если у американцев причина была в том, что они руководствовались принципом "хоть один, да стрельнет", то у немцев наложилось сразу несколько тактико-технических требований. То есть делали одну машину, появились новые ТТТ, стали разрабатывать еще, а потом еще и третьи... В результате получилась комичная ситуация, когда имелись в работе три машины, которые уже явно не попадали в новые требования, но их никто еще не отменил, а заодно разрабатывалось еще два танка, причем оба плюс-минус оказались в серии и оба воевали.
В Советском Союзе какое-то время была ситуация, когда одновременно разрабатывалось 4 танка. Помимо текущего ИС-2, получившего летом 1944 года спрямленную носовую деталь корпуса, на ЧКЗ работали над большой модернизацией танка. Ей изначально занимался опытный завод №100, но по ряду причин на это положили болт, зато стали разрабатывать тяжелый танк ИС-6. На него быстро в ГБТУ КА посмотрели как на... носитель технологий, не более того. Ну а четвертым направлением был Объект 701, на который в ГБТУ КА смотрели с точки зрения наиболее подходящего сменщика. Вот только работы по машине шли тяжело, как и в случае с ИС-6. Что же касается ИС-2 большой модернизации, то его даже построили, но осенью 1944 года начались работы над другой машиной. В какой-то момент проснулся и завод №100, который выкатил пятый проект - ИС-2У. Впрочем, на него посмотрели тоже как на... носитель технологий.
В случае с ЧКЗ на свет появился проект, который первоначально именовался как «опытный образец 701-А». Позже данную машину переименовали в «Кировец-1». Главным конструктором танка являлся Н.Л. Духов, а ведущим инженером — М.Ф. Балжи. Согласно пояснительной записке, машина предполагалась как переходная от ИС-2 к Объекту 701. Используя агрегаты ИС-2, предлагалось существенно усилить броневую защиту, воспользовавшись при этом опытом создания Объекта 701. Именно поэтому в переписке танк и именовался как «опытный образец 701-А». Его построили в ноябре 1944 года, а в конце месяца начались испытания. В конце декабря было принято решение взять "Кировец-1" за основу, а с ИС-2У позаимствовать революционную носовую деталь корпуса, более известную как "щучий нос". Так появился тот танк, что стал в итоге серийным. Известен он как ИС-3, он стал самым массовым послевоенным тяжелым танком.

Стартом работ по ИС-3 стал приказ №729сс по НКТП от 16 декабря 1944 года. Тогда машину переименовали в "Кировец-1", при этом перед запуском в серию ЧКЗ изготовлял 10 опытных машин. Они в общий объем выпуска не включаются, даже в сводках их не упоминают. Данные танки послужили испытательными лабораториями, а заодно и источниками целого ряда заблуждений. В том числе и по стойкости броневой защиты. Собственно говоря, даже машины в рамках установочной партии имели отличия друг от друга. Это касалось и броневой защиты, и целого ряда элементов корпуса и башни. В марте 1945 года была собрана первая машина, имевшая отличия от первых восьми танков. Девятый танк получил люк механика-водителя, который получился на 60 мм шире; изменили крепление КПП на постаменте; улучшили жалюзи надмоторной плиты; поставили новую моторную перегородку и так далее. Ну а поскольку больше всего материалов по первым опытным машинам, про это знают далеко не все.

Лучшая из альтернатив
Облик ИС-3 окончательно сформировался летом 1945 года. Даже тут еще не все детали - запасные траки на лобовом листе корпуса появились в июле 1945 года.

Вообще могло так случиться, что ИС-3 в серию бы не пошел. В феврале 1945 года военный совет БТ и МВ КА выходил с предложением принять Объект 701 на вооружение Красной армии. Данное предложение ушло Берии, но точку в вопросе поставил В.А. Малышев, нарком танковой промышленности. Он-то прекрасно понимал, что будет, если 701-й объект пойдет в серию. В лучшем случае на приличные объемы выпуска вышли бы через полгода, а в какой кошмар превратилось производство будущего ИС-4, тогда даже не догадывались. Но это понимал Малышев. Посему 29 марта 1945 года Сталиным было подписано постановление ГКО №7950, которым ИС-3 и приняли на вооружение Красной Армии. Как показали дальнейшие события, Малышев оказался абсолютно прав. Ибо даже модернизированный, коим являлся ИС-3, попил у завода и НКТП немало крови.

Лучшая из альтернатив
Только за июль 1945 года ИС-3 претерпел 26 изменений, причём они вводились постепенно, поэтому в течение всего месяца танк постоянно менялся.

В виду того, что уже в июне 1945 года ИС-3 планировали выпускать в том же объеме, что и ИС-2 (250 штук в месяц), машину пришлось допиливать прямо в ходе наладки серии. Причем менялась не только машина, но и даже сталь, из которой ее выпускали. Сначала внедрили сталь 66ЛМ, некоторое время завод №200 выпускал башни из стали 73Л, а в мае 1945 года сталь 66ЛМ стала "базисом". Так что на расколотые башни опытных танков можно даже не смотреть. На а дальше понеслось... Для начала, еще опытные машины страдали от перегрева, данную проблему победили только в июле 1945 года. Общий же список изменений, который планировался внести в ИС-3, просто огромен — 177 пунктов. Это вносило коррективы и в объемы выпуска. К 1 июля из 250 машин сдали только 140 с обязательством к 6 июля досдать «долг». Причин столь существенного отставания было много. Это и выход из строя топливных баков на 75 танках, и проблемы с корпусами, и недопоставка комплектующих (прежде всего, нижних погонов башен, водяных радиаторов и передних опор КПП). Из трёх танков, которые отправили на заводские испытания, их не выдержал ни один. Впрочем, имелись и положительные моменты: за июнь отправили 207 танков, они наконец-то пошли в войска. Кроме того, ввели около десятка различных улучшений. Ну и в целом вплоть до конца 1945 года выпуск ИС-3 был больше похож на производственную драму.

Лучшая из альтернатив
Схема размещения снарядов в башне ИС-3.
ЦАМО РФ, фонд 81, опись 12038, дело №577, л.116, 117, 121.

Несмотря на весь этот производственный кошмар, а также последовавшие проблемы, идея ставить в производство ИС-3 было абсолютно верной идеей. Плохо, хорошо, а Красная Армия стала единственной из стран антигитлеровской коалиции, кто смог под самый конец войны получить массовый тяжелый танк нового поколения. Ну а его эксплуатация продолжалась полвека. Такое вот временное решение.

Статья по ИС-3: https://warspot.ru/16829-evolyutsiya-s-revolyutsiey

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Бесплатный вайфай в аэропорту закончился через 10 минут. Система предложила два тарифа 60 руб. час и 3 часа за 110 руб. Внуково wi-fi free. *** - Пассажиры, опаздывающие на рейс в Самарканд, просьба срочно пройти на посадку! Пять раз повторили по громкой связи. Гляжу, один ...
Последние анализы фиговые. Завтра ложусь на биопсию. Времени будет валом. Обновила на нетбуке операционку, чтоб не выкинул никаких фокусов, всё настроила. Муж сказал: "ты как будто не в больницу, а в компьютер собираешься")). Вообще-то я закинула ...
Помню, в юности читала Сагу о Форсайтах и, как все, ненавидела Сомса, сопереживала Ирэн, Филипу Босини и молодому Джолиану. А сейчас посмотрела сериал, который вызвал у меня совершенно иные чувства. Именно Сомс оказывается человеком, способным на вечную любовь - сначала к Ирэн, потом к ...
Мне на похороне отца его племянник - президент Киевметростроя В. Петренко напомнил, что в начале 60-х у отца была огромная лодка - с каютой на две койки, которую он назвал в мою честь "Мирослава" и когда лодка приплывала в село, сбегались все окрестные мальчишки - посмотреть и ...
Сьюзи Фавор Хэмилтон, известная спортсменка в 1990-х годах, после запрета этого ролика ушла в экскорт, а потом и в откровенную проституцию. Неудивительно, что раздел «Карьера» на ее странице в Википедии разбит на две части — «Бег» и «Проституция». Американскую компанию Nike осудили ...