Лучшая из альтернатив

В Советском Союзе какое-то время была ситуация, когда одновременно разрабатывалось 4 танка. Помимо текущего ИС-2, получившего летом 1944 года спрямленную носовую деталь корпуса, на ЧКЗ работали над большой модернизацией танка. Ей изначально занимался опытный завод №100, но по ряду причин на это положили болт, зато стали разрабатывать тяжелый танк ИС-6. На него быстро в ГБТУ КА посмотрели как на... носитель технологий, не более того. Ну а четвертым направлением был Объект 701, на который в ГБТУ КА смотрели с точки зрения наиболее подходящего сменщика. Вот только работы по машине шли тяжело, как и в случае с ИС-6. Что же касается ИС-2 большой модернизации, то его даже построили, но осенью 1944 года начались работы над другой машиной. В какой-то момент проснулся и завод №100, который выкатил пятый проект - ИС-2У. Впрочем, на него посмотрели тоже как на... носитель технологий.
В случае с ЧКЗ на свет появился проект, который первоначально именовался как «опытный образец 701-А». Позже данную машину переименовали в «Кировец-1». Главным конструктором танка являлся Н.Л. Духов, а ведущим инженером — М.Ф. Балжи. Согласно пояснительной записке, машина предполагалась как переходная от ИС-2 к Объекту 701. Используя агрегаты ИС-2, предлагалось существенно усилить броневую защиту, воспользовавшись при этом опытом создания Объекта 701. Именно поэтому в переписке танк и именовался как «опытный образец 701-А». Его построили в ноябре 1944 года, а в конце месяца начались испытания. В конце декабря было принято решение взять "Кировец-1" за основу, а с ИС-2У позаимствовать революционную носовую деталь корпуса, более известную как "щучий нос". Так появился тот танк, что стал в итоге серийным. Известен он как ИС-3, он стал самым массовым послевоенным тяжелым танком.
Стартом работ по ИС-3 стал приказ №729сс по НКТП от 16 декабря 1944 года. Тогда машину переименовали в "Кировец-1", при этом перед запуском в серию ЧКЗ изготовлял 10 опытных машин. Они в общий объем выпуска не включаются, даже в сводках их не упоминают. Данные танки послужили испытательными лабораториями, а заодно и источниками целого ряда заблуждений. В том числе и по стойкости броневой защиты. Собственно говоря, даже машины в рамках установочной партии имели отличия друг от друга. Это касалось и броневой защиты, и целого ряда элементов корпуса и башни. В марте 1945 года была собрана первая машина, имевшая отличия от первых восьми танков. Девятый танк получил люк механика-водителя, который получился на 60 мм шире; изменили крепление КПП на постаменте; улучшили жалюзи надмоторной плиты; поставили новую моторную перегородку и так далее. Ну а поскольку больше всего материалов по первым опытным машинам, про это знают далеко не все.

Облик ИС-3 окончательно сформировался летом 1945 года. Даже тут еще не все детали - запасные траки на лобовом листе корпуса появились в июле 1945 года.
Вообще могло так случиться, что ИС-3 в серию бы не пошел. В феврале 1945 года военный совет БТ и МВ КА выходил с предложением принять Объект 701 на вооружение Красной армии. Данное предложение ушло Берии, но точку в вопросе поставил В.А. Малышев, нарком танковой промышленности. Он-то прекрасно понимал, что будет, если 701-й объект пойдет в серию. В лучшем случае на приличные объемы выпуска вышли бы через полгода, а в какой кошмар превратилось производство будущего ИС-4, тогда даже не догадывались. Но это понимал Малышев. Посему 29 марта 1945 года Сталиным было подписано постановление ГКО №7950, которым ИС-3 и приняли на вооружение Красной Армии. Как показали дальнейшие события, Малышев оказался абсолютно прав. Ибо даже модернизированный, коим являлся ИС-3, попил у завода и НКТП немало крови.

Только за июль 1945 года ИС-3 претерпел 26 изменений, причём они вводились постепенно, поэтому в течение всего месяца танк постоянно менялся.
В виду того, что уже в июне 1945 года ИС-3 планировали выпускать в том же объеме, что и ИС-2 (250 штук в месяц), машину пришлось допиливать прямо в ходе наладки серии. Причем менялась не только машина, но и даже сталь, из которой ее выпускали. Сначала внедрили сталь 66ЛМ, некоторое время завод №200 выпускал башни из стали 73Л, а в мае 1945 года сталь 66ЛМ стала "базисом". Так что на расколотые башни опытных танков можно даже не смотреть. На а дальше понеслось... Для начала, еще опытные машины страдали от перегрева, данную проблему победили только в июле 1945 года. Общий же список изменений, который планировался внести в ИС-3, просто огромен — 177 пунктов. Это вносило коррективы и в объемы выпуска. К 1 июля из 250 машин сдали только 140 с обязательством к 6 июля досдать «долг». Причин столь существенного отставания было много. Это и выход из строя топливных баков на 75 танках, и проблемы с корпусами, и недопоставка комплектующих (прежде всего, нижних погонов башен, водяных радиаторов и передних опор КПП). Из трёх танков, которые отправили на заводские испытания, их не выдержал ни один. Впрочем, имелись и положительные моменты: за июнь отправили 207 танков, они наконец-то пошли в войска. Кроме того, ввели около десятка различных улучшений. Ну и в целом вплоть до конца 1945 года выпуск ИС-3 был больше похож на производственную драму.

Схема размещения снарядов в башне ИС-3.
ЦАМО РФ, фонд 81, опись 12038, дело №577, л.116, 117, 121.
Несмотря на весь этот производственный кошмар, а также последовавшие проблемы, идея ставить в производство ИС-3 было абсолютно верной идеей. Плохо, хорошо, а Красная Армия стала единственной из стран антигитлеровской коалиции, кто смог под самый конец войны получить массовый тяжелый танк нового поколения. Ну а его эксплуатация продолжалась полвека. Такое вот временное решение.
Статья по ИС-3: https://warspot.ru/16829-evolyutsiya-s-revolyutsiey
|
</> |