ЛОТРЕК И ША-Ю-КАО


Часть 3.
В серию «Они» входят тринадцать листов литографий, три из которых представляют собой одно и то же изображение, использованное для обложки, фронтисписа и афиши или плаката, рекламирующего серию, поэтому иногда искусствоведы утверждают, что альбом «Они» должен был состоять из 10 оригинальных произведений искусства, исключая из общего счета обложку и фронтиспис.

Для Лотрека было важно продавать свои произведения. И дело было не в том, что его хоть в какой-то мере интересовали суммы выручки, просто тот факт, что люди готовы платить за его картины, рисунки или альбомы литографий, подкреплял его уверенность в собственном художественном таланте. Короче говоря, он был уверен, что только если его произведения покупают, он может называть себя профессиональным художником, что для его самоощущения было жизненно важным.


С серией «Они» ему не повезло. Его революционный и провокационный замысел публика не оценила. Очевидно, от него ждали чего-то более эротического, пикантного или вызывающего, раз уж он взялся документировать жизнь обитательниц публичных домов. Или же чего-то более красивого. Разочаровало и отсутствие портретов звездных певиц и танцовщиц, вроде Жанны Аврили или Иветты Гильбер, которые могли бы привлечь хотя бы их поклонников. По сути, проект оказался одним из самых провальных в творчестве Лотрека.

До того времени литографии Лотрека не вызывали большого интереса у коллекционеров, и он всегда печатал их небольшим тиражом: десять – тридцать экземпляров, максимум - пятьдесят. Поэтому издатели альбома «Они» Клайнман, который уже три года выпускал литографии Лотрека, и Гюстав Пелле, заложившие для него тираж в 100 экземпляров, пошли на риск. Гюстав Пелле понимал, что этот альбом должен завоевать зрителя сам по себе, независимо от темы, благодаря лишь таланту художника.
Альбом был напечатан на филигранной бумаге, все экземпляры были нумерованными, и при этом каждая литография носила подпись Лотрека и имела специальный гриф издателя Пелле.


В апреле 1896 года альбом представили в «Салона Ста» на улице Бонапарта, 31. Для этой выставки Лотрек сделал афишу, повторив рисунок обложки и фронтисписа альбома "Они".

Однако все эти старания не увенчались успехом. Выставка прошла почти незамеченной широкой публикой. А альбом «Они» хотя и вызвал некоторое любопытство в художественной среде и положительные отзывы критиков, но коллекционеры и любители искусства его проигнорировали. Перелистывая альбом, писатель Морис Баррес язвительно заметил:
"Лотреку должны были бы выплачивать вознаграждение родители молодых людей за то, что он внушает им отвращение к порочным связям".
Несколько позже, в июне, альбом «Они» выставил в своей галерее известный арт-дилером Амбруаз Воллар, но тоже безрезультатно. Серия настолько не имела спроса, что в конце концов Пелле решил разделить альбомы и попытаться распродать его отдельными листами, что он и сделал
До настоящего времени ни одного первоначального полного альбома серии «Они» не сохранилось, о чем весьма переживают современные коллекционеры, готовые выложить за такой раритет миллионы долларов.

Вообще, в 1895-96 годах Лотрек создал не менее десятка портретов
Ша-Ю-Као, жанровых зарисовок из жизни цирка и кафешантанов с ее
участием и даже афиш различных увеселительных мероприятий.
Чем-то она его зацепила, эта грубоватая на вид артистка, что-то он
в ней такое увидел...