ЛОТРЕК И ША-Ю-КАО

топ 100 блогов nikonova_alina28.02.2025
Анри де Тулуз-Лотрек. Ша-Ю-Као в Мулен-Руж. 1895
Анри де Тулуз-Лотрек. Ша-Ю-Као в Мулен-Руж. 1895

Часть 3.

          В серию «Они» входят тринадцать листов литографий, три из которых представляют собой одно и то же изображение, использованное для обложки, фронтисписа и афиши или плаката, рекламирующего серию, поэтому иногда искусствоведы утверждают, что альбом «Они» должен был состоять из 10 оригинальных произведений искусства, исключая из общего счета обложку и фронтиспис.

АНри де Тулуз-Лотрек. Фронтиспис альбома серии
АНри де Тулуз-Лотрек. Фронтиспис альбома серии "Они". 1896

Для Лотрека было важно продавать свои произведения. И дело было не в том, что его хоть в какой-то мере интересовали суммы выручки, просто тот факт, что люди готовы платить за его картины, рисунки или альбомы литографий, подкреплял его уверенность в собственном художественном таланте. Короче говоря, он был уверен, что только если его произведения покупают, он может называть себя профессиональным художником, что для его самоощущения было жизненно важным.

Анри де Тулуз-Лотрек. Женщина за туалетом. Серия
Анри де Тулуз-Лотрек. Женщина за туалетом. Серия "Они". 1896
Анри де Тулуз-Лотрек. Причёсывающаяся женщина. Серия
Анри де Тулуз-Лотрек. Причёсывающаяся женщина. Серия "Они". 1896

С серией «Они» ему не повезло. Его революционный и провокационный замысел публика не оценила. Очевидно, от него ждали чего-то более эротического, пикантного или вызывающего, раз уж он взялся документировать жизнь обитательниц публичных домов. Или же чего-то более красивого. Разочаровало и отсутствие портретов звездных певиц и танцовщиц, вроде Жанны Аврили или Иветты Гильбер, которые могли бы привлечь хотя бы их поклонников. По сути, проект оказался одним из самых провальных в творчестве Лотрека.

Анри де Тулуз-Лотрек. Женщина с ручным зеркалом. Серия
Анри де Тулуз-Лотрек. Женщина с ручным зеркалом. Серия "Они". 1896

До того времени литографии Лотрека не вызывали большого интереса у коллекционеров, и он всегда печатал их небольшим тиражом: десять – тридцать экземпляров, максимум - пятьдесят. Поэтому издатели альбома «Они» Клайнман, который уже три года выпускал литографии Лотрека, и Гюстав Пелле, заложившие для него тираж в 100 экземпляров, пошли на риск. Гюстав Пелле понимал, что этот альбом должен завоевать зрителя сам по себе, независимо от темы, благодаря лишь таланту художника.

Альбом был напечатан на филигранной бумаге, все экземпляры были нумерованными, и при этом каждая литография носила подпись Лотрека и имела специальный гриф издателя Пелле.

Альфонс Муха. Афиша
Альфонс Муха. Афиша "Салона Ста". 1896
Анри де Тулуз-Лотрек. Рекламная афиша серии
Анри де Тулуз-Лотрек. Рекламная афиша серии "Они" в "Салоне Ста". 1896

         В апреле 1896 года альбом представили в «Салона Ста» на улице Бонапарта, 31. Для этой выставки Лотрек сделал афишу, повторив рисунок  обложки и фронтисписа альбома "Они".

Анри де Тулуз-Лотрек. Женщина, лежащая на постели. Серия
Анри де Тулуз-Лотрек. Женщина, лежащая на постели. Серия "Они". 1896

         Однако все эти старания не увенчались успехом. Выставка прошла почти незамеченной широкой публикой. А альбом «Они» хотя и вызвал некоторое любопытство в художественной среде и положительные отзывы критиков, но коллекционеры и любители искусства его проигнорировали. Перелистывая альбом, писатель Морис Баррес язвительно заметил:

        "Лотреку должны были бы выплачивать вознаграждение родители молодых людей за то, что он внушает им отвращение к порочным связям".

        Несколько позже, в июне, альбом «Они» выставил в своей галерее известный арт-дилером Амбруаз Воллар, но тоже безрезультатно. Серия настолько не имела спроса, что в конце концов Пелле решил разделить альбомы и попытаться распродать его отдельными листами, что он и сделал

        До настоящего времени ни одного первоначального полного альбома серии «Они» не сохранилось, о чем весьма переживают современные коллекционеры, готовые выложить за такой раритет миллионы долларов.

Анри де Тулуз-Лотрек. Афиша бала-маскарада в Казино де Пари с портретами Ша-Ю-Као и Иветты Гильбер. 1895
Анри де Тулуз-Лотрек. Афиша бала-маскарада в Казино де Пари с портретами Ша-Ю-Као и Иветты Гильбер. 1895

Вообще, в 1895-96 годах Лотрек создал не менее десятка портретов Ша-Ю-Као, жанровых зарисовок из жизни цирка и кафешантанов с ее участием и даже афиш различных увеселительных мероприятий.
Чем-то она его зацепила, эта грубоватая на вид артистка, что-то он в ней такое увидел...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я откровенно плохо относился к команде Супрун. Я спокойно относился госпоже Скалецкой. Сначала с умеренным оптимизмом, потом без, но то такэ. Я крайне уважительно отношусь к коллеге Емцу. Но, очевидно, место проклятое. "Они все умрут" - Линч. " Мы поставили счетчики на газ и воду, ...
Снегопад и снежные сугробики на лапах разукрашенных елочек  как нельзя лучше передает настроение зимнего праздника, грядущего Рождества и Нового года.. Традиционно посетили сквер перед Большим театром, где как будто бы отрылся световые ворота вход в зимнее празднование смены года и ...
Машины на фото примечательны не только принадлежностью к редкой (и ныне уже почившей) марке Marmon, и даже не тем, что они, как можно заметить при внимательном взгляде, бронированы. Примечательны они, прежде всего, своим назначением. Эти внешне вполне обычные (ну, почти:)) автопоезда ...
В разделе "Маленькое путешествие" одно из заданий посвящено весенней прогулке, поездке, пробежке. Нужно поделиться воспоминаниями. В архиве мне попалась мартовская прогулка по долине Бирюлевского ручья пару лет назад. Я тогда ещё подумала, что пройдусь немного вдоль ручья, прогуляюсь ...
Карикатура йеменского художника Саммера Аль Самери ...