ПАРА СЛОВ ОБ АНДРЕЕ РУБЛЕВЕ


О жизни этого величайшего русского художника известно совсем немного. В летописях упоминается, что он был «чернецом», то есть монахом и перечисляются основные работы, в которых он принимал участие.
Вероятнее всего Андрей Рублев родился в Московском княжестве (хотя есть также версия, что он является уроженцем Новгородского княжества) в конце 1340-х годов, но не позднее 1370 года. Его прозвище (не фамилия, разумеется!) «Рублёв» скорее всего происходит от слова «рубель», то есть инструмент для накатки кож, из-за чего было высказано предположение, что он мог происходить из семьи ремесленников. Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв», и хотя подпись на ней явно была подделана позднее, но, возможно, она все-таки является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном. Впрочем, если имя Андрей иконописец носил уже после того, как принял постриг, значит, на самом деле мы понятия не имеем, как именно его звали в детстве и юности. Но скорее всего по существовавшей в то время традиции оно также начиналось на «А». Неизвестно также, где и у кого он учился иконописи. На этот счет существуют только недоказанные версии и всевозможные домыслы.

По одной из версий предполагается, что монашеский постриг Рублев принял незадолго до 1405 года в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей. Но тогда получается, что монахом он стал уже в достаточно зрелом возрасте 35-40 лет. И что он делал до этого времени, совершенно неизвестно. Есть и вторая версия, согласно которой Андрей Рублев был пострижен в монахи в более молодом возрасте, и первоначально был чернецом в Троице-Сергиевой лавре.

Там его наставником в иконописи стал известный мастер Прохор с Городца, вместе с которым Рублев и был призван для работы в Благовещенском соборе Московского Кремля.


Действительно, из летописных текстов известно, что в 1405 году вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублев расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (тогда он упомянут последним в перечне художников, то есть он был самым младшим из мастеров, если не по возрасту, то по статусу), в 1408 году с Даниилом Черным – Успенский собор во Владимире, а в 1424-1426 года – Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. В 1405 году он был приглашен в Спасо-Андроников монастырь также для исполнения живописных работ. Во всяком случае, именно с этого года он упоминается как монах Спасо-Андроникова монастыря. Любопытно, что если в 1405 году Рублев был почти что подмастерьем у своих наставников, то работы Рублёва во Владимире свидетельствуют о том, что всего три года спустя он уже считался зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.


Самое знаменитое произведение Рублева икона «Троица» была написана около 1411 года (по другой версии – в 1420-х годах) для Троице-Сергиевой обители, которую в те годы восстанавливал после набега хана Едигея ее настоятель Никон Радонежский.

Андрей Рублёв скончался во время морового поветрия (то есть эпидемии чумы) 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где еще весной закончил свою четвёртую известную по летописям работу – фрески Спасского собора, которые, к сожалению погибли при пожаре Москвы в 1812 году. Известно, что иконописца похоронили возле колокольни этого же собора. В 1993 году на территории монастыря проводились археологические раскопки, в результате которых был обнаружен древний престол Спасского собора и мощи, которые некоторые из исследователей сочли принадлежащими Андрею Рублеву. Впрочем, позднее было установлено, что это не так.
Работы Рублева настолько высоко ценились в 15-16 веках, что на Стоглавом соборе 1551 годы они были признаны образцом для всех последующих иконописцев, то есть официально признаны иконописным каноном.

В 1988 году Поместный собор Русской православной церкви канонизировал Андрея Рублева в лике преподобных святых (то есть угодивших Господу своим монашеским подвигом).