ГОЛЬБЕЙНЫ: СЕМЕЙНАЯ ИСТОРИЯ


Часть 4.
Купив для семьи дом и завершив семейный портрет, Ганс Гольбейн Младший снова отбыл в Лондон и на сей раз на ПМЖ. Это случилось в 1532 году. В Англии художнику посчастливилось сделать блестящую карьеру и найти щедрого покровителя в лице короля Генриха VIII, который ценил его настолько высоко, что даже после казни первого покровителя Гольбейна Томаса Мора, карьера Гольбейна только пошла вверх по нарастающей, и завершилась великолепным финалом в виде назначения его в 1536 году первым королевским живописцем.


В Базель он, конечно, изредка наведывался, тем более, что после Филиппа и Катарины у него родилось еще как минимум двое детей (иногда в источниках упоминаются и еще трое, которые, вероятно, умерли в раннем возрасте). Например, в 1538 году Генрих сам послал его на континент в командировку, чтобы Гольбейн написал портрет недавно овдовевшей шестнадцатилетней принцессы Кристины Датской, которую английский король рассматривал в качестве потенциальной невесты после смерти своей третьей жены Джейн Сеймур. Принцесса на тот момент жила в Брюсселе, и Гольбейн воспользовался случаем и по дороге заехал домой в Базель. Портрет он написал, как обычно, блестяще, но принцесса Генриху отказала.

Когда в 1538 году Гольбейн приехал в Базель, его старшему сыну Филиппу было уже около 16-17 лет. Трудно представить, о чем они могли говорить. Ганс Младший явно не был таким любящим отцом по отношению к собственным детям, каким был Ганс Старший по отношению к нему и к его брату Амброзиусу. Но все же его влияние не могло не сказаться на жизненном выборе юного Филиппа, который тоже решил стать художником и продолжить династию.

К сожалению, мне удалось узнать очень мало о карьере Филиппа Гольбейна. По некоторым сведениям он, вслед за отцом отправился в Англию и работал там при королевском дворе. Утверждают, что он не отличался таким талантом, как его отец, но все же был крепким профессионалом. В интернете мне удалось отыскать только один рисунок, который с некоторой долей вероятности определяют как работу Филиппа Гольбейна I.


I-го, потому что существовал еще и Филипп Гольбейн II, соответственно сын Филиппа I и внук Ганса Младшего. Он тоже стал художником, довольно неплохим портретистом, который также продолжил карьеру отца и деда при европейских дворах. Он работал в Швеции, и оставил после себя целую серию портретов представителей королевской династии Ваза.
Живя в Англии, Ганс Гольбейн Младший отнюдь не вел монашеский образ жизни, и даже обзавелся как минимум двумя внебрачными детьми. Скорее всего он не особо утруждал себя лирическими мыслями об оставленной в Базеле супруге и четырех наследниках. Деньги он посылал им исправно, купил еще один дом, так что, вероятно, считал, что свой долг перед семьей он выполнил в полной мере.
Впрочем, он и своих внебрачных отпрысков постарался обеспечить, упомянув их в своем завещании, составленном незадолго до смерти. Случилось это в 1543 году, Гольбейну тогда было около сорока пяти лет, возраст творческого расцвета, но в Англии началась эпидемия чумы, и он, видимо решил подстраховаться. И, как выяснилось, не зря, ибо болезнь унесла и его жизнь, в числе тысяч и тысяч несчастных соотечественников.

А Елизавета Гольбейн много лет хранила семейный портрет, написанный ее гениальным мужем, пока некий настойчивый художник из Цюриха по имени Ганс Аспер не уговорил ее продать картину ему. По странному совпадению случилось это тоже в 1543 году.
P.S. О судьбе других детей Ганса Гольбейна информацию мне найти не удалось, однако Якоб Гольбейн, видимо, художником все же не стал.
P.P.S. Я полагала, что Кюнгольд – это мужское имя, но оказывается это была девочка, которую согласно другим источникам звали Кларой. Так что в законном браке у Ганса Гольбейна Младшего было двое сыновей – Филипп и Якоб и две дочери – Катарина и Клара.