Лохалин. Дневник путешествия с лирическими и историческими отступлениями. Часть

Следующее утро встретило нас чистым голубым небом. Запутавшееся в вантах солнце лило серебристо-розовый утренний свет на тихую гладь моря. Прощаемся с Канной. Дальше путь лежит на Обан, откуда мы начали свое путешествие, но по пути зайдем еще в одно интересное место.

С утра небо и море такого же кобальтово-синего цвета, как накануне вечером.

Прощальный взгляд на церковь св. Эдуарда

и на маяк на оконечности острова Сандэй.

Глядя на эту невероятную синь моря и скал почему-то вспомнилось заклинание из книги А. Блока «Поэзия заговоров и заклинаний»
«Есть славное синее море, есть на славном синем море синей остров, есть на синем острове синей камень, на том синем камени сидит синен человек, у синего человека синей лук бестетивной, синяя стрела без перья, и отстреливает синей человек синим луком бестетивным, синей стрелой без перья... всякую нечисть».

Маршрут снова проходит по проливу Малл, только теперь мы высадились не в Тоберморе на острове Малл, а на противоположном берегу у деревушки Лохалин на полуострове Морвен западного побережья Шотландии.

Деревушка Лохалин расположена в устье Лох-Алин на северном берегу пролива Малл. Население деревушки около 200 человек, многие из которых потомки жителей архипелага Сент-Килда, которых в 1930 году переселили в Лохалин из-за тяжелых условий жизни на архипелаге. В деревне есть причалы для яхт, и регулярно ходит паром до острова Малл. Два раза в неделю один раз в день ходит автобус до Форт-Уильяма, до которого 64 км, и возвращается в середине дня. По школьным дням курсирует дополнительный автобус в Арднамерхан, где есть средняя школа. Деревушка не то, чтобы затерянная на краю земли, но добраться до нее по суше непросто.

Стенд рассказывает о том, чем известен этот уголок земли.

Градообразующее предприятие Лохалина — шахта по добыче кварцевого песка, необходимого для производства оптического стекла (кронгласа) и солнечных панелей. Огромные залежи кварцевого песка были обнаружены в Лохалине еще в 1895 году, но тогда UK получало дешевый песок из Франции, и не было необходимости открывать собственное производство. Во время войны поставки песка прекратились, но сырье было крайне необходимым для оптики в прицелах самолетов и перископах подводных лодок. В 1940-ом году была открыта шахта на Лохалине.

На шахте добывают очень высококачественный кварцевый песок (кремнезем) с очень низким содержанием примесей железа. Содержание оксида железа в лохалиновском кремнеземе составляет всего 0,0085 %. Такое невероятное качество кварцевого песка возникло благодаря нескольким случайным факторам. Кремнезем появился в этом месте в результате эрозии шотландского массива суши. На берегу тропического моря на юрских сланцах и известняках в середине мелового периода, 93 миллиона лет назад (в то же время, когда формировались меловые скалы Дувра), отложился песчаный осадок. Частые изменения уровня моря переработали этот песчаный осадок. Ветры провеяли его, и кварц естественным образом отсортировался от других минералов, отделив зерна схожего размера. И тут случилось извержение вулкана на острове Малл, выбросы из которого покрыли песок базальтом. Песок по сути был «законсервирован» на 60 млн. лет. Толщина базальтового слоя 150 м, поэтому песок добывают шахтовым методом. Эта шахта является единственным подземным песчаным карьером в Европе.

Первоначально для транспортировки песка из шахты на поверхностные работы и пирс Лох-Алина использовались лошади. Вскоре лошадей заменила железная дорога, которую построили из рельс с захваченного немецкого грузового судна. Эта дорога работала с 1943 по 1963 год, а затем ее заменили дизельные грузовики.


В 2008 году шахта закрылась на несколько лет, но затем была образована совместная британо-японо-итальянская компания, которая сейчас занимается добычей и доставкой кварцевого песка в порты Англии и Европы.





Чистейший кварцевый песок не единственное ископаемое, которое осталось на побережье Лох-Алины от тропического моря, когда здесь бродили динозавры.

На побережье можно найти ископаемых устриц, или Gryphaea, которые водились здесь 200 млн. лет назад.

Gryphaea, один из родов, известных как «дьявольские когти», — род вымерших устриц, морских двустворчатых моллюсков семейства Gryphaeidae. Эти устрицы жили на морском дне в мелководье, возможно, большими колониями. Полные окаменелости состоят из двух сочлененных створок: более крупной шишковидной раковины («коготь») и меньшей, уплощенной раковины, «крышки». Мягкие части животного занимали полость между двумя раковинами, как и у современных устриц .




Окрестности Лохалины покрыты густой растительностью и очень живописны.




В деревне есть продуктовый магазин, гостиница и ресторан, но для путешественников прямо на пирсе есть снэк-бар, где можно взять с собой с дорогу горячие и холодные закуски и напитки. Бармен познакомил нас с виски местной вискикупни Nc'nean, которая открылась на полуострове Марвен только в 2017 году. Название Nc'nean происходит от Nicneven, имени ведьмы или королевы фей из гэльской легенды, и переводится, как «Королева спиртных напитков».

Никневен (Nicneven) — одна из самых «темных» фейри из шотландских легенд, которую часто отождествляют с Гекатой (богиня всего таинственного, магии и колдовства). Имя может происходить от шотландской гэльской фамилии Neachneohain, что означает «дочь божественного» или NicNaoimhein, что означает «дочь маленького святого». Первое известное упоминание о Никневене принадлежит Александру Монтгомери около 1580 года. «Никневин со своими нимфами... чья хитрость заключается в захватывании клубка нитей» (согласно суеверию того времени, любое вязание, оставшееся незаконченным в последнюю ночь года, унесет королева фей). Конечно, Никневен промышляла не только воровством вязания. Никневен часто развлекала себя и своих подданных всякими жестокими проделками. Никневен обычно изображали, как «нечестивую» Королеву Неблагого двора в отличие от «Благих». Вальтер Скотт описывал Никневен, как «... гигантскую и злобную женщину… которая вела бродячие толпы странников под своим мрачным знаменем». Ученые выдвинули предположение, что Никневен была вдохновлена реальной женщиной, приговоренной к смерти за колдовство. В мае 1569 года обвиняемая ведьма, известная как Никневен или Ник Невилл, была приговорена к смерти и сожжена на костре в Сент-Эндрюсе. Она сказала допрашивающим ее дознавателям, что аптекари оговорили ее из-за ее превосходных целительных способностей.

Последний вечер путешествия был окрашен в розовый цвет.
«Розовый фламинго, дитя заката,
Розовый фламинго здесь танцевал когда-то...»

Последнее утро путешествия встретило нас сгущающимися облаками (видимо, чтобы не было так жалко покидать эти прекрасные места).


Вода была настолько спокойной, что в ней отражались облака, и были видны морские звезды на дне.

«Прощайте высокие горы, где снегом покрыты вершины.
Прощайте волшебные виды зеленой предгорной долины.
Прощайте реки, в потоки которых вселился бес.
Прощай, как крылья разлуки, нависший со склонов лес.
Сердце мое в Шотландии...» Роберт Бернс.

В Обане круг замкнулся. Начальная и конечная точка путешествия сошлись.



Allright, Birmingham
