Литовщина - 6

топ 100 блогов thor_200613.02.2025
      Властитель слабый и лукавый...

      Любопытное наблюдение сделал русский историк (в смысле времен императорской России) Г. Форстен. Характеризуя способы ведения дел, избранные Жигимонтовичем, он писал, что «при всей своей женственности, при свойственной ему лени и умственной неповоротливости он (Жигимонтович то есть – В. П.) нередко был способен на весьма удачную дипломатическую уловку, составлял любопытные проекты, проявлял и лукавство, и жестокость…».
      Вот прямо не бровь, а в самый глаз, у самэ яблочко, как сказал бы повар Лисиченко. Иван в этом отношении, конечно, от своего литовского «брата» отличался, и весьма прилично. Искрадом города он не брал, только в честном бою, на хитроумные дипломатические манювры с непременным обманом «партнера» не т чтобы не был способен, но делал это крайне нехотя, блюдя государскую (читай, государственную) честь, жестокость если и применял, то дозированную и небеспричинную. В общем, подход старомодный и безнадежно устаревший в эти годы – хоть и пытаются его, Ивана то есть, именовать ренессансным князем, но не тянет он на Борджия или Медичи, на худой случай, на Генриха Синюю Бороду (сиречь 8-го по счету). Был бы Иван понаглее и включил бы режим презрения к обчественной морали и прочим химерам, именуемым совестью, глядишь, и добился бы большего, чем получилось на самом деле, но вышло то, что вышло.
      Итак, под занавес очередного раунда о продлении перемирия (а вдруг и Вечный мир получится?), получив отказ (в весьма, скажем, грубой форме – как, например, ответил Набулионе Буонапарте Александру Павловичу на его ноту о убиении принца Энгиенского) Иван. Раздраженный непроходимой глупостью литовских панов, заявил буквально следующее (цитата более чем уместна):
      «Коли брат наш вставил безделное слово о нашей отчине о Смоленску, и ныне нашему государству без Киева и без Волынские земли и без Полтеска и без Витебска и без иных городов русских быти непригоже, те городы и земли их все наша отчине старинная»
      Почему (продолжим цитирование дальше)
      «перемирия нам прибавливати ныне непригоже, додержим перемирие до сроку по перемирным грамотам; а вперед меж нас Бог разсудит правду и неправду, чьим хотеньем кровь христьянская учнет проливатися…»
      Вот поэтому-то прежде я и написал, что 1559 год стал переломным – после него обратного пути не было, вопрос был только в том, когда именно начнется война – сразу после того, как срок перемирия истечет или позже (раньше – нет, ибо Иван верен был своему слову и до срока, как это сделал Кеттлер и Шалль фон Белль, нарушать уговор не стал бы – «Обычай у государя нашего: сам правды не рушит; а хто правду порушит, и государь наш, призывая Бога в помощь, за своих людей обиды стоит и убытки своим подданным исполняет, сколко ему Бог помочи подаст»). А истекал срок перемирия в марте 1562 г.
      Три года, таким образом, еще были в запасе и вопрос можно было попробовать урегулировать, но в Вильно, помявшись немного (жадность и расчет на профит в ливонском вопросе все-таки сыграли свою роль) взяли курс на войну. На вальном (всеобщем в смысле) сейме в конце лета все того же 1559 г. собравшиеся послы дружно одобрили решение принять под великокняжескую протекцию Орден и рижскую архиепископию, рассчитывая на получение земель и должностей в благоприобретенных таким образом новых землях, а заодно и выгоды от растущей торговли по двинскому речному пути (связывавшему Полоцк с Ригой). Кстати, во время сейма Жигимонтович запросил у панов рады мнения относительно того, как готовить к обороне Полоцк и Витебск, и, само собой, их согласия на ускорение сбора чрезвычайных налогов для ведения войны.
      То, что Литва решилась на войну, говорили сами за себя и грамоты Жигимонтовича, которые доставили в Москву литовские гонцы и послы в конце 1559 г. и в начале следующего года. Последнее послание содержало откровенный вызов – Жигимонтович открыто заявил, что де «Ифлянская земля здавна от цесарства хрестьянского есть поддана предком нашим во оборону отчинному панству нашему, Великому князству Литовскому», и по той простой причине он, король польской и великой князь литовской просто обязан «Ифлянское земли всей оборону, яко иншим панством и подданым нашим однако повинни есмо чинити». Кстати, на интимной (это не то, про что вы подумали – тут речь шла о секретном протоколе) встрече с Адашевым и Висковатым литовский посол М. Володкович заявил, то якобы канцлер литовский Радзивил ( Миколай, но не Рыжий, а Черный) склонен к некоему компромиссу и предлагает продолжить переговоры о продлении перемирия. Шла ли в данном случае речь о некоем секретном протоколе о разделе сер влияния в Ливонии – на мой взгляд, возможно, но маловероятно. Скорее Жигимонтович, верный соей манере вести дела искрадом, хотел втянуть Москву в переговоры и тем самым, помахивая морковкой, оттянуть неизбежный конец, сиречь, прекращение перемирия и переход к горячей стадии русско-литовских отношений.
      В Москве размышляли над литовским предложением не так чтобы и долго, однако и сам ответ был написан не сразу, а отправлен в Вильно и того позже, а почему – об в следующий раз.

      Каменная стена ВКЛ (ткни - да и развалится)

Литовщина - 6 331264542296b2a766536e14f8566fb1



      To be continued.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Есть у меня одна знакомая девочка- Оля. Сколько ей лет -не знаю. Неприлично потому что это все, говорить о возрасте женщины. Понятия не имею, зачем так придумано. Там у них все как-то сложно устроено: возраст согласия. Принятия торга. Отрицания депрессии. И все это запросто меняется ...
Группа ученых, в число которых входили и специалисты из России, утверждают, что разгадали секрет вкуса водки.Как утверждают авторы исследования, вкусовые качества водки могут быть связаны с особыми структурами молекул воды, которые образуются ...
Как оказалось, легко шагнул! Бросил "милую жёнку" на Арбате, напротив дома, в который они приехали после свадьбы 18 февраля 1831 года, и где им памятник установили в 1999 году к 200-летию со дня рождения Пушкина. Взял в руки книжку и - вон из Москвы... ...
Тут голову ломаешь, чем детей развлечь. Поездки придумываешь, мероприятия организовываешь. А удивительное, оказывается, рядом.  ...
Тем временем, Германия ожидаемо одобрила строительства «Северного потока 2», что, впрочем, никак не повлияло на её политическую позицию относительно России. Из этого следует, что многолетняя политика Путина по продаже кусочков Родины в обмен на политическую лояльность более не работает. ...