Летчик испытатель, Инженер-конструктор самолета, Физиология и Психология обоих

топ 100 блогов konevin08.12.2021

С самого раннего детства я мечтал стать летчиком-испытателем-тогда еще было такое послевоенное время, когда Гагарин полетел в космос и мне сказали что он-лётчик  испытатель. До этого я ночами лазил по стремянке в кабинете деда по его огромной библиотеке и читал всё, на что «ляжет глаз» и «под руку» попадется.Выбор был огромен-сказки всех народов (это была специализация деда, как члена Ленинградского союза писателей в секции детской книги, за что мы регулярно посещали Дачи писателей в Комарово),  Тогда я понятия не имел, что это и есть моя индивидуальность-интуиция, которой я неподвластен.

Поскольку я сразу выказал много «талантов» («внучек Михаила Дмитриевича»-шёпотом говорили за нашей спиной, когда Дед вёл меня за руку в Эрмитаж или в Русский Музей или в Академию Художеств), хотя сам я думал, что каждый так может, тем не менее я не знал, что мне делать.Интересно было всё, но куда направить этот  интерес?

Я помню, как я сижу в кабинете деда, гда разрешалось находиться только мне, когда он писал или курил или просто смотрел в окно. Жена его входила только, чтобы напомнить ему, что все собрались в столовой и что время кушать и рассказывать истории.Сейчас я понимаю, почему, но тогда это было для меня так, как живут все люди. Я знал, что мешать ему нельзя, и соблюдал это правило по причине своей занятости, но интуитивно я задал вопрос- «Деда, если я прочитаю ВСЕ эти книги, стану ли я умный?»

Дед посмотрел на меня и сразу сказал -«Нет. Это исключено. Скорее наоборот-чем больше книг ты прочтешь, тем глупее станешь»

«Что же мне читать? И как выбрать, что читать?»

Я помню, что он надолго замолчал, потом встал и пошел к полкам книг.Он показал мне собрание БСЭ (большая советская энциклопедия), но показал, что их несколько.Потом он сказал, что если у меня есть вопрос, то начинать надо с ключевых слов и искать там ответы.В конце каждой статьи есть источники, то есть книги, многие из которых стоят на полках по разделам.Самые тяжелые и старые на латыни и древнегреческом внизу, мне еще рано, потом идет классическое искусство и литература, потом идут сказки народов мира,а на стремянке уже философия.Отдельно был стеллаж по архитектуре-дед был фанат, но революция изменила его жизнь.Золотую гимназическую медаль у него экспроприировали большевики в 1917, выпускной бал отменили ,потом его известный дед (Косоротов Дмитрий Петрович, вскрывал труп Распутина по просьбе Империатрицы) дал ему липовую справку о плохом здоровье от призыва на Гражданскую войну с белыми, его друзьями, а потом ему пришлось выбрать писательство для детей, чтобы избежать предвоенных «чисток»-то есть выбора у него не было.Но был я и он обеспечил мне мой выбор.

Когда я решил стать летчиком-испытателем, он ничего не сказал, только помогал мне в моём выборе, за что я только сейчас его оценил.

Конкурс в летное училище я провалил в военкомате на вестибулярный аппарат на таком крутящемся стуле -меня до сих пор укачивает на кораблях и в самолетах.Но дед сказал, что можно стать конструкором этих короблей и самолетов. Я осуществил свою мечту и поступил в ВУЗ. Дед навел справки по своим  каналам из бывших -тогда уже профессоров из бывших, но по физике, и они посоветовали КАИ. В то время поступить туда было нереально, огромный конкурс на место, Казань, но они дали мне книги и помогли с репетиторством. Во время учебы они меня консультировали в том же кабинете деда и помогали книгами из своих библиотек.

Диплом я защитил с отличием, хотя учился очень слабо-математика была для меня загадкой, на которую никто не знал ответов, но практические вопросы я решал очень хорошо и мне прощали отсутствие теории. Учили тогда всему-расчёт самолета на прочность был мой любимый предмет,давали физиологию человека и противопрегрузочные костюмы (ППК) пилотов, герметизация кабин и катапультирование,парашюты, вооружение самолётов и системы прицеливания, управление самолетом и автоматические системы помощи пилоту при нагрузках на руль управления,даже был курс эстетики и философии, впрочем марксистко ленинской, но самый тяжелый был «военка»-военная кафедра для баллистических ракет стратегического назначения -комплекс 8К-63, моя военная специализация будущего офицера. Кафедра была секретная, отдельный вход, тетрадь с записями под роспись, потом музей трофейной техники-куски ракет, где мы иногда спали вместо занятий, крылья и фюзеляжи немецких и советских самолетов для ознакомления, показывали трофейную и свою фотохронику воздушных боёв, бомбометание, торпедирование, предполетный и послеполетный осмотр летчиком, была маршировка военным шагом, постановка камандирского голоса и АК-47 в редких случаях отказов,пистолет ПМ, вывод взвода по карте с компасом на местности на время с вывозом в поле и работа с ориентирами при обходе болот, желающие могли летать на планерах и прыгать с парашютом( к чему я уже охладел), ну и вызовы в первый отдел по одному с предложением о «стукачестве» на однокурсников, куда же без этого.

Вот аэродинамика была у меня не очень, хотя меня хотели оставить на кафедре и предлагали аспирантуру, от которой я отказался после практики в СибНИА в Новосибирске. Там я встретил тех немногих бывших, кто рассчитывали профили сверхзвука-тогда это было фронтом  науки. Но я нашел там в секретных архивах работы по машущему крылу и полете птиц и я понял, что я никто перед совершенством природы. Вторым шоком была беседа с моим «академиком»кто вел мой «проект»сверхзвукового крыла.Он тоже был выпускник КАИ, но военного выпуска, я видел его тетради с таким же как у меня каллиграфическим мелким почерком на листах без линеек. На мой вопрос, в чем ЕГО задача, он ответил, что он думает только о том, о чем думает его неизвестный противник-аэродинамик по ту сторону  Железного Занавеса, о его ИДЕЯХ по поводу предстоящей схватки пилотов в воздухе, и что эти идеи он видит по математическим публикациям в общем доступе и данным разведки. Как он сказал  грустно-«Сидим и точим ножи друг против друга через забор». Далее произошло странное. Проект свой я не писал, а всё время три месяца полностью посвятил изучению полета птиц и собрал огромный материал без практического применения. Скрыть от него я не мог, он видел и молчал, на защиту я принёс несколько листов стандартного крыла и отбубнил 15 мин общих сведений перед несколькими академиками СССР, кто  был не в курсе дела.Воцарилась глубокая пауза.Неожиданно вышел мой академик и сказал примерно следующее- «Коллеги, это мой аспирант, он работал над отдельной темой, но я за него ручаюсь» Потом он сказал странную фразу-« Как волка ни корми, он всё равно в лес убежит»-раздался общий хохот и мне поставили «Отлично»(работа всё равно была секретной!и знали только они).На кафедре я не остался, туда пошел мой сокурсник и стал  отличным преподавателем аэродинамики со степенью.

Прошли годы, я стал ведущим инженером по пусковой установке МКУ-6-1 для запуска 6 крылатых ракет с борта сверхзвукового тяжелого бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла ТУ-22М и привёз её на летные испытания на полигон Жуковский под Москвой транспортным военным самолетом с охранником.Мы двое сидели в маленьком отсеке за кабиной пилотов, за нами в грузовом отсеке зачехленный груз-труд работы в три смены три года всего огромного опытного конструкторского бюро от листа Тактико Технических Характеристик Министерства Обороны до рабочего изделия в железе. Прибыли на полигон 1 мая, праздник, с трудом нашли ворота фирмы Туполева, охранник «под мухой» не получил документы, отказался открывать.Мой сопровождающий озверел ,достал наган и командирским голосом ПРИКАЗАЛ открывать...сразу открыл.Нас никто не ждал, праздник, пьют водку везде. Разгрузили сами, отпустили машину и пошли в секретную общагу отмечать доставку.

Потом был первый вылет с моим изделием, пока с весовым  макетом одной ракеты на замках установки. Бомбер стоял, ждали летчиков-испытателей, их привезли 4 человека, два пилота, штурман и стрелок задней полусферы в одной кабине. С трудом они шли в ППК как космонавты, поднялись по огромному трапу и их загрузили в тесные кабины. Всё откатили, дали проверку двигателей. Все были в звукопоглощательных наушниках, тем не менее рев заходил за звуковой порог, просто больно ушам.Взлетел он как ракета и сразу ушел в высоту. 1 мая, тепло было уже, солнце, и вдруг пошел град. На мой вопрос ответили , что так всегда-эта дура создаёт такое локальное тепловое возмущение,что природа тут же компенсирует его локальным охлаждением. Это уже для Безумной Греты и потеплении климата.

Этот полет прошел нормально.Их выгрузили, они расписались и тут же побежали!!! в ППК!!! по летному полю ...Бухать! Живы!

До этого такой же ТУ потерял крыло при заходе на посадке,высота была малая, машину завертело, катапультировались  наугад-двое, что по ходу ушли вверх и спаслись, другие два -в землю.Тех, что спаслись, списали в гражданскую авиацию, смещение позвонков из за направильной позы при катапультировании(вертело же их).Я не видел более счастливых людей, они пили как лошади. Как то за столом в этой общаге оказался один из летчиков испытателей и я, наконец, спросил его, как он стал им. «Видишь ли, идешь с мечтой ЛЕТАТЬ, военное училище с отличием, полеты в боевых частях на разных типах самолетов, потом отбирают сюда, страшно уже и не хочешь, а другого ты делать в жизни ничего не знаешь и не умеешь, а денег и льгот тут выше крыши».

Ну и там я видел американские истребители, как когда то в КАИ трофейные немецкие. Это особая тема, как русский конструктор отличается от американского или немецкого и какие законы сопромата они используют.Как я и говорил, расчет самолета на прочность-это моя любовь, и там я знаю гораздо  больше математика с его формулами, потому что формулы легко выучить, но трудно использовать в железе, да и пилоты там разные и аэродромы и техобслуживание и вообще идеи разные.

Короче, решил я бросить это дело, и лишился Государственной Премии,которую позже получили участники проекта.И стал учить английский язык.И интересы мои поменялись значительно.Хотя авиацию очень люблю и когда лечу на самолете,уже давно не укачивает даже в сильную турбулентность.

Комплекс ТУ-22М в перестройку заморозили, но Путин недавно поставил его на боевое дежурство и они пугают Штаты летая вдоль их границ. 

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Глубокоуважаемые мужчины, имеет ли ещё какой-нибудь смысл для вас словосочетание "в женщине должна быть тайна"? Вопрос вот откуда возник - в сегодняшнем мире мужчина знает профессию возлюбленной, знаком с её друзьями, знает некоторые её хобби - ...
В третей части отчётных записок о моей поездке в славный сибирский город Томск я бы хотел поговорить о памятниках. Да-да, вы не ослышались, именно о них. Ведь Томск смело можно называть Городом Памятников, ибо такого количества памятников я ещё не ...
Вообще-то, полезно себе время от времени устраивать «дни тишины», когда вы без телефона и интернета, тоже рушит привычную рутину и помогает потом ослаблять прокрастинацию. Но тем, у кого тревожные родные, полезно их предупреждать, что в какие-то дни вы будете без связи. И вообще, ...
Одна наша знакомая, с которой мы довольно близко общаемся, иногда, чаще всего, от нечего делать, ходит, как переводчик, с некоторыми эмигрантами, по врачам, с теми, кто не смог, в силу возраста или за неимением желания, выучить немецкий язык. Или с ...
В продолжении «Секса в большом городе» между Керри и риэлтором случился диалог, оскорбивший многих русских женщин. Фото: Соцсети Керри удивляется, откуда у её такой молодой соседки деньги на квартиру в её доме. Риэлтор предполагает, что девушка -- русская проститутка -- «обычное ...