Летали американцы на Луну или нет?
vovsun — 23.06.2011 В этом году у меня чуть было не сбылась одна заветная мечта — посмотреть на запуск космического корабля, конкретно Шаттла с Мыса Канаверал во Флориде. Вначале всё обстояло очень радужно — в середине апреля у меня начинался тренинг на самолёте в окрестностях Орландо, а на начало третей декады апреля был назначен запуск Шаттла, который в его истории должен был стать предпоследним. Самое интересное, что на запуск я собирался смотреть с воздуха, пилотируя самолёт...Всё началось с того, что в этом году были выпущены более серьезные ограничения на полёты воздушных судов в окрестностях запуска Шаттла. Часть этих ограничений была связана ещё и с тем, что за день до запуска в Майами прилетел Обама, президент США, а во время нахождения в определённой зоне Air Force I («борта № 1») и самого президента действуют некоторые временные ограничения. Конечно, не как у нас, но когда ты привык летать на обед в другой город (как учителя в моей лётной школе), для тебя это «ограничение» свобод достаточно ощутимо. На фото: центральный вход в Космический центр им. Кенеди, который расположен на Мысе Канаверал.
Ограничение полётов не такая проблема — я собирался вылететь из своего домашнего аэропорта за несколько часов до начала запретов, долететь до ближайшего к Мысу Канаверал аэропорта и доехать оттуда до смотровой площадки на машине. Есть много площадок, откуда можно смотреть запуск Шаттла — как на Мысе, так и на материке (откуда, в основном, все и смотрят). «Главная» площадка находится около сборочного цеха на самом Мысе Канаверал, там же находятся и знаменитые часы, отсчитывающие время. На фото: автобус, на котором перевозят туристов по закрытой территории НАСА на Мысе Канаверал.
Я немного изучил вопрос и выяснил, что время отсчитывается не тупо «в минус», а есть так называемые «холды» (от слова hold — задержка, англ.), когда часы останавливаются. Это происходит в определённые моменты, этапы подготовки запуска. Есть холды дальние, за несколько дней, связанные с техническими вопросами, есть за несколько минут, связанные капризами погоды. Интересен факт того, что за полминуты до запуска человек вообще уже ничего не может сделать, так как события происходят слишком быстро, поэтому всё контролирует электроника. Она как бы выполняет чек-лист (в русской терминологии «контрольную карту») из десятков тысяч позиций и если хотя бы одна не выполнена, отменяет запуск, может даже за секунду до старта двигателей. На фото: Шаттл на стартовом столе, «шарики» справа и слева — хранилища компонентов ракетного топлива, при смешивании происходит взрывная реакция. Обратите внимание на две БПМ около КПП на переднем плане слева. Шаттл штука дорогая и является символом страны, поэтому её охраняют достаточно фанатично.
В общем, запуск на тот день, когда я собирался туда лететь, отменили из-за технических неполадок, что-то случилось с системой охлаждения топливных магистралей. Я расстроится и полетел на противоположенный берег в сторону Тампы. Однако, надежда побывать на запуске не покидала меня, мне нужно было налетать больше 50 часов, поэтому времени у меня в запасе было, как мне казалось на тот момент, достаточно. На фото: сборочный цех и платформа для транспортировки Шаттла от неё на стартовый стол.
Затем переносы посыпались один за другим. Техническую проблему долго не могли решить. Больше всего мы стало, на тот момент, жалко людей, которые специально приехали во Флориду со всех уголков света на запуск Шаттла. Для меня это был больше фан, не получилось посмотреть, так не получилось. Для многих из них, думаю, это была трагедия. Ведь нужно прилететь сюда, взять в аренду машину, снять гостиницу, есть, пить и ждать, ждать, ждать. Ни в какие тебе парки или музеи не сходить, ничего не запланировать, так как запускать могут Шаттл практически в любой момент. На фото: один из маневровых (орбитальных) двигателей Шаттла.
Я прошёл необходимый тренинг, у нас даже было несколько дней в запасе на осмотр Мыса Корал и Ки Веста (в предыдущих репортажах), мы улетели в Нью-Йорк и занимались делами там три дня, и, даже когда мы улетали в Москву после майских праздников, Шаттл ещё не был запущен. Он, безусловно, полетел, но гораздо позже. Я чувствую некоторую обиду, что не смог осуществить свою небольшую мечту — посмотреть на его запуск, хотя был так близок к её реализации (хоть и не планировал это заранее). Однако, заехать на Мыс Канаверал и посмотреть на Шаттл на стартовом столе было делом чести, учитывая, что из Орландо сюда ехать буквально час. На фото: зал-накопитель в павильоне, посвященном ракете Сатурн-5 и лунной программе.
Расскажу немного про Мыс Канаверал. Я уже был здесь в Ноябре прошлого года, но, так как очень люблю авиацию и космонавтику, готов сюда ездить каждый раз, когда у нас что-нибудь происходит в Орландо. Итак, на мысе находится огромный комплекс НАСА, здесь проектируются, частично строятся, собираются, запускаются космические аппараты. На мысе есть огромная полоса для посадки Шаттлов длинной 15,000 футов (почти 5 км) из бетона. Про эту полосу я расскажу отдельно чуть ниже. На Мысе есть музей и специальный туристический маршрут, по которому туристов возят на автобусах. Раньше были остановки: сборочный цех, смотровая площадка (откуда я снимал Шаттл), ангар с ракетой Сатурн-5, потом — обратно в музей. Сейчас в сборочный цех не водят. На фото: имитация запуска ракеты Сатурн-5 с лунным модулем. Как это работало в начале
Про полосу для Шаттла. Помимо того, что она огромных размеров, что очень нужно Шаттлу, учитывая его массу и скорость на посадке, она сделана из хитрого покрытия. Нет, это не какой-то специальный радиоактивный бетон, но он определённым образом залит и в нем сделаны специальные небольшие канавки — эту технологию придумала НАСА для увеличения сцепления полосы с колёсами как в сухую погоду так, что самое главное, во время дождя. После обкатки технологии на космосе, технология пошла в обычную жизнь — в Штатах строят дороги из такого бетона с канавками, я по таким ездил в Калифорнии. Эти дороги, как я слышал, в два раза дороже асфальтовых, но, при соблюдении технологии, служат в пять раз дольше. На фото: задняя часть ракеты Сатурн-5, двигатели и логотипы миссий (правее).
Идём дальше по залу — ракета огромная и длинная, вроде, это самая большая ракета, которая была построена человечеством. Строил её, как вы знаете, Вернер Фон Браун. Если бы он сдался бы не американцам, а русским, мы бы слетали бы на луну. Напомню, он проектировал ракеты для немцев во время войны, его и его команду отправили в Швейцарию, когда СССР перешла в наступление. В качестве бесплатного бонуса к ним приставили карательный отряд, а когда немцам стало ясно, что война проиграна, карательному отряду приказали всех гениев закопать где-нибудь в районе Бернских Альп. Но Вернер Фон Браун сообразил вовремя что к чему и сбежал со своими инженерами. Первые, на кого они наткнулись в горах, были американцы. Вот так и появилась ракета Сатурн-5, которая, насколько я помню, должна была называться Фау-2 и служить немцам как оружие. На фото: у каждой миссии Аполлона был свой логотип, мне нравится, что американцы уделяют огромное внимание визуальной концепции всего чего угодно. Зато мы привнесли в космонавтику прекрасную традицию отливать на космодром перед запуском.
Это лунный модуль. Общий смысл был такой: ракета выводит на околоземную орбиту большой корабль, он долетает до луны, от него отцепляется лунный модуль и спускается на луну, сам корабль летает вокруг луны. Лунный модуль прилуняется, астронавты гуляют по луне и, когда запасы на исходе, на возвращаемом модуле летят обратно на лунную орбиту. Там они стыкуются с кораблём, который их везёт обратно, на подлёте к земле они опять садятся в возвращаемый модуль, который уже приводняется в районе Флориды. В Нью-Йорке стоит авианосец Интрепид, на котором я был в прошлом году, так он эти капсулы и подбирал.
Настало время обеда. Прямо здесь есть столовка, в которой за вполне приемлемые 10 долларов можно хорошо поесть. На обед сегодня: куриный суп, овощной салат, чипсы с сыром, куриная лепёшка с сыром и чай. Интересный факт: лепёшки делает дедушка азиатской внешности, он их делал в ноябре прошлого года, в мае этого года он тоже их делал, что-то мне подсказывает, что он их тут лет 40 уже делает и будет делать до упора.
Воспользуемся нашим секретным пропуском и выйдем на задний двор. Вот на этой лужайке во время запусков космических кораблей организуется VIP-зона, как для просто VIPов, так и для реальных VIPов — семей астронавтов, которые сейчас сидят в кабине корабля.
На этом табло идёт такой же обратный отсчет, как на большой площадке около сборочного цеха. Обратите внимание, что в радиусе 10 метров от табло курить нельзя и что оно «растянуто» ремнями что бы его не сдуло ветром. На такие «мелочи» у нас в стране многие не обращают внимание.
Поднимемся на трибуну. Во время запуска здесь должен был сидеть я! :)
Это генератор для звука, света и кейтеринга (фуршета для гостей). На горячее — индейка и сосиски с шафраном. Подают французское шампанское и калифорнийское вино (гадость). Генератор огорожен, конечно, достаточно «по-нашему». Не ожидал от местных коллег такого раздолбайства, учитывая, что среди приглашённых много детей.
Местные орлы, которые работают «по найму», в их задачи входит распугивание птиц перед запуском и что бы голуби не гадили на национальную гордость сверху. Хорошо, что здесь не Рим, где в сезон скворцов в сутки с неба падает до 100 тонн их дерьма. Так бы они всю ракеты бы с горкой засыпали бы.
Поедем обратно в музей. Здесь стоит один из отработавших своё Шаттлов. Жарозащитные плитки на его пузе заменены на имитацию, настоящие сейчас приклеены на действующие Шаттлы (выбрасывать дорого, одна плитка стоит под тысячу долларов). Сетка внизу защищает реплику от клептоманов.
Это внутри Шаттла. Справа — канадский манипулятор-рука, по центру — полезная нагрузка.
А это музей сувениров. Когда я был здесь в первый раз, купил небольшой карабин с логотипом НАСА, сейчас на нём болтается ключ от офиса. В этот раз мы не покупали ничего. Замечаю, чем больше ездишь, тем меньше привозишь сувениров, во-первых, уже некому, так как всем уже что-то привёз, во-вторых, себе тоже не покупаешь, так как не знаешь, куда девать то, что уже есть. В последнее время, я привожу наклейки, которые подходят по размеру, клею на чемодан. Остальные просто собираю.
В тот день в музее проходила встреча с астронавтом, ей оказалась какая-то пожилая женщина, возможно, известная здесь. Я прошёл мимо неё, захотел сфотографироваться с ней, а потом подумал, что уже лет пять ни с кем из «звезд» не фотографируюсь. Так и прошёл мимо. Потом узнал, что за фото просят $10. :)
Это «сад ракет» внутри музейного комплекса. Мы немного погуляли и поехали обратно в Орландо.
Бытует мнение (пиар холодной войны), что американцы на Луну не летали. Примите участие в опросе: напишите в комментах своё мнение, желательно и причину, почему вы так думаете?
Жду ваших вопросов и комментариев!
Другие посты этой серии:
1. Острова Санибел и Каптива
2. На катамаране до Key West
3. Ки Вест: 90 миль до Кубы (часть 1)
4. Ки Вест: 90 миль до Кубы (часть 2)
5. В гостях у пеликанов (Санкт-Петербург)
6. Мыс Канаверал
Полный список постов моего блога (по рубрикам)
Добавляйте меня в Твиттере!