Лена и кадыровцы
novayagazeta — 10.12.2019 Ее муж снял ролик про «чеченскую Рублевку». И когда его взяли, она поехала его спасать в Грозный.«А ты не боишься уснуть и не проснуться?»
Мужа Лены Мельник похитили в Грозном вечером 1 ноября по стандартному для Чечни сценарию: приехали сотрудники чеченской полиции и забрали из дома 27-летнего Ислама Нуханова, с которым Лена с 2014 года состоит в мусульманском браке. Она узнала о беде только через пять дней, когда свекровь собралась с духом и сообщила невестке. Сама Лена живет в городе Когалым Тюменской области. У сына от первого брака, 11-летнего Владика, — ДЦП и гидроцефалия головного мозга. Владику противопоказаны любые изменения климата, поэтому 12 лет Лена никуда из Когалыма не выезжала.
Лена побежала к знакомому адвокату Сергею Кондратьеву, который в Когалыме заслуженно считается лучшим. Тот посоветовал немедленно обратиться с заявлением о похищении в прокуратуру. 6 ноября Лена отправила жалобу в прокуратуру Октябрьского района г. Грозного. 7 ноября заместитель прокурора Межиев переправил ее руководителю Заводского межрайонного следственного отдела следственного управления СК по Чечне полковнику Хасбулатову для проведения проверки. Первое, что обязан был сделать следователь, — опросить заявительницу. Вместо следователя Лене в тот же день по номеру телефона, который она указала в жалобе, позвонил аноним.
«Говорил он с явным чеченским акцентом, — рассказывает Лена. — С ходу дал понять, что все обо мне знает.
— Елена Андреевна Мельник? Проживаете по такому-то адресу? Все правильно?
— Все правильно! — отвечаю. — Код домофона сказать?
И тут он говорит:
— Не стоит тебе появляться в Грозном. Нечего тебе там делать.
Я разозлилась, если честно:
— Чего ты чужим женам названиваешь? Ты своей звони, если поговорить хочется.
А он в ответ:
— Ты такая смелая? А не боишься уснуть и не проснуться?»
По факту угрозы Лена обратилась в ОМВД по г. Когалым, договорилась с соседкой, чтобы та присмотрела за детьми (кроме Владика, у Лены общий с Исламом сын — четырехлетний Адам), и улетела в Грозный.
В Чечне Лена оказалась впервые и увидела ту ее сторону, которую от туристов стыдливо прячут.
Автоматом по почкам
Во вторник 12-го она отправилась в прокуратуру Чеченской республики, хотела встретиться с прокурором Чечни Шарпудди Абдул-Кадыровым. В записи на прием ей было отказано, тогда она потребовала, чтобы ее принял любой из замов или начальников отдела. Так она попала к старшему помощнику прокурора республики Абубакару Токаеву. Токаев выслушал Мельник, сделал несколько звонков и сказал, что муж Лены задержан по подозрению в хранении оружия. «Его нашли с пистолетом!» — так он сказал. «Но какой пистолет, если его из дома чуть ли не в трусах увезли и уже две недели держат незаконно в городском УМВД!» — «А это еще надо доказать, что незаконно», — говорит Токаев. И тут я взрываюсь: «Я к вам именно за этим и пришла. Вы чем-нибудь можете помочь? Я ведь до Путина дойду!» — «Да делай что хочешь, я тебе ничем не помогу», — отвечает».
На выходе из прокуратуры Лена заметила всеобщий переполох, — кто-то сказал, что сейчас появится прокурор республики. И тогда Лена поступила «на эмоциях», как жена декабриста Прасковья Анненкова: бросилась наперерез Абудул-Кадырову, чуть ли не в ноги. Но прокурор Чечни — это вам не Николай I. Один охранник грубо схватил Лену за руку, другой начал отгонять автоматом, врезав со всего размаху прикладом по почкам, еще двое закрыли прокурора своей широкой грудью. Впрочем, надо отдать должное, на варварское поведение своих архаровцев Абдул-Кадыров отреагировал довольно резко, осадив их.
Лена скороговоркой рассказала прокурору о своей безуспешной попытке попасть на личный прием по поводу похищения мужа. Шарпудди пообещал принять ее завтра и сказал, что Лену запишет на прием его сотрудница Малика Батукаева. Но даже к ней Лена не сумела попасть: дважды ей звонили помощники Батукаевой и говорили, что прокурор республики уехал по личным делам на неопределенное время, затем — что ушел в отпуск.
В следственном управлении следственного комитета по Чечне Лена не смогла попасть даже в канцелярию. Вышла девушка с печатью и зарегистрировала заявление прямо на проходной СУСКа.
В приемной главы Чечни Рамзана Кадырова Лене пришлось поскандалить. Сначала у нее отказались принимать заявление на том основании, что пятница — нерабочий день. Она потребовала показать документ, в котором написано, что в Чечне ввели четырехдневную трудовую неделю. Тогда сотрудники приемной стали кому-то звонить и, наконец, зарегистрировали ее заявление на имя Кадырова. Ответа, правда, так и не последовало.
Ислам
2 ноября отца Ислама — Саламбека Нуханова — вызвали в УМВД по г. Грозному, поставили к стенке, сфотографировали в профиль и анфас, как преступника, затем завели в кабинет, в котором Саламбек увидел сына. Ислам был избит, рука перебинтована, одежда в пятнах крови, разодрана почти в клочья. Его так били, что погнулись замочки молний на олимпийке, —
Меньше чем за сутки Ислама превратили в человека, который был готов взять на себя любое преступление.
Ислам физически крепким никогда не был. Он инвалид по слуху и зрению, у него врожденная катаракта на оба глаза, одним он вообще не видит. Также у него врожденная аномалия височной кости, из-за чего он глухой на левое ухо. В свои 27 лет Ислам весит чуть более 50 кг. И состояние здоровья, возможно, сильно повлияло на его характер — он очень мягкий человек и любит детей.
Именно этим и подкупил Лену, которой полгода писал сообщения на ее страничке в соцсети, где Лена в основном постила фотки Владика, героически преодолевающего свой страшный диагноз. Полгода Лена хранила гордое молчание, но потом решилась и ответила. Совсем скоро они уже заключили никах — исламский брак (между прочим, свидетельство, выданное когалымской мусульманской общественной организацией «Махатля» выглядит так же официально, как и российское свидетельство о браке). А 30 ноября 2015 года у них родился сын Адам.
Большую часть жизни Ислам прожил вне Чечни, в основном в Когалыме. Работал охранником в магазине, директором которого была его мать. В Грозный Ислам приехал 1 марта этого года, ждал квоты на очередную операцию на второй, «видящий» глаз, чтобы совсем уж не ослепнуть.
Родственники рассказали, что Ислам, выросший в России, никак не мог освоиться в местных реалиях. Все ему казалось диким. Он «подсел» на видеоблог бежавшего в Европу популярного оппозиционного блогера Тумсо Абдурхаманова. Абдурахманов — один из немногих чеченцев, кто открыто имеет наглость высказывать свое мнение о ситуации в республике и довольно зло троллит Кадырова и его окружение.
Сами того не понимая, они сделали ему огромную рекламу в Чечне. И теперь чеченская полиция все чаще задерживает жителей республики за то, что они подписаны на каналы Абдурахманова в YouTube или телеграме, по подозрению в пересылке ему информации, за лайки и репосты его роликов и постов.
Ислам (как, впрочем, многие чеченцы) каждый четверг и воскресенье смотрел прямые эфиры Тумсо и «заразил» ими мать и деда. Он неоднократно поднимал в разговорах вопрос, откуда у людей такие безумные деньги и дворцы в дотационной республике с высочайшим уровнем безработицы. А 31 октября разместил в YouTube видеоролик под названием «Как живут Кадыров и его соратники. Часть 1».
Где находится «сердце Чечни»
Полицейские откровенно издевались над отцом Ислама Саламбеком. Сказали, что у Ислама нашли пистолет. Или нет: он ударил сотрудника полиции. А может быть, Ислам — член незаконного вооруженного формирования. В общем, они пока еще не определились. Саламбек Нуханов, потерявший дар речи от вида абсолютно сломленного сына и от скорости, с которой этого удалось добиться чеченским полицейским, молча слушал, пока они не заявили, что его сын — «плохой человек» и «сядет в тюрьму на 10 лет» за то, что «послал видеоролик и деньги террористу Тумсо».
— Какой ролик? Какой «террорист Тумсо»? — Саламбек Нуханов вышел из ступора от неожиданной конкретики.
Тогда сотрудники показали ему в YouTube видеоролик, снятый его сыном, и сказали, что Ислам снимал его по заказу Тумсо Абдурахманова.
Родственники Ислама нашли этот злосчастный видеоролик, который Нуханов никому на самом деле не посылал хотя бы потому, что публично разместил его на YouTube. Но Тумсо Абдурахманов его даже не заметил, что неудивительно. Ничего интригующего, кроме названия, в ролике не было: пять минут медленно едет машина, в машине играет веселая национальная музыка, видеорегистратор тупо фиксирует дома по обе стороны дороги. Сам водитель не произносит ни слова. Что именно зафиксировал на видео Ислам Нуханов, понять совершенно невозможно. Ни одна постройка не заснята целиком — только фрагментами, которые попали в радиус действия камеры видеорегистратора. За ноябрь видеоролик набрал всего 276 просмотров. Лена смотрела его много раз и никак не могла взять в толк, почему уже на следующий день к ним приехала целая толпа полицейских.
Первого ноября в восьмом часу вечера у дома Нухановых в Грозном остановилось четыре машины: две «Тойоты Камри» (черная и серебристая с номерами В144**), черный джип «Мерседес» и УАЗ. Пятеро мужчин (четверо — в зеленой камуфяжной форме, один — в черной форме сотрудника ППСП им. Кадырова) ворвались в дом и первым делом выхватили телефон прямо из рук матери Ислама. Без всякого постановления обыскали дом, выволокли из комнаты полуодетого Ислама (он играл в компьютерные стрелялки). Утащили все телефоны, компьютер с системным блоком, забрали и злополучную машину «Форд Фокус», на видеорегистратор которой Ислам снял свой ролик (номера машины, судя по всему, вычислили по камерам видеонаблюдения).
Важная деталь: «Форд» оформлен на дедушку Ислама — Саидмухамеда Нуханова.
В этот момент Саидмухамед как раз говорил по телефону со своим давним другом Владимиром Каспаровым, проживающим в Когалыме. Семья Нухановых долгое время жила в Тюменской области.
Владимир Александрович Каспаров рассказал, что 1 ноября Саидмухамед позвонил поболтать — много лет они традиционно созваниваются дважды в неделю. Поговорили 21 минуту (а если совсем точно, то 1282 секунды, согласно детализации, которую Каспаров предоставил в распоряжение «Новой газеты»). Вдруг в середине фразы Владимир услышал шум, крики на чеченском, и звонок оборвался. Он перезвонил.
— Что у вас происходит? — только и успел спросить Владимир Александрович за три секунды, что длился звонок.
Больше дозвониться по телефонному номеру +7 989-913-00-32 он не сумел. Абонент был недоступен.
Почему в республике поднялся такой сыр-бор по факту совершенного невнятного видеоролика, «Новой газете» удалось выяснить с помощью коренных грозненцев. Они помогли установить точный маршрут передвижения Ислама Нуханова, и оказалось, что он проходит по огромной зоне (примерно 90 га), расположенной в центре Грозного.
|
</> |