Станция студенческая

топ 100 блогов novayagazeta07.12.2019 Чего добиваются и против чего протестуют студенты страны

Архангельск
«Чем злее народ, тем хуже будут последствия». Для архангельского студенчества точкой кипения стал Шиес







Станция студенческая
Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая»






Массовые протесты против строительства свалки на границе Архангельской области и Коми охватили весь Север — и разбудили молодежь. О том, насколько велика активность молодых архангелогородцев сейчас, можно судить по состоявшимся 7 апреля в областном центре митинге и шествии. Власти не согласовали мероприятие, но люди не только пришли, но и поставили рекорд по численности. Организаторы насчитали около 10 тысяч участников, сильно занизить эту цифру не смогли и официальные счетчики. Полиция по сей день вылавливает и штрафует демонстрантов, но градус протеста это не снижает. А «бессрочка» в защиту Шиеса, демонстративно расположившаяся на главной площади Архангельска, аккурат напротив администрации, ежевечерне собирает новых и новых сторонников. И ранее пассивное студенчество теперь активно участвует в публичной политике.

Марья Вершинина, третьекурсница журфака, говорит, до Шиеса попытки объединить архенгелогородцев предпринимали только сторонники Навального, но особых успехов не достигли.

— Шиес идет параллельно с темами, важными для всей страны, поэтому становится важно не быть в стороне, — говорит Марья. — Сейчас я вижу знакомых на митингах, кто-то стоит в пикетах. Многие действуют на уровне личной инициативы: раздельный сбор мусора, посты в социальных сетях, осознанное потребление.








Станция студенческая
Фото: Виктор Кокарев — для «Новой»






— Экологические проблемы просто не могут не интересовать молодежь. Если проект по строительству «ЭкоТехноПарка» (так официально называется будущая свалка на ШиесеТ.Б.)  будет реализован, пострадают все социальные группы — и молодежь в том числе. Большинство моих сверстников это понимает и выступает против строительства мусорного полигона, — подтверждает второкурсница журфака Дарья Порядина. — История с Шиесом объединила многих людей, в том числе, и студентов.

Прошедший год полностью изменил настрой студенчества в Архангельске. И когда в Москве задержали Ивана Голунова, студентки 4 курса журфака организовали одиночные пикеты, в которых приняли участие и преподаватели университета.

Дарья Порядина считает, что чем больше давит репрессивная машина, тем меньше страха:

— Из круга моего общения большинство сверстников имеют оппозиционные взгляды, они недовольны существующей в современной России политической системой.

Я чувствую себя социально незащищённой. Невозможно доверять власти, когда за участие в мирном протесте тебе дают многотысячный штраф. Когда любая позиция, идущая вразрез официальной, преследуется.

Политикой в широком смысле интересуются, разумеется, не все, гораздо больше молодежи вовлечено в протесты конкретные и понятные. А также в волонтерство — оно в регионе развито больше, чем где бы то ни было на Северо-Западе страны. По мнению Даши, помогать конкретным обездоленным важно, нужно — но это капля в море:

— Многие учащиеся занимаются активизмом в студенческих советах. Знаю, что есть волонтёрские движения, которые занимаются помощью старикам и детям-сиротам. Но мне больше интересны другие вещи — политика, экология, защита прав человека. Я считаю, что многие проблемы в России, в том числе социальные и экологические, имеют политическое начало, и с ними можно бороться на законодательном уровне. Конечно, полезно помочь бабушке-одиночке, которой не хватает пенсии на хлеб. Но это капля в море, которая не повлияет на проблему в целом.

— Политикой интересуются меньше, — подтверждает Марья. — Но я лично слежу за делом 212, московские протесты очень обострили ситуацию с отношением молодёжи к власти. Но, как обычно бывает, пока это не касается именно нас, мы молчим. Я молчать не хочу. Подписываю петиции, распространяю информацию, слежу на сводками ОВД Инфо и Медиазоны, элементарно читаю новости.

Протестное движение растёт, но одновременно становится страшно: чем злее народ, тем хуже будут последствия.

Пока нас не слышат. СМИ регулируют абсурдными законами, признание физических лиц иностранными агентами — очередной шаг к тотальной несвободе. Непонятно, как жить дальше.

Владивосток

«Отдельная, очень своеобразная территория». Московские протесты не находят серьезного отклика у приморских студентов

Во Владивостоке университетов хватает. На материковой части города расположились Тихоокеанский медицинский университет, Таможенная академия, Владивостокский университет экономики и сервиса, Академия искусств, три морских вуза (выпускающие кадры для военно-морского и торгового флота, рыбного хозяйства). На Русский остров с 2013 года переехал один из десяти федеральных университетов России — Дальневосточный. Но события в Москве в сердцах молодежи откликаются не настолько, чтобы выходить с плакатами и поддерживать сверстников из далекой столицы. Мы поговорили с более чем 20 студентами разных специальностей, и ребята в лучшем случае «что-то слышали» о так называемом московском деле.

Отметим, что политическая активность среди молодежи во Владивостоке все же наблюдается: 10 августа на центральной площади города проходил полуторачасовой пикет троих молодых членов Либертарианской партии в поддержку Михаила Светова. Ранее журналисты и «навальнисты» (среди которых были и студенты) митинговали в поддержку Ивана Голунова. Но пикетов в октябре и ноябре никто не проводил — об акциях протестов не слышали ни опрошенные студенты, ни представители вузовского актива, ни преподаватели. Нет информации и в профильных вузовских группах в социальных сетях.

Студенты на острове в последний раз выходили на более или менее заметные пикеты в апреле-мае — против стройки театрально-образовательного комплекса около общежитий кампуса (шумные работы долго проводила по ночам компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга). Сейчас, судя по нарастающему недовольству ребят в соцсетях, может пройти митинг против урезания городских автобусных маршрутов, с которыми и до этого были проблемы. В целом же темы для активного массового недовольства во Владивостоке лежат скорее в утилитарной плоскости.

Валерия Федоренко
— для «Новой»

Урал

«Просто Екатеринбург такой». Уральские студенты исторически активны в протестах. Но если раньше они бунтовали за себя, то в последние полтора года бунтуют за город, «За Любовь» и за своих родителей.

— Когда стало известно, что в сквере появился забор, я сразу понял, что город выйдет. Не было еще никаких призывов, никаких приглашений «на прогулку». Просто Екатеринбург такой: если горожане девять лет выходили за свой город (первый митинг против строительства храма Святой Екатерины прошел на площади Труда в апреле 2010 годаИ.Ж.), то разве можно думать, что не вышли бы сейчас? — Евгений, студент 4-го курса Уральского государственного экономического университета, провел в сквере у драмтеатра все пять протестных ночей с 13 по 18 мая. Был, признается, в первых рядах. «Но насилия к Росгвардии не применял. И забор не трогал».

Студенты составляли не менее трети протестующих в сквере. И были самыми активными. Вечерами, когда народ в сквер только подтягивался, они собирали его вокруг себя мини-концертами: исполняли все — от «Люмена» до классической музыки. А потом вставали в первые ряды перед ОМОНом и первыми принимали на себя удары дубинок.

— На второй день противостояния какие-то парни начали дергать забор. Полицейские сначала тянули его на себя, а потом сами повалили его на землю и бросились на толпу. Какой-то человек в черном костюме подбежал ко мне и просто повалил на асфальт. Меня начали пинать по лицу, по затылку, по спине. После этого закинули в «уазик» и увезли в отделение полиции, — вспоминает несовершеннолетний участник акции, студент 1-го курса одного из екатеринбургских вузов Дмитрий Н.

По факту применения силы к Дмитрию сейчас возбуждено уголовное дело, но найти человека, его ударившего, полицейские не могут.








Станция студенческая
Участники акции против строительства собора святой Екатерины. Фото: Анна Майорова / URA.RU / ТАСС






Участие в протестах обернулось для екатеринбургских студентов и проблемами в учебе: 19 мая, на следующий же день после окончания противостояния в сквере, в Сети оказалась запись разговора студента Уральского государственного университета путей сообщения Антона Савельева с замдекана Юрием Могильниковым. Тот говорил учащемуся, что история со сквером — это «подготовка очередного Майдана», а участие Савельева в протестах называл черным пятном на его биографии. «Мы тебя отчислим. Ты попробуй сложи вот это все», — говорил замдекана, требуя рассказать, кто еще из студентов вуза выходил в сквер. Савельев «выдавать других» отказался.

Впрочем, не сквером единым. Екатеринбургские студенты поддерживают даже те повестки, которые их, на первый взгляд, напрямую не касаются. Например, в августе этого года они составили костяк митинга за допуск Любови Соболь на выборы в Мосгордуму. Акция прошла в Екатеринбурге на улице Большакова.

— Для меня это важно. Да, сегодня выборы не у нас, но завтра будут у нас, — говорил мне тогда студент 3-го курса УрФУ Антон Меньшаков. — Если не отстоим выборы в Москве, то и нам подсунут список «правильных» кандидатов.

В сентябре прошлого года в Екатеринбурге более тысячи человек вышло на митинг против пенсионной реформы. А его заявителем был… студент первого курса Уральского государственного медицинского университета Яков Лысенко. Мероприятие, правда, не согласовали, и сотрудники ФСБ заставили Лысенко отозвать заявку. Позже он принес протестующим свои извинения. Но и на том митинге было много студентов.

Один из них объяснял: «Не за себя пришел — маме оставалось три года до пенсии, а теперь — восемь».

Примечательно, что редко от екатеринбургских студентов услышишь, что они пришли на акцию «ради тусовки». Ради нее, безусловно, тоже. Но позиция есть практически у каждого.








Станция студенческая
Монстрация в Екатеринбурге. Фото: Донат Сорокин / ТАСС






А еще есть корни. Уральские студенты исторически активно реагируют на несправедливость. Правда, раньше они защищали преимущественно самих себя. Так, в марте 2005 года несколько сотен студентов вышли на митинг против монетизации льгот, из-за которой стоимость проездного для учащихся вузов выросла на 80%. И добились своего: мэрия Екатеринбурга пошла на компромисс, согласившись закупать 1200 бесплатных проездных для нуждающихся студентов, а остальным сделать существенную скидку.

А в 1998 году в Екатеринбурге полторы тысячи студентов перекрыли проспект Ленина, требуя отмены реформы образования. Акция закончилась столкновениями демонстрантов с полицией и… возбуждением уголовного дела по факту применения силовиками спецсредств. Представители власти тогда извинились перед учащимися.

И в этом — ключевое отличие студентов 2019 года от студентов 1998-го. Извиняться теперь никто не спешит. А протест студенчества в ответ становится только шире.

Иван Жилин,
«Новая»

Петропавловск-Камчатский

Лифт для троллей. Уличная активность учащейся молодежи носит не политический, а сугубо бытовой характер

На Камчатке основные должности во власти давно и прочно заняли представители «Единой России». Эта стабильность длится больше 10 лет и нравится, конечно, не всем. Несогласные регулярно выходят на митинги, но они, как правило, не собирают много людей, а среди участников акций протеста чаще можно встретить пенсионеров, чем молодежь.

Хотя так было не всегда. В 2017 году, например, в Петропавловске-Камчатском заявили о себе сторонники Алексея Навального. На праздновании Дня России у них даже произошла стычка с кикбоксерами из «Молодой гвардии». Когда оппозиционеры несли транспарант «Камчатка против коррупции», им преградила путь группа коротко стриженных парней, укутанных в российские триколоры. Началась толкотня, антикоррупционный плакат порвали. Оппозиционеров стала задерживать полиция. Им вменили нарушение установленного порядка проведения митинга. Одну из студенток отправили на общественные работы. С тех пор навальновцы из студенческой среды, пожалуй, ничем себя не проявили. Чего не скажешь о молодогвардейцах. Лидеры МГЕР, правда, уже не ходят по городу с флагами, они заседают в городской думе и региональном заксобрании, возглавляют муниципальные предприятия, делают бизнес на бюджетных подрядах.

Власти тем временем придумали для молодежи еще один социальный лифт. С подачи регионального правительства и, вероятно, на деньги камчатского бюджета в крае заработала фабрика троллей.

Юноши и девушки с липовых аккаунтов льют грязь на оппонентов губернатора Владимира Илюхина, пытаются манипулировать интернет-опросами.

Иногда, впрочем, полиция регистрирует и уличную активность учащейся молодежи. Она теперь носит не политический, а сугубо бытовой характер и сводится к выяснению отношений между жителями разных районов. Здесь тоже бывают задержанные и пострадавшие. Но пока акции обходились без серьезных травм и уголовных дел.

Владимир ХИТРОВ
— для «Новой»

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Здравствуйте! очень хочу попросить всех вас....всех моих знакомых и близких,, Очень ...
После того, как упал среднемагистральный самолет и при аварии погибло 20 детей и 7 взрослых, российский премьер Дмитрий Медведев выступил против гражданской авиации, заявив, что только у государства должно быть право передвижения по воздуху в ...
Мне сделали новые визитки. Зацените. Решила в этот раз сделать их двухсторонними. Сама пока не привыкла:) Оформление связано с моим обновленным (не до конца:() сайтом. Сайт тоже предложу заценить, но чуть позже, когда исправим хотя бы часть ошибок и ...
23 мая 2010 года отмечается праздник - День Святой Троицы. ПятидесятницаДень Святой Троицы. ПятидесятницаПраздник называется Днем Святой Троицы, так как согласно христианскому вероучению с момента сошествия Святого Духа на апостолов открылась ...
(Заранее извиняюсь что меня сегодня много, но так как магия пятницы ещё не рассеялась, то не осудите) Я на форуме тундры обитаю с 11го года, примерно тогда, когда её анонсировали и объявили набор на альфа-бета тост. Обитал себе тихо, никого не трогал, комментировал где-то с частотой 2-3 к ...