Легенды каменного города
anairos — 11.05.2021
"А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?"
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
"Можем!
Прикажи, государь!"
И ударились в ноги царю.
Д. Кедрин, "Зодчие"
Есть сюжеты, которые старше культур и народов. Они всплывают в мифах, сказках и ритуалах самых разных времён и стран.
И среди таких вечных тем – внезапно, каменное зодчество.
Есть три сюжета, связанных с каменными строениями. Они повторяются у англичан и скандинавов, на Руси и в Румынии, в Палестине и Аравии.
Они обращаются за советом к мудрецу, и тот говорит: чтобы ваш труд устоял, его нужно поставить на надёжном основании. Только если вы замуруете в фундамент живого человека, сможете закончить работу.
Эта легенда основана на реальном обряде. Археологи раскопали в разных частях света уже десятки зданий с жертвами в фундаменте. У дворцов и храмов это люди, у более скромных строений – кошки или собаки.
В некоторых вариантах сюжета мастера, не в силах решить, кого принести в жертву, постановляют – пусть это будет первый, кто встретится нам сегодня. Иногда же требуется кто-то особенный.
В британской легенде разрушается недостроенный королевский дворец. Мудрец говорит, что в жертву нужно принести необычного ребёнка – того, кто родился от смертной матери, но не имеет смертного отца. Им оказывается тот, кто впоследствии станет известен как Мерлин.
Маленькому Мерлину удаётся избежать гибели: он пророчествует, что под дворцом сражаются два дракона, и именно их битва всё рушит. Но это сюжетный ход уже из другой сказки – о мудром ребёнке, имеющем дар толковать видения и сны.
Когда работа окончена, царь спрашивает мастера: можешь ли выстроить нечто, ещё более прекрасное и величественное? Могу – отвечает мастер.
Тогда царь приказывает ослепить строителя, чтобы его последнее творение осталось навеки непревзойдённым.
Думаю, вы слышали русский вариант этой легенды. У нас её рассказывают о зодчих, строивших для Ивана Грозного Покровский собор на Красной площади.
Историки говорят, что Барма Постник – настоящий архитектор собора Василия Блаженного – впоследствии строил ещё и другие храмы и дворцы в разных уголках Руси. Но оно и неудивительно, потому что легенда куда старше и Ивана Грозного, и самой Руси.
Третья история – вариант второй, но с иной концовкой.
Когда работа окончена, царь объявляет, что не отпустит мастера. Тот должен навеки остаться при нём и работать только на него.
Мастер, запертый там, откуда нет выхода, делает себе крылья и улетает на свободу.
Первым известным крылатым строителем был, конечно, греческий Дедал. Для его сына Икара полёт обернулся, как вы помните, неудачей, но сам Дедал улетел с Крита вполне благополучно. Занятно, что с веками именно Икар оказался главным героем этой легенды, и из его трагедии выводили мораль всей истории.
Румынская легенда о строителе Маноло (или Маноле) соединяет в себе все три сюжета. Там есть и заживо замурованная женщина, и вопрос царя «можешь ли?», и мастера, оставленные умирать на крыше возведённого ими собора, и крылья из досок, с помощью которых они пытаются спуститься вниз.
Легенда записана в 19 веке, но собор, где происходит её действие, построен на три столетия раньше.
Вечные сюжеты обычно касаются того, что важно и священно. Герой приносит людям огонь, похищенный у богов и демонов. Великий воин побеждает чудовищного змея, погрузившего мир в хаос. Ныряльщик опускается на дно предвечного океана, приносит оттуда горсть земли и создаёт сушу. Из тела убитого бога вырастают съедобные растения.
Как в этом ряду оказалось зодчество, и почему именно каменное?
Кое-кто из антропологов, следуя примеру классиков, говорит: люди искали сверхъестественной помощи в делах, где чувствовали себя бессильными, не могли ничего контролировать. Но уж что-что, а строить величественные и долговечные каменные сооружения наши предки умели с незапамятных времён. Даже сейчас кое-кто всерьёз верит, что древние мегалиты были возведены не людьми, а иной, куда более древней и развитой цивилизацией.
Я не знаю, в чём тут дело. Но у меня есть предположение.
Доисторических людей иногда называли пещерными. Но теперь мы знаем, что в пещерах они не жили. Подземелья, укрытые от дневного света, служили им святилищами. Там стены были покрыты ритуальными росписями. Там веками поддерживался негасимый огонь.
Эта традиция осталась и тогда, когда люди начали строить. Древнейшие известные каменные сооружения – церемониальный комплекс Гёбекли-Тепе. Мы не знаем, каких богов и какими обрядами там чтили, но религиозное предназначение всего комплекса несомненно.
Люди живут в домах из дерева, глины, соломы. Дома из камня – для богов (а впоследствии – для царей, их земных сыновей и наместников). Каменное зодчество – не просто прикладное ремесло. Оно священно.
А где святыни, там и мифы.
|
|
</> |
Наркологическая клиника Санкт-Петербург: помощь рядом с вами
Фиктивные браки – всё! Сотни разрешений на проживание мигрантам в России
«Сотовики» и операторы дата-центров ускорят рост рынка выделенных серверов
Зачем Трамп хочет встретиться с Путиным в Будапеште...
Большая Афедронная Коллекция, часть 2
ТОКИЙСКАЯ ТЕЛЕБАШНЯ
Scotland, UK, Шотла́ндия
Попытка этимологии странного слова Хана.
ВЭФ признаёт, что COVID стал «проверкой» общественного согласия с новым мировым 
