Ледяная осада в Амге


Приветствую всех посетителей и подписчиков блога. Затрону на этот раз события Гражданской войны. А именно ее последнее крупное сражение, которое произошло в Якутии возле Амги, в местности Сасыл-Сысыы.

В начале 1923 года опасность для новой Якутской советской республики исходила с востока (27 апреля 1922 году появилась ЯАССР). Ведь со стороны Охотского тракта тогда начал свой поход генерал Пепеляев А.Н., ранее высадившийся в порту Аян. Во Владивостоке, тогда он был занят интервентами — американцами, Пепеляев организовал 720 офицеров и солдат в Сибирскую добровольческую дружину. Деньги на снабжение отряда выделили бежавшие из советской России купцы, среди которых был небезызвестный Петр Кушнарев.
После высадки в Аяне белые разделились – генерал Ракитин пошел по Охотско-Якутскому тракту, Пепеляев – по Аяно-Якутскому тракту. Конечной целью отряда Пепеляева совместно с местными отрядами повстанцев был Якутск.
В январе 1923 года белогвардейцы совместно с отрядами местных повстанцев стали концентрироваться в центральной Якутии – отряд Ракитина вторгся в Баягантайский и Ботурусский улусы. Из Оймякона подошли повстанческие отряды Говорова и Оросина, временного Якутского областного народного управления - ВЯОНУ. В I-й Амгинский улус отдельными группами просочились отряды М. Артемьева. В районе Усть-Миля появился отряд Н. Алексеева, получивший приказ проникнуть в Восточно-Кангаласский улус, правобережье реки Лены.
В занятых населенных пунктах пепеляевцы забирали у населения лошадей затаривались продовольствием, брали теплые вещи. Есть информация на некоторых ресурсах, что эвенки предоставили Пепеляеву 300 оленей, но это не точно.
План по продвижению и захвату ключевых пунктов на пути к Якутску был серьезно спланирован, были предусмотрены отвлекающие маневры, намеренные отступления и т. д. Ведь во главе экспедиционных отрядов Пепеляева и части местных отрядов стояли кадровые военные.
Красные тогда действовали в двух направлениях: Аянском и Охотском. Небольшие гарнизоны и заставы красноармейцев были разбросаны по всей огромной территории – от Чурапчи и Амги и от Петропавловского и до Аллах-Юня в предгорьях Верхоянского хребта, причем малолюдной. Общая численность красных – чуть больше 1 тысячи бойцов.
В ночь с 1 на 2 февраля пепеляевцы взяли Амгу. 110 красноармейцев ничего не смогли противопоставить 300-м белобандитам. После взятия Амги пепеляевцы воспряли духом, ведь ключевой пункт на пути в Якутск захвачен. До него осталось всего 200 с небольшим километров. Потери красных: 3 убитых, пропавших без вести и попавших в плен – 50. Потери пепеляевцев были куда серьезнее: 20 убитых, 32 раненых.

13 февраля ночью отряд красного командира Строда (из латышских стрелков) в количестве 282 бойцов вступил в местность Сасыл-Сысыы (перевод Лисье логово) недалеко от с. Абага. Неделей ранее он выступил из Петропавловское на помощь амгинцам. В Сасыл-Сысыы красные заняли оборону в юртах и хотонах (постройки для зимовки крупного рогатого скота), которые начали укреплять. Рано утром 14 февраля пепеляевцы пошли в первую атаку, начался ожесточенный бой. Первые потери Строда составили – 41 убитыми, 32 ранеными. Белые потеряли 49 убитых и 61 раненого. Но белым удалось уничтожить обоз красных, сам Строд был ранен в грудь.

Так началась героическая оборона красноармейцев, более известная как "Ледяная осада", которая длилась целых 18 дней.
По воспоминаниям самого Строда у Сасыл Сысыы их уже в засаде ждал отряд полковника Вишневского Е.К. (привел звание, которое он получил в годы Первой мировой, позже он станет генерал-майором, звание получил в годы Гражданской). Дождавшись раннего утра белые пошли в атаку, но без всяких ура и т.д. Их разведчики тихо сняли уснувших часовых поставленных командиром батальона Дмитриевым, затем захватили в плен небольшую часть красноармейцев, которые естественно мирно почивали в юрте. Но далее уже часовые Строда открыли стрельбу по противнику. Лисицын первый открывший огонь был убит, двумя пулями ранило Хохлова, он стал отходить к своим, отстреливаясь. Вот так и начался этот первый бой. Отсюда видно, что у Строда караульная служба была поставлена как надо, в отличие от Дмитриева.
В северных условиях осада и оборона юрт и хотонов имели свои особенности. Так, укреплениями служили балбаахи (плиты смерзшегося помета скота, используется в быту и сельском хозяйстве, в основном для удобрения), затем использовали замершие трупы погибших товарищей и коней, их укладывали штабелями. Еще тяжелее было раненым. Их было около 96. При этом погода не баловала, стоял мороз в -50 градусов.
Тут можно вспомнить изобретение пепеляевцев – "якутские танки". Они представляли собой сани на которые укладывали рядами балбаахи, их пули не пробивали. Впереди оставляли место для "бойницы". За такой "бронетехникой" могли укрыться несколько человек. Но от них отказались, толкать по глубокому снегу сани с балбаахами оказалось очень трудно.
Представляете быть 18 дней на морозе в -50 градусов, при этом передвижение было только на карачках или ползком, иначе пуля? Красноармейцы пили кипяток и то не всегда, ели вареную конину. Самая главная ночная задача тогда была добыча чистого снега для его растопки. И заметьте никаких там перебежчиков не было.

Осаждающие стали угрожать о скором появлении у них пушки. Обманывая, что части белых взяли Чурапчу и заимели артиллерию. На самом деле у отряда Курашова Е.И., шедшего на выручку Строду, имелось две легких 37-мм пушки Маклена. Пепеляевцы устроили засаду, но атаковали разведку, приняв ее за главные силы. Несколько разведчиков смогло ускакать и предупредить Курашова о засаде. Белобандиты атаковали несколько раз, это после 16-часового перехода к месту засады. Но отряд красных, имея пушки и пулеметы, отбился.
Услышав такие угрозы, красноармейцы решили сложить все запасы гранат и патронов в погреб, сверху насыпать три пуда охотничьего пороха и при первых пушечных выстрелах поднять белый флаг. Как только пепеляевцы подошли бы, два красноармейца из числа самых надежных должны были поджечь закладку. Когда опять раздался крик: "Ну что? Сдаетесь? К вечеру придет орудие!" – осажденные подняли над крышей потрепанное красное знамя отряда. Начальник обороны Жолнин сел поудобнее и стал играть на гармошке "Интернационал". Бойцы стали петь гимн. Некоторые скажут, что это туфта и образчик советской пропаганды, но пепеляевцы также подтверждали этот факт. Даже бойцы Пепеляева были впечатлены: "Молодец Строд, хочет умереть под своим знаменем".

3 марта белые прекратили осаду, так как узнали, что Амга взята отрядом красных под командованием Байкалова, а на выручку Строду уже подходит отряд Курашова. Таким образом, оборона Сасыл-Сысыы задержала белых, не дала двинуться на Якутск. Пепеляев был вынужден бежать в Охотск.
В результате сражения было убито 192 красноармейца и 118 белогвардейцев.
Финал этого противостояния произошел в зале суда. Судили Пепеляева. Давая показания, Строд закончил их словами:
"Пепеляев издал приказ не трогать пленных. Я считаю его гуманным человеком".
В свою очередь, Пепеляев заявил:
"Мы, все подсудимые, знаем о необычайной доблести отряда гражданина Строда и выражаем ему искреннее восхищение… Прошу это мое заявление не посчитать попыткой облегчить нашу участь".

P.S. Вот ни названия, ни художника картины я что-то не нашел. Может кто подскажет?
Источники:
1. Википедия.
2. В. Пестерев "Гражданская война на северо-востоке России и антикоммунистические выступления в Якутии (1918-1930 гг.)".
3. Строд И. "В якутской тайге". Якутск. изд-во, 1973 г.