Л. Толстой. " Хаджи - Мурат"

топ 100 блогов naina55524.11.2021



Л. Толстой. Хаджи - Мурат

Более всего противоречит своей догматической концепции Толстой в повести " Хаджи -Мурат".
Противоречие это можно выразить словами так.
Жизнь хороша, даже если живешь не по - божески.

Писал Толстой эту вещь долго, с перерывами и , скорее всего, трудно. Именно потому что она не укладывалась ни в какие догматические рамки.
 

В 1851 году Лев Николаевич в письме сообщал своему брату: «Ежели хочешь щегольнуть известиями с Кавказа, то можешь рассказывать, что второе лицо после Шамиля, некто Хаджи-Мурат, на днях передался русскому правительству. Это был первый лихач (джигит) и молодец во всей Чечне, а сделал подлость».

Сделал подлость, но происходит то, что, читая эту небольшую, в десяток страниц, повесть, мы не можем не любоваться этим персонажем во всей его первобытно-естественной красоте.
В самом начале повести есть развернутая метафора- сравнение гибели Хаджи - Мурата с гибелью куста "татарина", который человек пытался сорвать, но только измочалил его , а цветок так и остался на месте, мертвый, но не сломленный.

Мне пришлось слушать по ТВ интервью нашего журналиста с одним из чеченских лидеров в начале 2000-х годов. Когда журналист привел в пример этот отрывок из повести Толстого, чеченский лидер даже обиделся на то, что характер народа сравнили с кустом репейника. А журналист не смог объяснить ему смысл метафоры, смял разговор.
Между тем, в этом эпизоде с "татарином" раскрыта главная сущность кавказских народов- огромное жизнелюбие, непреодолимая воля к жизни и неукротимая энергия. И это не принижение, а возвышение народа.

Более же всего сущность чеченского ( любого, пожалуй , из кавказских народов) раскрывает песня, которую поет один из кунаков Хаджи-Мурата.
Вот ее текст. (Он очень важен для понимания сущности поступков и Хаджи-Мурата , и любого другого из чеченцев).

«Высохнет земля на могиле моей, и забудешь ты меня, моя родная мать. Порастет кладбище могильной травой, заглушит трава твое горе, мой старый отец. Слезы высохнут на глазах сестры моей, улетит и горе из сердца ее.

Но не забудешь меня ты, мой старший брат, пока не отомстишь моей смерти. Не забудешь ты меня, и второй мой брат, пока не ляжешь рядом со мной.

Горяча ты, пуля, и несешь ты смерть, но не ты ли была моей верной рабой? Земля черная, ты покроешь меня, но не я ли тебя конем топтал? Холодна ты, смерть, но я был твоим господином. Мое тело возьмет земля, мою душу примет небо».

Хаджи-Мурат всегда слушал эту песню с закрытыми глазами, и когда она кончалась протяжной, замирающей нотой, всегда по-русски говорил:

— Хорош песня, умный песня.

Да, главное для чеченского мужчины, джигита, - это месть. А самые важные вещи- конь и хорошая сабля.
В " Путешествии в Арзрум" Пушкин пишет о том, что для чеченца убить человека- это все равно что высморкаться, то есть одно из обычных телодвижений.
«Лучше умереть во вражде с русскими, — провозглашает Шамиль, — чем жить с неверными. Потерпите, а я с Кораном и шашкой приду к вам и поведу вас против русских. Теперь же строго повелеваю не иметь не только намерения, но и помышления покоряться русским». Здесь что ни слово, то острый нож в самое сердце доктрины Толстого.
Яснополянский моралист забыл свою проповедь, отдавшись чарам поэзии Кавказа. Это своеобразная поэзия. Это не классический Восток Шахерезады, Гёте, Лермонтова, Виктора Гюго, исполненный неги, сладострастия и философской лени. В кавказском Востоке, отраженном поэзией Толстого, эти элементы сочетаются со свойствами светлоголового хищника, тревожившего северную фантазию Фридриха Ницше. То есть сверхчеловека, Заратустры.

"Когда Хаджи-Мурат во главе своей свиты въезжает в русскую крепость, «на белогривом коне, в белой черкеске, в чалме на папахе и в отделанном золотом оружии»», он менее всего похож на старца Акима или на опростившегося русского интеллигента из толстовцев. Когда он входит в приемную наместника князя Воронцова, на него обращаются все глаза. Да и есть на что посмотреть: «Хаджи-Мурат был одет в длинную белую черкеску, на коричневом, с тонким серебряным галуном на воротнике бешмете. На ногах его были черные ноговицы и такие же чувяки, как перчатки обтягивающие ступни; на голове — папаха с чалмой... Хаджи-Мурат отказался сесть и, заложив руку за кинжал и отставив ногу, продолжал стоять, презрительно оглядывая всех присутствующих». Одним словом — хоть картину с него пиши. У этого чеченца тот естественный воинский «шик», под который старательно и тщетно подделывались и Печорин, и Долохов, и Кавказский пленник".

При этом Толстой говорит:" Ах, как хорош был бы Хаджи-Мурат, если бы не обман веры".
Но ведь и веры никакой нет. Есть молитва, намаз, пост, который соблюдается чинно и чисто формально.
И уж тем более нет никакого непротивления злу насилием. А шесть чеченских старцев, которые вершат правосудие, пострашнее всякого неправедного губернского суда, приговорившего Катюшу Маслову к четырем годам поселения.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Теперь мне всё стало понятно. Спасибо пропаганде. Ясно, что F-16 ничем не отличается от пылесоса и эффекта от него, в военном плане, ноль целых ноль десятых процента.        Единственное, что я пока не могу понять: почему российская пропаганда целых полгода пытается ...
А кому легко живётся? Ну, чтобы всё, как по маслу. Кто не ругался в подростковом возрасте с родителями, кто не переживал болезненных расставаний? Кто не терпел незаслуженных обид или унижений? Наверняка, есть такие счастливчики. Человек, может, пять или десять. На восемь миллиардов населе ...
Рассуждения историка Олега Двуреченского на предмет того, почему т.н. долгое государство Путина из статьи идеолога путинизма Владислава Суркова будет не долгим. В своем 15-ти минутном ролике Двуреченский рассуждает об этом на примере взятых из статьи Суркова Ивана Третьего, Петра ...
Вот уже кто-то прямо в телевизор и сказал что канаццы это сборище трусливых слабых ничтожеств. CBC конечно им этого не покажет, а т.н. приличные люди завоют о том какой же это необразованный чурбан с отбитыми мозгами такое сказал. С безопасного расстояния конечно завоют. ...
Блин, пиздато было бы, если бы после смерти, ты мог летать по всей земле и смотреть че где происходит, как меняется история, что нового изобретают. Хотя видеть и не иметь возможность пользоваться такое себе. А вы что ...