Иешуа

С образом Иешуа в романе " Мастер и Маргарита" получается очень
четкая картинка.
Я вижу две линии, и обе главные, но в разных плоскостях.
Первая - огромная философская мысль, связанная с пониманием
миссии Иисуса, поскольку не станем же мы отрицать, что без
знакомства с Евангелием роман понять невозможно.
Эта мысль заключается в следующем.
На смену Закону Справедливости, основополагающему в Ветхом
Завете, закону религии иудеев, пришел Закон Милосердия, принесенный
Христом для всего человечества. В основу Закона Милосердия легла
мысль о том, что человек слаб и он нуждается в прощении. И этот
закон перевернул мир.
Именно поэтому Каифа настаивал на казни никому не известного
безобидного " юного философа".
" -Вспомнишь ты тогда спасенного Вар-раввана и пожалеешь, что
послал на смерть философа с его
мирною проповедью! ( Понтий Пилат)
; Веришь ли ты, прокуратор, сам тому, что сейчас говоришь? Нет, не
веришь! Не мир, не мир принес
нам обольститель народа в Ершалаим, и ты, всадник, это прекрасно
понимаешь. Ты хотел его
выпустить затем, чтобы он смутил народ, над верою надругался и
подвел народ под римские мечи!
Но я, первосвященник иудейский, покуда жив, не дам на поругание
веру и защищу народ! Ты
слышишь, Пилат? ; И тут Каифа грозно поднял руку: ; Прислушайся,
прокуратор!
Каифа смолк, и прокуратор услыхал опять как бы шум моря,
подкатывающего к самым стенам сада
Ирода великого. Этот шум поднимался снизу к ногам и в лицо
прокуратору. А за спиной у него, там, за
крыльями дворца, слышались тревожные трубные сигналы, тяжкий хруст
сотен ног, железное
бряцание, ; тут прокуратор понял, что римская пехота уже выходит,
согласно его приказу, стремясь
на страшный для бунтовщиков и разбойников предсмертный парад.
; Ты слышишь, прокуратор? ; тихо повторил первосвященник, ; неужели
ты скажешь мне, что все
это, ; тут первосвященник поднял обе руки, и темный капюшон
свалился с головы Каифы, ; вызвал
жалкий разбойник Вар-равван?"
Этот диалог между Понтием Пилатом и первосвященником Каифой -
ключ к пониманию первой линии.
Вторая линия связана с судьбой самого автора романа. Которая
похожа на судьбу Иешуа. Поэтому и не Иисус, а Иешуа, не пророк, а
юный бродяга в рваном хитоне.
И здесь хочется сказать о полемике вокруг "Иешуа - это Иисус или не
Иисус?".
Есть два понятия в литературе.
Прообраз и прототип.
Это не одно и то же.
Прообраз- это идеал, маяк, свет во мгле ночи, ориентир и
символ.
Прототип - реально действующее лицо, положенное в основу
образа.
Не мог же Булгаков в самом деле олицетворять себя с
Иисусом.
Но с Иешуа как с человеком, принесшим в мир идею, новое слово,
то есть с творцом, вполне возможно. И здесь их судьбы параллельны,
поскольку Булгаков как творец тоже был не понят, оклеветан, распят
завистниками, проходимцами от литературы и выжигами, получавшими от
звания " писатель" всевозможные льготы.
Поэтому Иисус - это прообраз Иешуа.
|
</> |