Дихотомия

Сколько существует приключенческой литературы о различных
дикарях - и везде натыкаешься на христианского миссионера. В самых
диких джунглях. Либо погиб, либо умирает от какой-нибудь малярии
или лихорадки. Но все равно едут. По -моему, ни в одной религии,
кроме христианства, включая секты, нет миссионерства.
Зачем дикарям, язычникам, христианство?
Они живут по каким -то своим обычаям, законам, выработанным и
приспособленным именно к их условиям выживания. Их мораль на первый
взгляд кажется примитивной , а временами просто жестокой, но именно
она спасает эти народы...или народности. А христианство для них
попадает в категорию "лишнее знание".
Об этом очень хорошо в изумительном рассказе Н. Лескова" На краю
света".
Два священнослужителя -миссионера на Крайнем Севере отправляются
проповедовать, обращать в свою веру дикарей - куда-то в самый
дальний угол.
С местными проводниками. Причем один из них уже обращенный, а
второй -совершенный язычник.
И в пути их застигает чудовищная северная пурга.
В которой миссионер новообращенного погибает. А миссионер дикаря
выживает , благодаря усилиям своего проводника.
А потому что у первого всё- бог простит. И надо положиться на
его волю. А второй действует именно сообразно своей дикой морали. И
спасает себя и другого человека.
Вот вам и вся дихотомия.
– Нельзя, бачка, крещеному верить, – никто не
верит.
– Что ты, дикий глупец, врешь! Отчего нельзя крещеному
верить? Разве крещеный вас, идолопоклонников, хуже?
– Отчего, бачка, хуже? – один человек.
– Вот видишь, и сам согласен, что не хуже?
– Не знаю, бачка, – ты говоришь, что не хуже, и я говорю; а
верить нельзя.
– Почему же ему нельзя верить?
– Потому, бачка, что ему поп грех прощает.
– Ну так что же тут худого? неужто же лучше без прощения
оставаться?
– Как можно, бачка, без прощения оставаться! Это нельзя,
бачка. Надо прощенье просить.
– Ну так я же тебя не понимаю; о чем ты
толкуешь?
– Так, бачка, говорю: крещеный сворует, попу скажет, а поп
его, бачка, простит; он и неверный, бачка, через это у людей
станет.
– Ишь ты какой вздор несешь! А по-твоему это небось не
годится?
– Этак, бачка, не годится у нас, не годится.
– А по-вашему как бы надо?
– Так, бачка: у кого украл, тому назад принеси и простить
проси; человек простит, и бог простит.
– Да ведь и поп человек: отчего же он не может
простить?
– Отчего же, бачка, не может простить? – и поп может. Кто у
попа украл, того, бачка, и поп может простить.
– А если у другого украл, так он не может
простить?
– Как же, бачка? – нельзя, бачка: неправда, бачка, будет;
неверный человек, бачка, везде пойдет.
На краю света.
Прим. «Значение слова Бачка по словарю Даля: Бачка м. бачкя,
ряз. кур. тамб. костр. сокращенное батюшка, отец. «Бачкины
рукавицы. Хорошо тебе, мачка, за бачкой-то жить; пожила бы ты за
чужим мужиком, говорит дочь».
|
</> |