"Квартира", 1960
andeadd — 07.02.2021 Для американцев сабж - что-то типа нашей "Иронии судьбы", т.е., согласно всем опросам и рейтингам, "самый популярный рождественский фильм ever"; пять Оскаров, если что.* * *
Понятно, что большинство фильмов, снятых в 50-60-е, наводят тоску не хуже, чем современные, но сама атмосфера того времени по-любому гипнотизирует.
Пятидесятые-шестидесятые - удивительное, ОСОБЕННОЕ время. Какая-то секундная чудесная вспышка между эпохой человека-обезьяны, которая длилась от начала времен, и эпохой человека-робота, которая теперь будет длиться до самого апокалипсиса. Проблеск между двумя бесконечными пластами ТЬМЫ.
У животных есть некие базовые основы жизни в коллективе, и существует мнение, что человек их заимствует и делает более РАЦИОНАЛЬНЫМИ.
Например, стабильность отношений в стае обезьян держатся на кровном родстве и иерархии. Человек на этой основе придумывает юридические законы, которые совершенствуют стабильность отношений в человеческой стае, но при этом делают эти отношения более "мёртвыми", продуманными и холодными.
И так же со всеми аспектами жизни.
Так вот, у меня такое ощущение, что к 50-м годам XX века человечество накопило этой самой РАЦИОНАЛЬНОСТИ и будто огромным ксероксом скопировало (вырезать-омертвить-вклеить) вообще ВСЮ систему своего существования на Земле, сделав её более осмысленной и удобной, но в то же время более механистичной. То есть одним махом превратило обычные джунгли в городские, цивилизованные. Одна глобальная чудовищная схема заменила другую.
Но между старой и новой схемами случилась малюсенькая пауза - те самые 50-60-е, когда жизнь была принципиально другой, какой-то... реально ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ - такой, какой она до этого не была и никогда больше не будет. До этого просвета мы были обезьянами, после - стали роботами. Истинно ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ цивилизация была только те два десятилетия в середине прошлого века.
Так о чём я? О "Квартире".
Отличное кино; до последних минут непонятно, кто главный герой - карьерист и приспособленец или романтик и правдоруб. Не припомню столь же талантливо и ИНТЕЛЛИГЕНТНО показанную интригу в современном кино.
Ширли МакЛейн ужасно похожа на Елену Кореневу, что делает фильм более РОДНЫМ для русского зрителя.
Финал духоподъемный, но, естественно, у малоимущего главного героя и Ширли нет никаких перспектив, т.к. она ведется только на успешных и богатых мужиков; на это намекает и откровенно СТРАШНЫЙ, старый, но состоятельный чувак, которого она любит
и её рассказы о прошлых любовниках, среди которых дворников тоже не было.
Поражает сцена новогоднего корпоратива на работе у главных героев; все в жопу пьяные, полуголые девки танцуют на столах, и едва ли не половина сотрудников люто сосутся по углам. Какой-то лайтовый свальный грех.
В 50-е годы реально так можно было? Или это особый случай, т.е. корпоративы были как раз неким негласным Днем Снятия Высокоморального Напряжения?
Ответы от знатоков американской культуры приветствуются.
|
</> |