Курите Крючкова, господа!


Вот, все говорят "28 панфиловцев, 28 панфиловцев", проверяют, разоблачают, опровергают разоблачения и снова разоблачают. Однако почему-то никто не вспоминает о том, что в российской военной истории есть известный герой, чей подвиг не подтвержден вообще ничем, кроме его собственных слов. Нет абсолютно никаких доказательств того, что этот подвиг имел место, тем не менее, он никем не опровергается, присутствует в справочниках, энциклопедиях, во множестве исторических книг, статей и других публикаций.
Речь идет о донце-молодце Козьме Крючкове, который ровно 101 год назад, 14 августа 1914 года (по новому стилю), вместе с тремя другими казаками отважно атаковал 27 немецких кавалеристов (по более поздней версии - 32) и в жаркой рукопашной схватке лично зарубил 11 из них, еще 13 покрошили его боевые товариши, а остальные "тевтоны" в панике бежали. При этом сам он получил аж 16 ранений, а его лошадь - 11, что не помешало ей проскакать шесть верст до расположения части.
Об этом Крючков честно поведал, вернувшись в полк, после чего его тотчас же наградили первым на войне Георгиевским крестом и начали усиленно прославлять в прессе. Его огромные портреты публиковались на первых полосах российских газет и журналов, художники рисовали плакаты, поэты слагали стихи, например, такие:
Четыре русскихъ казака,
А нѣмцевъ было 32.
И вотъ одинъ казакъ Крючковъ
Вдругъ в кучу врѣзался враговъ!
Коммерсанты же, чуя выгоду, немедленно выбросили на прилавки конфеты, шоколад и весьма дорогие папиросы "Козьма Крючков".
В общем, пиар по полной программе. И никому даже в голову не пришло усомниться в реальности доклада казака и попытаться его проверить, к примеру, распросить остальных участников схватки и сопоставить их расказы. Или отправить к месту боя другую группу кавалеристов, чтобы они поискали и посчитали трупы убитых немцев.
Также никого не смущало то, что, несмотря на 16 ранений ("Ранен пулей. Шашкой разрублена рука. Остальные поранения пиками"), Крючкова уже на пятый день выписали из лазарета и вернули в строй. За такое время, как известно, едва успевают зажить даже царапины. Кроме того, нет ни одной фотографии героя с перевязками.
Описание боя тоже не вызывало вопросов, хотя в нем есть, например, такие удивительные строки: "Два пруссака с пиками набросились на Крючкова, пытаясь выбить его из седла, но Крючков (уже будучи раненым) ухватился руками за неприятельские пики, рванул их к себе и сбросил обоих немцев с коней". В общем, Илья Муромец, Индиана Джонс и Джеки Чан в одном флаконе.
Между тем, существует совсем иная версия произошедшего, изложенная в мемуарах К.М. Адариди, командира 27-й дивизии русской армии, воевавшей в 1914 году на том же участке фронта, что и разрекламированный казак:
Далее идет подборка "крючковской" пропагандистской продукции времен Первой мировой войны. Забавно, что, если судить по этим плакатам, то бравый казак во время боя, как минимум, дважды менял фуражку, а его конь переливался всеми цветами, от снежно-белого до угольно-черного. Ну а оппоненты Козьмы поражают разнообразием униформ и на всех картинках выглядят совершенно по-разному.





В крючковской тематике, помимо халтурных рисовальщиков, отметился и знаменитый художник-баталист Николай Самокиш, его акварель - слева. Ну а справа - какой-то "Яшка-цЫган".

На этом плакате Крючков в одиночку дерется даже не с двадцатью семью, а с несметным полчищем врагов.


|
</> |