Геркулес - миллионер
vikond65 — 09.08.2015Сегодня исполнилось 84 года со дня первого полета авиалайнера Хэндли Пэйдж НР-42 "Геркулес" (Heracles) - первого в мире летательного аппарата, преодолевшего по воздуху миллион британских миль, то есть - более миллиона шестисот тысяч километров. Для сравнения, это эквивалентно 40 облетам Земли по экватору или двум полетам до Луны и обратно. Причем свой миллион "Геркулес" отлетал без аварий и серьезных поломок, а потом - "намотал" еще сотни тысяч километров.
Также безаварийно отпахали почти 10 лет на пассажирских маршрутах семь "геркулесовых братьев и сестер" - однотипных самолетов марки НР-42, каждый из которых носил собственное имя, начинающееся с буквы "Н": Hannо, Horatius, Hadrian, Helena, Hengist, Horsa и Hannibal. Исключительную по тем временам безопасность продемонстрировали эти хрупкие с виду гигантские "этажерки": за все годы их эксплуатации ни один пассажир не только не погиб, но и не получил каких-либо травм. Да и по части комфортабельности салонов они намного превосходили почти всех конкурентов.
Вот только крейсерская скорость была далеко не выдающейся - всего 170 км/ч, а против ветра - еще меньше. В результате перелет Лондон-Париж порой занимал более трех часов. Но в неторопливые довоенные времена это считалось вполне приемлемым, салоны НР-42 никогда не пустовали, а билеты приходилось бронировать заранее. Даже к концу десятилетия, несмотря на появление новых пассажирских лайнеров, разгонявшихся до 300-350 км/ч, НР-42 по-прежнему не теряли популярности среди тех, кто предпочитали скорости комфорт и надежность.
Только с началом Второй мировой войны их коммерческая эксплуатация прекратилась. Самолеты передали в военно-транспортную авиацию, однако там они прослужили недолго. Три машины получили повреждения при грубых посадках, и их, как морально устаревших, решили не восстанавливать. "Ганнибал" в 1940 году бесследно исчез над Индийским океанам, еще три самолета были разбиты ураганами на полевых аэродромах, а последний - "Хелену" - в 1941 году списали по износу, обнаружив при осмотре коррозию металлических деталей.
Компоновочная схема НР-42.
НР-42 имел цельнодюралевый каркас и обшивку передней части фюзеляжа, причем в районе пассажирского салона она была гофрированной. Остальные поверхности обтягивали полотном.
Все НР-42 принадлежали лондонской авиакомпании Imperial Airways. Большинство из них обслуживало дальние трансконтинентальные маршруты. В частности, "Хенгист", работая в Африке, более сотни раз пересек этот материк из конца в конец, от Александрии до Кейптауна и обратно.
Из-за низкого расположения фюзеляжа НР-42 не нуждался в высоких трапах. Обратите внимание на суданцев в фесках, проверяющих билеты у пассажиров.
Помимо людей, НР-42 возили авиапочтовую корреспонденцию в багажном отсеке. Этот снимок сделан в Лондонском аэропорту.
Пилотская кабина снаружи и со стороны салона. НР-42 был одним из первых пассажирских лайнеров, в которых ее сделали закрытой.
Для уменьшения габаритов и снижения массы хвостового оперения стабилизатор сделали двойным, а киль - тройным.
Задний пассажирский салон НР-42.
"В желтой жаркой Африке, в центральной ее части..."
"Ханно" на заправке где-то в Египте или на Ближнем Востоке
Закачка в баки "Ханно" бензина "Шелл" с помощью ручного бензонасоса.
"Горациус" и "Геркулес" встретились в Кройдоне.
|
</> |