Культ и культура

«Почем опиум для народа?»
Запрос котировок РПЦ от Остапа Бендера
Начну с того, что наша церковь никогда не имела имидж цитадели нравственности и морали. Скорее, наоборот, она отличалась не в лучшую сторону из-за своей помпезности, стяжательства, алчности и чревоугодия.
Как тут не привести показания русского поэта Блока:
Помнишь, как бывало,
брюхом шёл вперёд,
и крестом сияло
брюхо на народ.
Тут я намеренно буду брать примеры из классической литературы. Потому как её советский и постсоветский вариант отличается особой ангажированностью. Причем, в разные стороны.
Задумавшись над новостью о ревизии текста сказки Пушкина о попе и его работнике Балде, я не смог вспомнить хоть одного произведения, в котором бы служака культа играл положительную роль (и мой склероз в этом абсолютно не виновен).
На одного брата Лешу Карамазова приходится десяток таких вот балдёжных попов.
К слову о Карамазове. Михалыч, благодаря стараниям которого все узнали про Лёшу, как известно, особой праведностью в жизни не отличался. Может это была его своеобразная индульгенция и замаливание грехов? Однако, это и сейчас тренд.
И нет ли тут в помыслах ФМ определённого стёба? Ведь если разложить фамилию «карамазов» по методу Задорного, то получается интересная картинка. «Кара» - это или кара (наказание), или черный (в переводе с тюркского). «Маза» - это или помазанье божье, или везение (на блатном жаргоне).
Выходит, что если рассмотреть 6 возможных (по теории вероятности) комбинаций по толкованию фамилии Лёши, то получится достаточно гремучая помесь толкований.
Ещё один классик, малоросс Гоголь в своём знаменитом рассказе «Вий» местом скопища нечистой силы назначает именно здание православного храма.
Вот точно такой же бедлам у Родригеса от заката до рассвета, при всём его нигилизме, происходит в борделе-ресторане, а в нашем-то варианте – в церкви. Кстати, один из героев дорассветной истории, разуверившийся в современной религии пастор. Что довольно символично.
И на десерт красочное описание роли православных
чиновников в деле просвещения и процветания России, картина
художника Перова