Эрозия порядка
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Эрозия порядка Эрозия порядка](/images/main/eroziya-poryadka-ed84ec.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/andreyvadjra/18267988/810071/810071_900.jpg)
Ф.Лукьянов «Россия как источник паники»
Если даже умозрительно допустить, что Россия абсолютно перестала бы влиять на европейские политические процессы (что равносильно исчезновению ее с политической карты мира) и европейцы избавились бы от надуманной угрозы, которые якобы несут экономические связи с нашей страной, то на Западе и тогда бы не прекратилась интенсивная эрозия порядка. Без России в Европе появились бы новые и обострились старые противоречия, блоки, партии и течения. (Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения…)
Причина этому совершенно очевидному на Западе в наши дни процессу кроется не только в политике, но и в более глубинных явлениях. Происходит формирование новой морали на базе укрепляющегося пострелигиозного мировоззрения. Человечество переживает неизбежную ступень развития, в которую и общество, и каждый индивидум вступают не в результате длительного эволюционного процесса, а благодаря прогрессу науки и качественному скачку в области познания. К такому резкому переходу человечество оказалось готовым явно не в полной мере в силу лавинообразности поступления новых знаний о мире и резким изменениям социально-экономической формации.
Нормы религиозной морали были в свое время сформированы на основе общечеловеческих нравственных ценностей, выработанных обществом задолго до появления христианского мировоззрения. Заслуга христианства для европейской цивилизации во многом состоит в том, что моральные нормы были систематизированы и внесены в религиозную доктрину в качестве основ вероучения и стали обязательными для исполнения их последователями.
В прошлые века отход от норм религиозной морали трактовался либо как грех, либо как преступление в зависимости от политического положения церкви в государстве.
С прекращением существования Папской области в ходе объединения Италии в XIX веке большая часть христианских заповедей, за исключением тех, что вошли в уголовный кодекс («Не убей!» «Не укради!») стала постепенно восприниматься в Европе лишь в качестве «греха». То есть исключительно в качестве моральных норм или норм, регулируемых лишь гражданским правом. В то время как в некоторых мусульманских общинах адюльтер, например, и в наши дни является уголовным преступлением и карается жестоко, вплоть до смертной казни.
Исторически Десять заповедей далеко не всегда являлись обязательной поведенческой нормой не только для простых христиан, но и священнослужителей, а их нарушение зачастую оправдывалось некими «возвышенными» мотивами, такими как сожжение еретика инквизицией «во имя его же блага».
В грехах можно было покаяться на исповеди и получить отпущение, моральным считалось убийство врага на войне и т.п. Вместе с тем, несмотря на наличие большого количества отступлений, закрепленный моральный кодекс являлся целостной доктриной и как таковой воспринимался обществом.
Наблюдаемое изменение моральных норм в современном обществе, отказ от старых норм без появления некоего общепринятого кодекса новых, соответствующих современному уровню общественного сознания, не только существенным образом сказывается на характере отношений между людьми, но и в значительной степени влияет на политические процессы как в рамках одной страны, так и на международном уровне.
Процесс формирования, а вернее разрушения многих общепринятых ранее моральных норм, начался отнюдь не в 60–80 годы ХХ века, как это могло бы показаться, а значительно раньше. На идеологическом уровне этому процессу был дан импульс с появлением на Западе коммунистического учения, добавившего к основным моральным постулатам еще один – требование социальной справедливости. Разумеется, идеи социального равенства выдвигались и раньше (утопический социализм, например, признается марксизмом в качестве одного из его источников), но впервые они стали фигурировать в качестве императивных моральных требований.
В России после Октябрьской революции, несмотря на провозглашение атеистического общества, в качестве морального кодекса был предложен Кодекс строителя коммунизма, во многом повторивший христианские Десять заповедей (трактуемые как общечеловеческие ценности). В отличие от современных политических деятелей, коммунистические лидеры понимали необходимость утверждения общепринятого морального кодекса.
Несмотря на то, что зародилась коммунистическая идея в Европе, закрепилась она и была реализована политически в России. И не только благодаря удачным для этого социально-политическим условиям, но и в силу наличия в нашей стране морально-этических норм, которые возникли и укоренились в сельских общинах, где существовали определенные нормы социального равенства.
Мощнейший удар институциализированным христианским ценностям нанесла фашистская и особенно нацистская идеология. И не столько своим появлением, сколько принятием ее большинством населения Италии и Германии, а затем Испании, Португалии и Румынии.
Контрольным выстрелом в старые моральные ценности стало утверждение на Западе общества потребления как следствия ускоренного развития производительных сил при определенном усилении социальных гарантий, что привело к развалу патриархальной семьи и значительным изменениям в семейных отношениях.
Существенные изменения произошли и в этике сексуальной жизни. Адюльтер и гомосексуальные отношения не являются уже…
Полностью читать ЗДЕСЬ
|
</> |