Куликнувший старичишка
foto_history — 04.08.2022 - Да разве я такой?! – возмущались коротышки, когда видели свои портреты кисти Незнайки (сделавшегося на тот момент художником)Похоже, Лев Николаевич примерно так же реагировал на вот этот портрет Репина:
И.Е. Репин (1844-1930) гостил в Ясной Поляне неделю в конце сентября 1907 года.
Тогда же и написал этот портрет "куликнувшего старичишки".
Ну и кто же мог осмелиться назвать "куликнувшим старичишкой" 79-летнего великого писателя?
И плюс ко всему графа Льва Толстого?
Никто. Сам, только сам.
Вот что он пишет в письме своей свояченице Татьяне Кузминской (родной сестре Софьи Андреевны Толстой):
"Портрет преуморительный: представлен нализавшийся и глупо улыбающийся старикашка, это я,
перед ним бутылочка или стаканчик (это что-то похожее было на письменном столе),
и рядом сидит жена или, скорее, дочь (это Соня)
и грустно и неодобрительно смотрит на куликнувшего старичишку":
Сейчас картина в Третьяковской галерее.
Про этот портрет есть запись и в дневнике зятя Толстого – Михаила Сергеевича Сухотина (мужа старшей дочери Толстого Татьяны Львовны).
Сухотин тоже был в это время в Ясной Поляне.
"Сделал Репин портрет Л.Н. с С.А., который, по-моему, его кисти не достоин.
Очень неудачное произведение.
Л.Н. изображает из себя какого-то добренького, пьяненького, выжившего из ума, но слащаво умилительного старичка с наивными,
широко раскрытыми глазами и сложенными в виде сердечка губками.
Рядом сидит С.А., очень моложавая, - умильно на него глядя и подпирая пальцем щеку как будто его внимательно слушает.
Л.Н. мне потихоньку сказал: "45 лет все жду этого, чтобы С.А. меня слушала, и не могу этого добиться.
Да и вообще, к чему это сочетание?
Я и Репину об этом сказал"".
Может, и сказал, однако в дневнике 26 сентября 1907 года Толстой просто отметил:
"Репин пишет мой портрет – ненужный, скучный, и не хочется огорчать его".
Софья Андреевна, очевидно понимая ценность репинского портрета, сделала с него копию.
Об этом Толстой тоже пишет в письме Кузминской:
"Соня вся поглощена копией моего и ее портрета, написанного Репиным.
Она, не отрываясь, стоит и пишет, пишет, и выходит что-то похожее и столь же забавное."
На мой взгляд, в копии Софья Андреевна приукрасила мужа, понимая, что "как у Репина" ему не по душе:
А вот первый портрет кисти Репина 1887 года Толстому нравился.
Здесь Толстому 59 лет, конечно, нравился, на 20 лет моложе, богатырь да и только.
Тем более, что в этот же приезд в Ясную Поляну Репин написал картину "Толстой на пашне".
Но какова Софья Андреевна? Оказывается (со слов мужа), всю жизнь его не слушала, как он ни бился...
Ну и молодец, а то жила бы с ним в ветхой землянке и пряла свою пряжу...
Осталось сказать, что за расшифровкой "куликнувшего" (слово из письма Толстого Татьяне Кузминской)
пришлось лезть в словарь Даля.
У Даля вот что на этот счёт. Помимо определения болотной дичи, "куликъ – пьяница, пропойный человек".
Ну, то есть понятно, "куликнувший старичишка" значит – подвыпивший старичишка.
p.s. А мне очень этот портрет четы Толстых нравится.
Толстому не понравилось "к чему это сочетание"? - что он такой старый, а жена рядом такая молодая?
Ну а как, тогда не надо было на девушке на 16 лет моложе себя жениться...
Репин был ровесником Софьи Андреевны, очень её уважал,
так что он тут писал Софью Андреевну такой, какой она и была - моложавой и никакой умильности в ней нет.
И Лев Николаевич тоже такой, ну, уж какой есть, сказал бы Репин, продолжая писать портрет...
Иллюстрации картин и фото взяты из своб. источников Сети
Воспоминания Сухотина и запись из дневника Толстого - из книги "Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников",
изд-во "Художественная литература", 1978 год
Письмо Толстого Татьяне Андреевне Кузминской (Берс) от 24 ноября 1907 года
|
</> |