Куба. Галеас.
gun001 — 11.10.2024 Всякое движение технического прогресса является поступательным, как бы нам не хотелось, но фрегат никак не мог возникнуть раньше долблёнки, вот и галера, пытаясь выполнить новые задачи и вбирая в себя все новинки судостроительства, плавно переродилась в галеас, причём главным в этом перерождении была именно концепция, так что первые настоящие галеасы были перестроены из торговых кораблей.Галеас — сверхмощная галера, построенная в начале XVI века. Она использовалась как галера вплоть до XVIII века, но из Средиземного моря не выходила никогда.
Первые упоминания термина «галеас» относятся к XII веку, однако это были, просто галеры крупнее обычного. Галеас как самостоятельный тип корабля состоялся в XVI—XVII веках. Он по сути являлся промежуточным типом между галерой и галеоном.
Венецианский галеас
Смысл создания галеаса был в том, чтобы обеспечить навигацию в зимнее время, потому что обычные галеры плавали только летом. Первые галеасы имели 50 метров в длину, а потом уже и 70 и 80 метров. Тридцать весел по каждому борту. Иначе говоря, галеас был задуман как комбинация галеры и галеона — типичный парусник своей эпохи (XVI — XVIl вв.).
Испанский галеас
На каждое весло сажали 4—7 гребцов, они работали между палубами, чтобы не мешать ни матросам, ни солдатам. Верхняя палуба несла уже 70 пушек. Тяжелые орудия ставили на круглой площадке носовой части, откуда можно было вести огонь в любом направлении. Галеас был первым парусником, где пушки размещались не на верхней палубе по бортам, а закрывались фальшбортами.
Французский галеас
На корме галеаса ставили легкие кулеврины. Это оказалось возможным потому, что галеас был очень объемным. Его ширина достигала 16 метров, а экипаж, включая гребцов, матросов и солдат, составлял до 800 человек. Поскольку водоизмещение галеаса было около 1000 тонн, то и осадка его была глубже, чем у галеры. Изначально в носовой части галеаса имелся надводный таран.
Впервые данный тип корабля был применён венецианцами в сражении при Лепанто в 1571 году, причём по одному из источников корабли были перестроены из готовых стоящих на стапеле корпусов крупных торговых галер-«бастардов». Их было всего шесть, по два на каждое из главных направлений атаки — центр, правый и левый фланги. В этой битве турецкие галеры так и не смогли взять их на абордаж, при этом каждый из них вёл артиллерийский бой с несколькими кораблями противника, что убедительно доказало высокую эффективность крупного корабля с высоким бортом и мощной артиллерией.
Название «галеас» пережило свой расцвет и, хотя сами огромные галеры исчезли из состава флотов, дожило до наших дней. На побережье Балтийского моря галеасом теперь называют рыболовное судно, напоминающее датский бот, но с транцевой, а не круглой кормой и парусным вооружением кеча или двухмачтовой шхуны.
Современный галеас
Этимология этого названия не вполне ясна, однако иногда считается, что оно напрямую связано с парусно-гребными боевыми кораблями XVI—XVII веков, которые в акватории Балтийского моря использовались дольше, чем в остальной Европе.
Вот один из вариантов современных галеасов.
10 июня 2009 года был спущен на воду галеас «Ильмера» (проект «Аскольд-39»), построенный по заказу Клуба юных моряков Великого Новгорода. После успешного проведения ходовых испытаний судно было передано Заказчику.
|
</> |