Кто у кого украл: "Russian Arm" vs "Ukrainian Arm"
krymkurso — 25.09.2017 Заинтересовался я этим вопросом после того, как на глаза мне попался небольшой пост где-то в соцсетях, в котором говорилось об украинском разработчике гидростабилизатора для кинокамер. Дескать, пользуется украинским изобретением весь Голливуд уже много лет, и не нарадуется. "Оскар" даже дали за стабилизатор. Однако называется он почему-то "Russian arm", хотя получал "Оскар" украинец. Стало интересно.Вот то, о чем идет речь (вариантов и модификаций, разумеется, множество):
Цитаты из статьи журнала «Популярная механика» от 2005 года:
По калифорнийской пустыне на огромной скорости несутся два
автомобиля. На крыше одного из них — антрацитово-черного Mercedes
ML-320 — причудливая конструкция, напоминающая стрелу башенного
подъемного крана с кинокамерой на конце. Автомобили то
перекрещивают траектории, то сближаются до сантиметра, то мгновенно
шарахаются друг от друга, то вдруг затевают причудливые танцы. А
вокруг них, живя отдельной жизнью, парит камера, то взлетая вверх,
как вертолет, то пролетая в нескольких сантиметрах от земли и
автомобильного колеса. Внезапно машины резко тормозят и
останавливаются в эффектном заносе, подняв клубы калифорнийской
пыли. В сантиметре от лобового стекла второго автомобиля неподвижно
застывает камера, пристально вглядываясь в лицо испытателя. Только
что закончились очередные съемки рекламы нового автомобиля. А
причудливая конструкция на крыше — знаменитая на весь Голливуд
«Русская рука» — Russian Arm. Без нее не обходятся сейчас ни
режиссеры автомобильной рекламы, ни операторы блокбастеров. И
делают их в Туле.
.....
В МВТУ им. Баумана с середины 1970-х в студенческом конструкторском
бюро пытались приспособить военную технологию к гражданским нуждам,
разработав трехосный гиростабилизатор киноаппарата 1ГСП
(гиростабилизированная платформа). В 1977 году к этой группе
присоединился студент 3-го курса Лев Евстратов. Однако все это так
и не вышло бы за пределы Бауманки, если бы не Олимпиада-80.
Телевизионщики столкнулись с проблемой съемки яхтенных гонок на
Балтике, проводившихся в Таллине: одна из камер должна была снимать
с катера, однако волнение на море не позволяло получить приемлемую
«картинку» — она дрожала. Вот тут-то и вспомнили про кафедру. В
итоге МВТУ им. Баумана совместно с профильными киношными НИИ
разработали и изготовили гиростабилизатор киноаппарата 2ГСП —
съемки Олимпиады прошли идеально.
.....
В середине 1980-х годов 2ГСП попала на киевскую Киностудию им.
Довженко, где ее и застала перестройка. Уникальный гиростабилизатор
был приватизирован частной украинской компанией «Фильмотехник» и
стал активно использоваться на всей территории СНГ. В 1989 году
«Фильмотехник» заказал в бауманском КБ новый гиростабилизатор 3ГСП,
который в 1991 году на специализированной киновыставке в Нью-Джерси
произвел полный фурор. Русско-украинское чудо снимало даже CNN. Еще
через два года КБ разработало очередной и последний стабилизатор
4ГСП. После этого судьбы разработчиков и их детища сложились
по‑разному: за стабилизаторами к «Фильмотехнику» выстроилась
очередь, и они вовсю трудились на съемках концертов Киркорова,
Пугачевой, ТЭФИ, на «Рождественских встречах», кинофильмах и
концертах; разработчики же оказались без копейки денег и свернули
деятельность. Кандидат технических наук Лев Евстратов торговал
тосолом и растворителем, изредка подрабатывая в Москве техником для
обслуживания им же созданных гиростабилизированных головок для
кинокамер. Параллельно Евстратов разработал для «Фильмотехника»
размещаемый на крыше автомобиля дистанционно управляемый
гиростабилизированный операторский кран.
В сухом остатке имеем чисто российскую разработку, попавшую в
шаловливые ручки частной украинской компанией
«Фильмотехник»
Читаем дальше вышеупомянутую статью в "Популярной механике":
...Вот тут-то и понадобился русский инженер Лев Евстратов,
который к концу 1990-х оказался в Голливуде — днем обслуживает
разработанную им же аппаратуру украинского «Фильмотехника», ночью
спит на складе со своими железяками. В 1998 году странного русского
взял к себе на работу тот самый легендарный Чапман, арендовав и
краны, и головки, и компанию «Фильмотехник». Как вспоминает
Евстратов, первые краны с головками просто крепили на крышах
арендованных автомобилей стропами из хозмага, возвращая через пару
дней в прокатную контору автомобиль без единой царапины, но с
промятой крышей — страховка все покрывала. Тем не менее этот
«сэндвич» стал очень популярным среди голливудских операторов, а
так как возле него всегда был русский механик, к автомобильному
крану прилипло сленговое название Russian Arm.
Хочу подчеркнуть, что написана статья задолго до обострения
русско-украинского конфликта, во времена вполне себе дружбы-жвачки:
в 2005 году. Объективности изложенного можно доверять.
А теперь взглянем на украинское видение вопроса. А. Кокуш -
основатель "Фильмотехники".
Анатолий Кокуш — имя, которое знает каждый оператор. В 2006-м
году украинец получил сразу две награды Американской
киноакадемии.
Первую — за операторский кран "Каскад" — сверхлегкую конструкцию,
стрела которой может вылетать на 21 метр. Наконец режиссеры
получили возможность разместить камеру в самых недоступных
местах.
Второй "Оскар" присудили за "Авторобот" — 4-метровый кран, который
монтируется на крыше любого авто. Управление дистанционное, кран и
камера могут плавно вращаться на 360 градусов вокруг машины, даже
когда та движется на большой скорости.
К украинскому изобретателю выстроилась очередь продюсеров экшнов.
На оборудовании компании снято немало блокбастеров: "Форсаж",
"Война миров", "Код да Винчи", "Миссия невыполнима-3", "Люди Икс",
"Мистер и миссис Смит", "Гарри Поттер и Орден Феникса".
Благодаря технике Кокуша впервые удалось разлучить камеру и
оператора, теперь можно было ездить по неровной поверхности, ведь
разработка Кокуша изолировала камеру от толчков или ветра.
Украинцам удалось удивить голливудское сообщество. О них писали
газеты, их приглашали на ток-шоу, а первым серьезным заказчиком
стал Джеймс Камерон для съемок "Титаника".
Само собой, словосочетание "Русская рука" украинские ресурсы
стараются не использовать без крайней нужды, но если приходится -
то делают это примерно так:
Дотянуться до "Оскара" Кокушу помог "Авторобот", за которым
увязалось название "Русская рука":
- Все что отсюда, для американцев было русским. Бывало, звонят,
просят "Русскую руку", мы им объясняем, что это "Авторобот", а они
- нет, меня просили заказать именно "Русскую руку".
- Нам пришлось оставить это название. Даже когда оформляли
документы на соискание "Оскара", спрашивали, можно ли изменить
название на "Авторобот", на что нам сказали - оставьте так, как
есть, иначе вас не поймут, и можете вообще остаться ни с чем", -
говорит Анатолий.
Кокуш пробивался сам. По его мнению, "любой человек, если хочет
чего-то достичь, все должен пройти самостоятельно".
(материал из статьи "Украинский "оскароносец" Анатолий
Кокуш", сайт "Украинская правда", 2008г.)
Возвращаемся к статье в "Популярной механике":
Летом 2003 года на очередной съемке в Голливуде помощник
режиссера собрал съемочную группу и объявил, что отныне украинский
кран по требованию украинской компании следует называть не Russian
Arm, а Ukrainian Arm. Это были последние съемки Льва Евстратова в
качестве техника украинской компании — в России была готова
«тульская рука». В сентябре тульский кран, получивший название
«Первенец», приступил к работе в Голливуде. Работа крана в ноябре
на съемках «Нью-йоркского такси» дала материал, который был признан
«лучшим в истории погонь». После него были десятки других фильмов,
в том числе «Бэтмен. Начало» и «Мистер и миссис Смит». Успех новой
разработки Евстратова привел к анекдотическому развитию событий.
Украинский «Фильмотехник» подал в суд за использование названия
Russian Arm, спешно отказавшись от своего родного бренда Ukrainian
Arm. Поэтому до урегулирования спора сейчас на тульских кранах
красуется надпись UltimateArm, а на головках — LevHead.
Тульская компания называется "Лесков", и у себя на сайте она
пишет: "В 2006м году Американская Академия кино
отметила нас Оскаром за создание съёмочного комплекса Ultimate Arm
и LevHead."
Вот такая история. Россияне молчат про украинцев, украинцы - про
россиян. А истина, вероятно, где-то рядом. Насколько я понимаю, всю
прибыль от использования "Русской руки" сейчас получает компания
"Фильмотехника", поскольку она является панетнообладателем. На
сайте "Фильмотехники" стабилизатор именуется-таки "Русская рука", а не
"Украинская".
|
</> |