Кто у кого украл: "Russian Arm" vs "Ukrainian Arm"

топ 100 блогов krymkurso25.09.2017 Заинтересовался я этим вопросом после того, как на глаза мне попался небольшой пост где-то в соцсетях, в котором говорилось об украинском разработчике гидростабилизатора для кинокамер. Дескать, пользуется украинским изобретением  весь Голливуд уже много лет, и не нарадуется. "Оскар" даже дали за стабилизатор. Однако называется он почему-то "Russian arm", хотя получал "Оскар" украинец. Стало интересно.

Вот то, о чем идет речь (вариантов и модификаций, разумеется, множество):

Кто у кого украл: Russian Arm vs Ukrainian Arm



Кто у кого украл: Russian Arm vs Ukrainian Arm Flight_Head_3D_DSC_0607-1200x803.jpg

Цитаты из статьи журнала «Популярная механика» от 2005 года:

По калифорнийской пустыне на огромной скорости несутся два автомобиля. На крыше одного из них — антрацитово-черного Mercedes ML-320 — причудливая конструкция, напоминающая стрелу башенного подъемного крана с кинокамерой на конце. Автомобили то перекрещивают траектории, то сближаются до сантиметра, то мгновенно шарахаются друг от друга, то вдруг затевают причудливые танцы. А вокруг них, живя отдельной жизнью, парит камера, то взлетая вверх, как вертолет, то пролетая в нескольких сантиметрах от земли и автомобильного колеса. Внезапно машины резко тормозят и останавливаются в эффектном заносе, подняв клубы калифорнийской пыли. В сантиметре от лобового стекла второго автомобиля неподвижно застывает камера, пристально вглядываясь в лицо испытателя. Только что закончились очередные съемки рекламы нового автомобиля. А причудливая конструкция на крыше — знаменитая на весь Голливуд «Русская рука» — Russian Arm. Без нее не обходятся сейчас ни режиссеры автомобильной рекламы, ни операторы блокбастеров. И делают их в Туле.

.....

В МВТУ им. Баумана с середины 1970-х в студенческом конструкторском бюро пытались приспособить военную технологию к гражданским нуждам, разработав трехосный гиростабилизатор киноаппарата 1ГСП (гиростабилизированная платформа). В 1977 году к этой группе присоединился студент 3-го курса Лев Евстратов. Однако все это так и не вышло бы за пределы Бауманки, если бы не Олимпиада-80. Телевизионщики столкнулись с проблемой съемки яхтенных гонок на Балтике, проводившихся в Таллине: одна из камер должна была снимать с катера, однако волнение на море не позволяло получить приемлемую «картинку» — она дрожала. Вот тут-то и вспомнили про кафедру. В итоге МВТУ им. Баумана совместно с профильными киношными НИИ разработали и изготовили гиростабилизатор киноаппарата 2ГСП — съемки Олимпиады прошли идеально.


.....

В середине 1980-х годов 2ГСП попала на киевскую Киностудию им. Довженко, где ее и застала перестройка. Уникальный гиростабилизатор был приватизирован частной украинской компанией «Фильмотехник» и стал активно использоваться на всей территории СНГ. В 1989 году «Фильмотехник» заказал в бауманском КБ новый гиростабилизатор 3ГСП, который в 1991 году на специализированной киновыставке в Нью-Джерси произвел полный фурор. Русско-украинское чудо снимало даже CNN. Еще через два года КБ разработало очередной и последний стабилизатор 4ГСП. После этого судьбы разработчиков и их детища сложились по‑разному: за стабилизаторами к «Фильмотехнику» выстроилась очередь, и они вовсю трудились на съемках концертов Киркорова, Пугачевой, ТЭФИ, на «Рождественских встречах», кинофильмах и концертах; разработчики же оказались без копейки денег и свернули деятельность. Кандидат технических наук Лев Евстратов торговал тосолом и растворителем, изредка подрабатывая в Москве техником для обслуживания им же созданных гиростабилизированных головок для кинокамер. Параллельно Евстратов разработал для «Фильмотехника» размещаемый на крыше автомобиля дистанционно управляемый гиростабилизированный операторский кран.

В сухом остатке имеем чисто российскую разработку, попавшую в шаловливые ручки частной украинской компанией «Фильмотехник»

Читаем дальше вышеупомянутую статью в "Популярной механике":

...Вот тут-то и понадобился русский инженер Лев Евстратов, который к концу 1990-х оказался в Голливуде — днем обслуживает разработанную им же аппаратуру украинского «Фильмотехника», ночью спит на складе со своими железяками. В 1998 году странного русского взял к себе на работу тот самый легендарный Чапман, арендовав и краны, и головки, и компанию «Фильмотехник». Как вспоминает Евстратов, первые краны с головками просто крепили на крышах арендованных автомобилей стропами из хозмага, возвращая через пару дней в прокатную контору автомобиль без единой царапины, но с промятой крышей — страховка все покрывала. Тем не менее этот «сэндвич» стал очень популярным среди голливудских операторов, а так как возле него всегда был русский механик, к автомобильному крану прилипло сленговое название Russian Arm.

Хочу подчеркнуть, что написана статья задолго до обострения русско-украинского конфликта, во времена вполне себе дружбы-жвачки: в 2005 году. Объективности изложенного можно доверять.

А теперь взглянем на украинское видение вопроса. А. Кокуш - основатель "Фильмотехники".

Анатолий Кокуш — имя, которое знает каждый оператор. В 2006-м году украинец получил сразу две награды Американской киноакадемии.

Первую — за операторский кран "Каскад" — сверхлегкую конструкцию, стрела которой может вылетать на 21 метр. Наконец режиссеры получили возможность разместить камеру в самых недоступных местах.

Второй "Оскар" присудили за "Авторобот" — 4-метровый кран, который монтируется на крыше любого авто. Управление дистанционное, кран и камера могут плавно вращаться на 360 градусов вокруг машины, даже когда та движется на большой скорости.

К украинскому изобретателю выстроилась очередь продюсеров экшнов. На оборудовании компании снято немало блокбастеров: "Форсаж", "Война миров", "Код да Винчи", "Миссия невыполнима-3", "Люди Икс", "Мистер и миссис Смит", "Гарри Поттер и Орден Феникса".

Благодаря технике Кокуша впервые удалось разлучить камеру и оператора, теперь можно было ездить по неровной поверхности, ведь разработка Кокуша изолировала камеру от толчков или ветра. Украинцам удалось удивить голливудское сообщество. О них писали газеты, их приглашали на ток-шоу, а первым серьезным заказчиком стал Джеймс Камерон для съемок "Титаника".



Само собой, словосочетание "Русская рука" украинские ресурсы стараются не использовать без крайней нужды, но если приходится - то делают это примерно так:


Дотянуться до "Оскара" Кокушу помог "Авторобот", за которым увязалось название "Русская рука":
- Все что отсюда, для американцев было русским. Бывало, звонят, просят "Русскую руку", мы им объясняем, что это "Авторобот", а они - нет, меня просили заказать именно "Русскую руку".
- Нам пришлось оставить это название. Даже когда оформляли документы на соискание "Оскара", спрашивали, можно ли изменить название на "Авторобот", на что нам сказали - оставьте так, как есть, иначе вас не поймут, и можете вообще остаться ни с чем", - говорит Анатолий.

Кто у кого украл: Russian Arm vs Ukrainian Arm

Кокуш пробивался сам. По его мнению, "любой человек, если хочет чего-то достичь, все должен пройти самостоятельно".

(материал из статьи "Украинский "оскароносец" Анатолий Кокуш", сайт "Украинская правда", 2008г.)

Возвращаемся к статье в "Популярной механике":

Летом 2003 года на очередной съемке в Голливуде помощник режиссера собрал съемочную группу и объявил, что отныне украинский кран по требованию украинской компании следует называть не Russian Arm, а Ukrainian Arm. Это были последние съемки Льва Евстратова в качестве техника украинской компании — в России была готова «тульская рука». В сентябре тульский кран, получивший название «Первенец», приступил к работе в Голливуде. Работа крана в ноябре на съемках «Нью-йоркского такси» дала материал, который был признан «лучшим в истории погонь». После него были десятки других фильмов, в том числе «Бэтмен. Начало» и «Мистер и миссис Смит». Успех новой разработки Евстратова привел к анекдотическому развитию событий. Украинский «Фильмотехник» подал в суд за использование названия Russian Arm, спешно отказавшись от своего родного бренда Ukrainian Arm. Поэтому до урегулирования спора сейчас на тульских кранах красуется надпись UltimateArm, а на головках — LevHead.

Тульская компания называется "Лесков", и у себя на сайте она пишет: "В 2006м году Американская Академия кино отметила нас Оскаром за создание съёмочного комплекса Ultimate Arm и LevHead."

Вот такая история. Россияне молчат про украинцев, украинцы - про россиян. А истина, вероятно, где-то рядом. Насколько я понимаю, всю прибыль от использования "Русской руки" сейчас получает компания "Фильмотехника", поскольку она является панетнообладателем. На сайте "Фильмотехники" стабилизатор именуется-таки "Русская рука", а не "Украинская".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мыс Хара-Ундэр расположен на острове Ольхон в Иркутской области. (GPS координаты:53.405099, 107.767439) 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ...
Жека cimpond спрашивает у своих френдов, а я тоже хочу - вопрос к атеистам: Что вас приводит к мысли, что Бога нет? Назовите главный ...
вместо создания своих компьютеров, телефонов мы должны покупать это на западе, разработки были, но благодаря лиральноидиотическому правлению горбачевых, пропойнодибилной политике ельцина мы их благополучно просрали. но я уверен что ...
 Марк Цукерберг, раструбили ведущие мировые СМИ, строит "супер-бункер на Гавайях". И, якобы, случайно допустил утечку информации о строительстве, которое обойдется бизнесмену примерно в 270 млн долларов.     Да, туннели, подземные бункеры, аварийные люки, ...
Приветствую, дорогие сообщники! Меня зовут Ольга,мне 26 лет и я лентяйка  домохозяйка)))). Вот уже более 3х месяцев, как моим вторым домом стала замечательная страна Канада. Первый свой день я вам показала, когда получила визу сюда. Вот он  ...