Кто делал гламурные шляпки для первых леди Америки: «Архитектор войлока и
vitkvv2017 — 16.06.2021Шляпки с искусственными цветами.
Коко Шанель приписывают фразу: «Настоящая женщина должна из ничего
уметь делать три вещи: шляпку, салат и скандал». Последние два
пункта оставим на рассмотрение кулинарам и психологам, а вот шляпки
буквально «из ничего» - лоскутков, соломки, бумаги – прославили
американскую модистку Салли Виктор. Ее шляпки хранятся в мировых
музейных собраниях, ими восхищались первые леди США, а историки
моды называют Салли Виктор создательницей современного гламура…
Салли за работой. Модель позирует в ее шляпке.
Карьера Салли Виктор охватывала четыре десятилетия – с 1920-х до
1960-х – и пришлась на самый пик популярности экстравагантных
женских шляпок. Салли родилась в 1905 году в городке Скрэнтон, штат
Пенсильвания, однако вскоре семья перебралась в Нью-Йорк. Там ее
тетя держала шляпную мастерскую, причем довольно популярную.
Конечно же, с юных лет Салли, стремясь во всем подражать любимой
тетушке, мастерила шляпы – из всего, что попадалось ей руки. В ход
шли лоскутки, сухие цветы, обрезки бумаги… Уже в восьмилетнем
возрасте Салли делала для своих кукол вполне «дизайнерские» шляпки.
Когда Салли немного подросла, она начала помогать тете с небольшими
заказами и делать шляпки для своих подруг. В восемнадцать она
начала работать в отделе шляпного шитья магазина Macy's. Сначала
она просто искала подработку на лето, но руководство убедило
амбициозную девушку остаться в штате. Правда, занималась она там в
основном закупками – и вскоре владельцы магазина уже всецело
полагались на ее вкус и чувство стиля. Одним из поставщиков шляпок
был некто Серджио Ф. Виктор. Этому человеку суждено было стать не
только ее супругом, но и другом, помощником, вдохновителем и
деловым партнером…
Салли было всего двадцать два года, когда она стала его женой – и
матерью мальчика по имени Ричард. Она ушла из магазина и, казалось
бы, могла посвятить всю себя семье, но…
Шляпки с искусственными цветами и вуалями.
Но вскоре именно Салли стала главным дизайнером фирмы своего
мужа, а в 1934 году основала собственное дело и открыла магазин на
53-й восточной улице в Нью-Йорке. Не прошло и пары лет, как ее
шляпки начали приобретать все крупные модные магазины
Нью-Йорка.
Чем же так привлекали владельцев универмагов творения скромной
модистки? Салли Виктор была новатором в дизайне головных уборов. Ее
работы отличались смелостью, непосредственностью и нетривиальной
работой с источниками вдохновения. Искусство коренных народов
Америки, китайские фонарики и веера, живопись Анри Матисса, Пита
Мондриана и других художников-модернистов…
Шляпки, вдохновленные Мондрианом.
Одной из первых Виктор начала использовать синтетические
материалы, пластик и нейлон. Она думала об удобстве клиенток и
потому разрабатывала шляпы из легких материалов, складные и сборные
– их можно было с легкостью взять с собой в путешествие, упаковав в
чемодан со всей остальной одеждой, а не таскать с собой кучу
шляпных коробок.
Модели в повседневных складных шляпках.
Модели в повседневных шляпках.
В числе преданных поклонниц Салли Виктор были Мейми Эйзенхауэр
(она заказывала у Салли большую часть своих шляпок), Элеонора
Рузвельт и Жаклин Кеннеди – первые леди США. У каждой из этих
женщин был собственный узнаваемый стиль и манера одеваться, каждая
из них была яркой индивидуальностью, и Салли удавалось найти для
них подходящие фасоны, формы и цвета шляпок.
Мейми Эйзенхауэр в шляпке-волне.
Разумеется, шляпки из перьев, соломки и бумажных цветов
приобретали звезды кино – шляпка-венок из роз принадлежала,
например, Одри Хепберн. Не обошелся без шляп Виктор и гардероб
королевы Великобритании Елизаветы II. Несмотря на любовь к
экспериментам и творческую смелость, Салли никогда не следовала
слепо моде. Она утверждала, что мода – вещь сугубо личная, а шляпки
должны в первую очередь украшать женщину, а не только шокировать
публику. «Делать женщин красивее» - таков был девиз предприятия
Салли Виктор. Однако эти вещи всегда отличала сложная форма,
небанальный подход к материалам, дерзость и непокорность – никакого
вычурного гламура, никакой наносной «красивости». Шляпки Виктор
были… естественными – ни одна линия, ни одна деталь не была
излишней. В ее работах заметна легкая ирония – вязаные шляпки из
толстой пряжи, розы, напоминающие «фонарик» рыбы-удильщица,
сочетание перьев и соломки…
Салли Виктор.
Любила она пошутить и в своих интервью. Например, на вопрос
журналиста о том, имеет ли муж право критиковать шляпку жены, она
ответила, что критика шляпки – отличный способ выпустить пар и
сбросить накопившееся взаимное раздражение, неизбежно возникающее
даже в самых прочных, бережных и равноправных отношениях. Впрочем,
мнение мужа о шляпке учитывать вовсе не обязательно… Брак самой
Салли можно было назвать счастливым. Ее супруг продал свой бизнес и
присоединился к Салли в качестве финансового консультанта и
управляющего, решив всецело поддерживать супругу в ее деле – вплоть
до своей смерти в 1969 году.
В годы Второй мировой многие женщины отправились на фронт,
трудились в госпиталях, сменили мужчин на заводах… Однако униформа,
в которой они работали, не всегда была удобной. И Салли Виктор
решила тоже принести пользу своей стране – а вернее, своим
соотечественницам. Она разработала берет особой конструкции для
медсестер и головной убор для женщин-рабочих из плотной парусины,
комфортно поддерживающий их длинные волосы – во избежание
несчастных случаев на производстве.
Справа - модель в шляпке от Салли Виктор на обложке
Vogue.
Мадам Виктор была удостоена ряда наград в области моды и высокой
оценки модных критиков. В 1954 году The New Yorker назвал ее
«великолепным скульптором из соломы и войлока». Она активно
сотрудничала с Бруклинским музеем – создавала шляпки по мотивам его
коллекций и отдельных выставок, а музей использовал эти работы в
своих рекламных кампаниях.
Модели в скульптурных шляпках.
Любимая «шляпница» всей Америки, Салли Виктор скончалась в
возрасте семидесяти двух лет. Созданные ею шляпы стали частью
истории моды, они представлены в музейных коллекциях США.
Поклонники винтажного дизайна могут иногда найти их на аукционах,
но чаще – в них позируют улыбающиеся красотки на обложках старых
глянцевых журналов и предстают перед зрителем голливудские звезды в
кинофильмах пятидесятых годов.
Текст: Софья Егорова.