Ксенофобия и логика
artyom_ferrier — 13.04.2021Не раз доводилось слышать примерно следующее: «Вот есть люди, которые говорят: «Я, вообще-то, не антисемит, у меня даже есть друзья-евреи, хорошие ребята» - но именно такие персоны и есть главные антисемиты со своим этим «друг-еврей».
Ну или - «Я, вообще-то, не расист, у меня есть даже друзья-негры» - и это якобы признак истинного расиста.
Я упорно не понимаю такого подхода, когда опровержения этнической предвзятости на частных примерах — приравниваются к расизму, да ещё и самому одиозному.
Где логика?
И как ещё опровергать предубеждённость против какой-то группы людей, как не на частных примерах, доказывающих обратное?
«Я воспитывался в такой культуре, где бытовало мнение, что все мерметийцы — уроды. Но потом я познакомился с кое-какими мерметийскими ребятами, и они — оказались весьма ничего. Получается, что не все они уроды. Значит, в том, что мне твердили с детства — было некоторое недопонимание, и наши воззрения на мерметийцев нуждаются в коррекции».
Кто такие «мерметийцы»? Да похер. Но факт в том, что раньше тебе предлагалось огульно считать всех их уродами, с которыми невозможно иметь дело, а теперь ты сам видишь, что по крайней мере с некоторыми — можно.
И вот это — Логика. Работа с кванторами. Если находятся хоть какие-то исключения — значит, квантор «все» уже не работает. Получается - «некоторые». Есть хорошие мерметийцы, есть плохие, а в целом — люди как люди, значит.
То есть, только лишь на личном опыте (ну или опыте людей, которым доверяешь) — ты можешь убеждаться, что некая группа, которая в твоей культуре воспринималась как «плохая» - в действительности может иметь представителей, которые «хорошие». И это — уже очень большой прогресс по сравнению с тем, чтобы огульно всех представителей этой группы считать уродами.
Но ты и не должен считать их «уродами», это неприлично, это не комильфо?
Ну, возможно, где-то в каких-то эдемических эмпиреях, но в жизни так оно не работает. Если в твоей группе А бытует предубеждённость против группы Б — её не искоренить проповедями того, что «грешно так думать».
То есть, по уму — наверное, не стоит кричать на каждом углу, как ты презираешь какую-то чужую группу людей, ибо тут ты плодишь излишнюю напряжённость безо всякой нужды, но если ты привык в глубине души считать их уродами — значит, так. И это твоё право, вообще-то, быть расистом, антисемитом, мизогинистом, whatever.
А сдвинуть тебя с этой ксенофобской позиции — может только личный опыт знакомства с людьми из этой группы, которые своим примером опровергают твои стереотипы.
Ну и чтоб не ходить вокруг да около, не прятаться стыдливо за мифических «мерметийцев» - как я могу ответить на вопрос, не антисемит ли я?
Да так и отвечу: «Хотел было стать — но случились кое-какие еврейские девочки, очень милые, и потому — колеблюсь».
Серьёзно, если б я судил о евреях только лишь по Ветхому Завету — то могло бы быть не очень лестное суждение.
Таскаться по городам и весям с сестрой, которая к тому ж и жена, и представлять сию особу именно как сестру (подобно Степлтону в «Собаке Баскервилей»), чтоб на неё клевали всякие фараоны, а потом шантажировать их гневом своего гопника-господа за посягательство на твою жену?
Едва ли в каком эпосе можно сыскать историю более грязную.
А потом по требованию этого же гопника-господа чуть не зарезать на жертвенном алтаре своего единственного сына?
А ещё этот гопник-господь, психически трахнутый чмошник, решил вдруг смыть всё живое с лица Земли, но повелел Ною строить ковчег? Какая убогая переделка мифа о Потопе из Гильгамеша!
Реально, если всерьёз воспринимать еврейские священные писания — то это феерическое говно (что не может не отражаться и на мнении о народе, который чтит их как основу своих верований).
Но вот если считать, что это, по сути, анекдоты — тогда другое дело.
Что ж, я учился в довольно такой «элитарной» питерской спецанглийской школе — где, разумеется, много было евреев и среди педсостава, и среди учеников.
И именно на их примере я усвоил, что среди евреев бывают весьма вменяемые, адекватные, разумные и порядочные люди, к тому ж весёлые.
И это были, конечно, светские-советские («антисоветские», вернее) евреи, которым мало было дела до «жестоковыйных комиксов» их «недобедуинских» предков.
И в Универе у нас было... глубокое взаимопонимание с девочкой Катей, которая не только что была еврейкой, но и специализировалась на семитских языках, а потом, правда, перешла на изучение коптского фольклора, и это была забавная история, её странствия по египетской пустыне.
Я рассказывал её не раз, и сейчас это смешно, а тогда — было стрёмно.
Позвонили её предки, сказали, что потерялась, не выходит на связь.
Ну и мы с Анхелем и с Лёшкой Зиминым метнулись в Египет, затарили полную Секвойю оружия у дружественных вояк, поехали покорять бедуинов.
Оказалось же, что у Катькиного Рэнглера вскипел радиатор, она пошла за водой — да и брякнулась по дороге от солнечного удара.
Неравнодушные бедуины подобрали, выходили, но у неё сателлитник разрядился, не могли выйти на связь.
Ну вот и рассказывай после этого про робких евреев или жлобских арабов!
То есть, бывают, конечно, и те, и другие — но бывают и иные.
И что реально бывают — только на конкретных примерах можно выявить.
То же — и с неграми.
Нынче, понятно, мода в том, чтобы всячески отрицать в себе расизм как таковой, с пеной у рта, с сердцем на ладошке.
На каковом порыве — естественно, спекулирует всякая мразь, норовя поставить человека во всё более неудобную для него, всё более покаянную позицию.
Я же — никогда не стремился отрицать свой расизм altogether.
Да может, он и есть во мне, расизм. Поди знай. Я в себе сам ещё до конца не разобрался.
Испытываю ли я антипатию к неграм из-за того, что они негры?
Возможно, нет. Во всяком случае, у меня бывали негритянки — и это был прикольный опыт.
Но это были, конечно, не какие-то там жирные-тупые-шумные ghetto-girls, на которых у двухлетнего доберман-пинчера не встанет — это были реально прикольные такие чёрные пантеры.
Но когда какие-то ниггеры пытаются мне впарить свои многовековые страдания под ярмом угнетения — вот тут-то у меня расизм и растёт.
Да, я посещал двухнедельные курсы sensitivity, но спал на них, поэтому не уверен, что там реально звучала эта фраза, но она прозвучала в моей голове. И она звучит так: «Если кого-то выебли — значит, кто-то расставил булки».
Вот такое у меня сострадание к жертвам.
И я никогда не понимал фразы: «Мне довелось пережить страдания, которые много хуже смерти».
Ну если хуже — так чего ж не убил-то себя?
А нет — так радуйся, что жив, и не пизди, и двигайся вперёд.
Да, возможно, я возьму ещё пару неделек курсов sensitivity.
Говорят, в нынешнем мире это необходимо, чтобы улыбаться достаточно сострадательно без предварительного лимона.
Но самое главное, когда тебя пытаются уличить в непристойном образе мышления, что ты расист или антисемит или мизогинист или гомофоб — подразумевается, что ты сам находишь это непристойным, а потому встаёшь в робкую и жалкую защитную позу, пытаешься как-то вывернуться, отмазаться, «да вы неверно поняли», «произошла чудовищная ошибка».
На этом — паразитируют любые «тролли», апеллирующие к нравственному чувству. «Вот ты грешен — и как тебе теперь с этим жить».
Но всё меняется, если сказать: «Да, возможно, Я грешен — и как ТЕБЕ теперь с этим жить?»
То есть, как в том зоологическом анекдоте: «Как известно, у носорога очень плохое зрение. Но при его габаритах — это не его проблемы».
|
</> |